Каждый Тургеневский спектакль всегда особенный, непохожий на другие. Так говорят зрители-старожилы, кто из года в год не может отказать себе в удовольствии напитаться живой водой русской словесности, не замутненной никакими культово-клиповыми примесями, от которых устала душа.
Ещё при жизни Ивана Сергеевича герои его произведений вышли на орловскую сцену. 14 ноября 1873 г. состоялось представление его пьесы «Нахлебник». Её показала труппа П.М. Медведева. В начале следующего сезона «Нахлебник» вновь был поставлен в Орле. А в сезоне 1882—83 гг. орловские зрители увидели героев повести «Степной король Лир».
После смерти Тургенева каждая «круглая» дата со дня его рождения или кончины непременно отмечалась. Так, в сезоне 1893—94 гг. несколько раз были показаны «Вечер в Сорренто» и инсценировка романа «Дворянское гнездо». К пьесам и инсценировкам произведений писателя-земляка нередко обращались бенефицианты. Артист С.Ф.Сабуров в свой бенефис 21 мая 1896 г. поставил одноактную комедию «Завтрак у предводителя, или Полюбовный дележ».
Тургеневские спектакли привозили в Орел и артисты столичных театров. Летом 1897 г. артисты петербургских театров сыграли здесь «Провинциалку». Через два года эта комедия была сыграна артистами местного городского театра.
Интересная страница жизни героев тургеневских произведений — постановка в Орле оперы А.Симона «Песнь торжествующей любви» (декабрь 1897 г.), либретто которой было создано по одноименной повести. Премьера оперы состоялась 2 декабря того же года на сцене Большого театра в Москве.
Орловский театр отмечал юбилей не только самого писателя, но и его произведений. Так, в 1900 г. дважды была поставлена самая значительная пьеса — «Месяц в деревне» — в январе и в ноябре. А в сентябре того же года был вновь поставлен «Завтрак у предводителя» и показана инсценировка романа «Отцы и дети».
К драматургии Тургенева обращались и любители сценического искусства, как бы соревнуясь с профессиональными артистами. Достаточно сказать, что популярный в Орле «Завтрак у предводителя» в ноябре 1902 г. показывали почти одновременно артисты Городского театра и учащиеся реального училища.
В августе 1903 г. в Орле состоялся вечер памяти Тургенева в связи с 20-летием его кончины. Приехавшая из Петербурга знаменитая актриса Александрийского театра М.Г.Савина читала отрывки из «Месяца в деревне» и «Провинциалки». Как известно, именно в тургеневских ролях Мария Гавриловна снискала себе всероссийскую славу.
В начале марта 1907 г. работавшая в Орловском театре драматическая труппа показала первый акт социально острой психологической драмы Тургенева «Нахлебник». Затем эта пьеса ставилось в юбилейном 1908 г. (вместе с «Провинциалкой» и «Завтраком у предводителя»). До революции последняя пьеса ставилась в Городском зимнем театре в 1913 г.
С этого времени в тургеневском репертуаре Орловского театра, если не считать «Вечер в Сорренто» (1918), «Месяца в деревне» (1939, 1952, 1962, 1973), «Холостяка» (1963, 1968), «Провинциалки» (1988) и «Завтрака у предводителя» (1991), превалируют инсценировки знаменитых романов. «Отцы и дети» — в 1908, 1933 (под названием «Евгений Базаров») и в сезонах 1948-49, 1977-78 годов; «Накануне» — в 1915 (бенефис артиста Истомина), 1944, 1947, 1951, 1972 годах; «Новь» — в 1957 г., «Дым» — в 1968 (к 150-летию со дня рождения И.С.Тургенева), 1990 г., но особенно много — «Дворянское гнездо», целых семь раз с 1909 по 1966 гг. (09-10 марта1966 года спектакль прошел на сцене Кремлевского театра), затем в сезонах 1975-76, 1982-83 гг.
Конечно, были среди инсценировок талантливые пьесы, созданы по ним отдельные яркие спектакли, однако ни артистам, ни зрителям они не заменят оригинальной драматургии великого писателя, и лучшие достижения орловских актеров связаны все-таки с работой над оригинальными образами писателя. Не случайно постановка «Месяца в деревне» Орловским театром (1939) названа «отрадным явлением в сценической истории пьесы» (режиссер М.М. Ляшенко, он же исполнитель роли студента Беляева, Верочка — артистка В.А. Мартен). Высокую оценку постановке той же пьесы в 1952 г. дали ленинградские ученые, побывавшие в Орле в юбилейные тургеневские дни. К высшим достижениям Орловского театра отнес журнал «Театральная жизнь» спектакль «Холостяк» (1963, режиссер А.М. Бахвалов, в роли Мошкина С. П. Козлов).
Орловский театр на три года старше И.С.Тургенева, его история вместила в себя и всю тургеневскую жизнь, и судьбы его произведений. Здесь поставлены многие его пьесы, почти все большие повести и романы. Более 20 сезонов с успехом ставил тургеневские спектакли Б.Н. Голубицкий («Провинциалка» 1988 г.; «Дым»1990 г., спектакль стал лауреатом фестиваля «Весна-90» и был показан на сцене МХАТа имени А.П. Чехова; «Завтрак у предводителя» 1991 г.; «Последний колдун» 1993; «Неосторожность» 1995 г.; «Где тонко, там и рвется» 1997 г.; «Нахлебник» 1999 г.; «История лейтенанта Ергунова» 2001 г.; «Любви прекрасная звезда» 2005 г.; «Отцы и дети» 2008 г.).
Театральную историю Орла невозможно представить без тургеневских спектаклей. Они нередко становились поворотными событиями в биографии театра, открывали новые театральные здания. Так произошло и в 2017 году. После продолжительного ремонта на сцене театра вновь зазвучали голоса тургеневских героев в спектакле «Первая любовь» в постановке художественного руководителя театра И.А.Черкашина.
На тургеневской драматургической классике орловские актеры и режиссеры оттачивают свое искусство, а зрители получают то, чего они порой лишены в суете XXI века.
(По материалам Музея истории Орловской сцены)