Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?




Часть 1. Тест.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях принят:

А) 30 декабря 2002 г.;

Б) 30 декабря 2001 г.;

В) 30 декабря 1999 г.

В чем ведении находится административное право в РФ?

А) в ведении Российской Федерации;

Б) в ведении субъекта РФ;

В) в совместном ведении.

3. Какие виды административных наказаний предусмотрены действующим административным законодательством:

А) всего девять: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация, административное приостановление деятельности;

Б) всего восемь: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест; административное выдворение; дисквалификация;

В) всего шесть: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия; конфискация орудия; лишение специального права; административный арест.

4. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста:

А) четырнадцати лет;

Б) шестнадцати лет;

В) восемнадцати лет.

5. Административная дееспособность гражданина РФ наступает в полном объеме в возрасте:
А)18 лет;

Б)16 лет;

В)14 лет.

Подлежат ли административной ответственности по действующему законодательству юридические лица?

А) Да;

Б) Нет;

В) Только частные предприниматели.

7. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения:

А) не подлежат административной ответственности;

Б) подлежат административной ответственности в рамках специальных международных актов;

В) подлежат административной ответственности на общих основаниях.

8.Административно-правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов):
А)существенно не различаются;

Б)сильно различаются;

В)идентичны друг другу.

9.В состав Правительства РФ, кроме его Председателя и заместителей Председателя, входят также:
А)федеральные министры, руководители федеральных агентств и ведомств;

Б)федеральные министры;

В)руководители федеральных агентств и ведомств.

10. Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ является:
А)Президент РФ;

Б)Министр обороны;

В)Председатель Правительства.

11.Возраст, в течение которого гражданин РФ мужского пола считается военнообязанным –:

А)с 18 до 45 лет;

Б)с 18 до 27 лет;

В)с 17 до 60 лет.

12.Воинская обязанность предполагает: 1) постановку и снятие с воинского учета; 2) действительную военную службу по призыву; 3) военную службу по контракту; 4) службу в запасе; 5) призыв на военные сборы; 6) призыв на военную службу в случае всеобщей или частичной мобилизации -
А)1,2,4,6;

Б)1,2,3,4,5,6;

В)1,2,6.

13. Вопросы назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ относятся к ведению:
А)Государственной Думы;

Б)Президента РФ;

В)Совета Федерации.

14. Государственную регистрацию кредитных учреждений осуществляет (-ют):

А)Министерство Финансов;

Б)Министерство налогов и сборов;

В)Центральный Банк России.
15. Государственные служащие, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять юридически властные требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, не находящимися в их служебном подчинении, - это
А)должностные лица;

Б)представители исполнительной власти;

В)военнослужащие.

Часть 2. Задачи.
Тема 1.1.Государственное управление и исполнительная власть.

Задача № 1. Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления. Дайте характеристику государственного управления и перечислите основные черты.

Решение: Характеристика государственного управления:

· государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

· государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);

· государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;

· государственное управление - исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;

· государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Основные черты государственного управления:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Задача № 2. Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Перечислите признаки и функции исполнительной власти.

Решение: Признаки исполнительной власти:

§ является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

§ является проводником государственной политики в жизнь;

§ подзаконна по своему характеру и задачам;

§ объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

§ её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

§ является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти:

§ подзаконодательное регулирование;

§ осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

§ административное правоприменение;

§ осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

§ административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

§ охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

§ информационное обеспечение органов государственной власти.

 

Тема 1.2. Предмет, метод, система административного права.

Задача № 1. Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Однако, следует сразу оговориться, что административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?

Решение: Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность (административная, исполнительно-распорядительная) и 3) используемая им при этом власть.

Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, а также отношения между нею и иными субъектами административного права, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.

Задача № 2. Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений. Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей). Каких именно?

Решение: В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Тема 1.3. Наука административного права.

Задача № 1. Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части. Как подразделяется административно-правовая наука в других странах?

Решение: В западноевропейских странах, например, административно-правовая наука в современном понимании тоже подразделяется на части:

  • Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита)
  • Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право защиты окружающей природной среды).

Задача № 2. Наука о российском административном праве – важнейшая отрасль правоведения. Ее значение предопределено ролью в российской действительности государственной администрации, норм административного права. Схож ли предмет у административного права как науки и у административного права как отрасли права?

Решение: Предметом науки административного права являются общественные отношения, которые возникают при формировании и функционировании государственной администрации и система регулирующих их административно-правовых норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: