АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ




 

Дисциплина: «Архитектурное виртуальное моделирование» Факультет Архитектуры
2 кредита 3 курс
Практическое занятие №1-2. Предмет «Архитектурное виртуальное моделирование». Введение, значение виртуального моделирования в архитектурном проектировании. Разминка – комбинаторное моделирование (несложное формообразование) в программе 3ds Max. 1 семестр
2017/18 уч. год
 
Ассистент профессора ФА Князева Ольга Александровна  

 

Целью преподавания дисциплины «Архитектурное виртуальное моделирование » является обучение будущих специалистов возможностям компьютерного моделирования как отдельно стоящих зданий и сооружений, так и архитектурной среды в целом, основываясь на использовании приёмов комбинаторики в трёхмерной виртуальной среде. В практике учебного проектирования виртуальное моделирование может быть использовано на всех стадиях обучения наравне с традиционным макетно-графическим методом, расширяя воз­можности постижения профессиональ­ных азов в начале обучения и обогащая стадию композиционного поиска в про­ектировании на старших курсах. Задача виртуально-комбинаторного метода – привести в движение творче­ский механизм сознания студента.

Архитектурное виртуальное моделирование базируется на четырёх основных аспектах проектирования:

- морфологический аспект проектирования, описывающий архитектурную форму на основании объективного измерения (размеры, их соотношения, пропорции, цвет, фактура и пр.), в поисках целесообразности и гармонии архитектор может менять количественно-качественные характеристики архитектурных масс;

- сценарный аспект проектирования, рассматривающий концептуально-содержательную составляющую проекта, которая несёт функциональную информацию (идейно-образная смысловая составляющая);

- структурный аспект проектирования, объединяющий средства систематизации архитектурной среды в процессе её организации (метроритмические закономерности, модульность, членения);

- пространственный аспект проектирования, рассматривающий свойства среды, которые отражают количественно-качественные характеристики пространств, степень их открытости, расположение и значимость связей.

Комбинаторика – механизм действия, операции по поиску сочетаний частей, метод формообразования на основе различных комбинаций.

Композиция – результат деятельности, соотношение частей, их гармоничное расположение и связь. Деятельность можно назвать композиционной, когда она приводит к рождению композиции, в этом случае комбинаторные механизмы служат её структурирующим началом, формальная комбинаторика сама по себе не приводит к рождению композиции. В исследовании «Теоретические основы архитектурной комбинаторики» проф. Е.С.Пронин рассматривает уровни архитектурной комбинаторики: концептуальный уровень уро­вень идей, принципов, значений и це­лей, он с трудом под­дается отслеживанию, так как скрыт от поверхностного взгляда, но обнаружи­вается при внимательном изучении во­проса; формальный уровень уровень геометрических форм и их характери­стик, он легко поддает­ся материализации в облике физических (чертёж, макет) и цифровых моделей.

Структура комбинаторного процес­са остается всегда неизменной и по­следовательно переходит от идеи к выбору элементов, проведению с ними всевозможных операций и получению вследствие этого множества вариантов решения задачи и затем к выбору и оценке окончательного решения

Цифровое моделирование вскрывает комбинаторную суть компо­зиционной деятельности, делает её на­глядной и доступной к освоению. Компьютерный композиционно-ком­бинаторный курс обеспечивает форми­рование первичного уровня композици­онного мышления, необходимого для динамичного и самостоятельного реше­ния проектных задач на первых стадиях учебного проектирования. Это, прежде всего, постановка профессионального восприятия – целенаправленного и из­бирательного, способного профессионально ориентироваться, позво­ляющего накопить стартовый интеллектуальный капитал для последующей учебной и профессиональной деятель­ности.

Профессор Д.Л.Мелодинский отмечает явное преимущество циф­рового моделирования: «Никакое рутин­ное моделирование при помощи рук не в состоянии сравниться со скоростью пространственных преобразований, предоставляемой компьютерными воз­можностями. Поле потенциальных трансформаций геометрических параме­тров формы, их последовательность, виды отображений: ортогональная про­екция, аксонометрия, перспектива – и, наконец, темпы изменений не знают пределов».

Комбинаторное моделирование (несложное формообразование) в программе 3ds Max начинается с простой геометриче­ской формы, так как она универсальна. Знакомство с закономерностями строе­ния простых форм, изучение их геоме­трических свойств и характера поведения в пространстве, а также особенностей взаимодействия с другими простыми формами открывает возможность по­стижения философии более сложной архитектурной формы. В контексте дан­ного задания геометрическое подобие тел, составляющих композицию, связы­вает в единое целое крупные и мелкие элементы и усиливает смысловую значи­мость объединяемых элементов. Повто­ряясь в своих очертаниях в единой структуре, элемент оказывает более глу­бокое образно-ассоциативное воздей­ствие на восприятие всего объекта.

Первый этап разминка. Нужно выбрать одну из простых геометрических форм, на языке программы 3ds Мах – «геометрический примитив» (Box, Pyramid, Cone, Sphere, Torus и пр.). Затем создать комбинаторное поле из различных сочетаний нескольких объёмов, используя перемещение, вращение и мас­штабирование. Подобрать для каждого из полученных объектов назначение, соответствующее его внешнему облику.

На последующих занятиях выполняется серия из трёх упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля» – формирование образов: малой архитектурной формы, индивидуального жилого дома и общественного здания (или сооружения). Сложность задания состоит в том, что все объекты должны быть основаны на одном модуле.

Цель задания: изучение возможно­стей формообразования на основе про­стых геометрических тел с помощью комбинаторных операций и использова­ния таких архитектурных средств компо­зиции, как пропорции, членения, пла­стика поверхности, материалы.

Простой единичный модуль – геометрическая фигура, развитая в пространстве по всем трём координатам, т.е. это не может быть плоскость. Он может быть создан одним из следующих способов: на основе одного или нескольких объёмных примитивов, путём их частичной трансформации или соединения между собой, преобразования с помощью модификаторов из свитка Modifier List; на основе сплайна, с применением модификаторов, создающих объём (Extrude, Lathe и пр.).

Возможны различные пути сбор­ки отдельных элементов (объёмов) в группы, наиболее типичные из них: примерно равные по величине объёмы, собранные в пучок, расположенные крестообраз­но, группирующиеся по прин­ципу дерева, лепестков цветка, образующие ряды или «ведущие хоровод»; группы, в которых доминирующий элемент определяет характер всей компо­зиции или за счёт величины, или за счёт своего положения, в этом случае все про­чие элементы играют подчиненную роль. Существуют множество вариаций внутри каждого типа группировки. Анализируя окружение (градостроительный опыт, объёмно-планировочные решения архи­тектурных сооружений, ландшафтный дизайн и дизайн интерьеров), можно самостоятельно найти интересные примеры группи­ровок объёмов в пространстве и самих пространств. При создании комбинаторного поля или группы объёмов для тематической композиции, предпочтительны группы, в которых есть ощущение гармо­нии. Ясность, выразительность и целост­ность образа определяются не толь­ко соразмерностью и расположением частей по отношению к целому, но и степенью плотности объёма, его цветом в общей цветовой гамме и адекватной постановкой в окружающей сре­де, которая подчеркивает достоин­ства композиции, помогая восприни­мать её.

Собираясь в группу, отдельные эле­менты либо врезаются друг в друга, либо изымаются один из другого, примером такого «отрицательного объёма» может служить колодец – ци­линдрический столб, изъятый из тела земли – столб пространства. Данный приём «отрицательных» объёмов широко ис­пользуется в архитектуре: заглу­бления на плоскости фасада, ниши, арки; интерьерное пространство тоже можно назвать отрицательным объёмом, если рассматривать его как внутренность сооружения. Таким образом, «Отрицательный объём» – это геометрическое тело, представленное не массой, а пространством. Операции врезок и выемок не должны искажать ис­ходное геометрическое тело до неузна­ваемости, членения и врезки проявляют геометрию исходного тела, подчеркивая его индивидуальность. Например, «пологое» или «наклон­ное» геометрическое тело становится более выразительным при сопоставлении со «строго горизон­тальным» или «строго вертикальным».

Тематическая композиция должна быть обобщенной, соразмерной челове­ку (масштабной) и передавать специфи­ку выбранной темы. Так, опираясь на приёмы формальной комбинаторики, архитектура подходит к реше­нию концептуально-образных задач. Созданный ряд ассоциа­тивных моделей станет частью теоретического опыта. Психологи считают: «Хорошее начало – это 50% успеха работы». В дальнейшем, студенту необходимо анализировать свои разработки и получать рекомендации преподавателя по их использованию и развитию темы.

Глоссарий

Русский язык Казахский язык Английский язык
Моделирование Модельдеу Modeling
Комбинаторика Комбинаторика Combinatorics
Композиция Композиция Composition
Образ Бейне Image
Геометрическая форма Геометриялық пішін Geometric shape
Параметры Параметрлер Options
Навыки Дағдылар Skills

 

Задание на СРС

Изучение рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов. Поиск аналогового материала для выполнения серии упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля».

Задание на СРСП

Утверждение единичного модуля для выполнения серии упражнений «Комбинаторика геометрической формы на основе простого единичного модуля». Эскиз-идеи будущих объектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: