Но то, что предстоит, — должно превзойти все до сих пор виденное.




КАРМА

ЗАКОН
ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ

ИЗБРАННОЕ


Восточное Рериховское Общество

«Урусвати»

Русь–Индия


Моему Великому Учителю Н.К. Рериху, чьи произведения как кисти, так и пера служили мне Светлыми маяками
в оглушающем мраке жизни, с благоговением преподношу свой скромный труд.

А. Хейдок

Альфред Петрович Хейдок

Карма. — книга для всех


Это записи небольшого количества тех Знаков, которые вспыхивают как Огненные вехи на Великом Пути человеческого духовного восхождения. Безконечно разнообразными могут быть они, как бесконечно разнообразны и те, кто устремились
к Вечному Свету. Знаки умножаются по мере того, как человек побеждает свою низшую проироду, как он из раба страстей становится их господином...

Пусть эти записи послужат ободрением всем устремившимся по Огненному Пути.

А. Хейдок

 

КАРМА

Карма есть порождение действия,
и сама она есть действие.

«Mиp Огненный», ч. 2, 395

 

Не убоимся прямо поставить вопрос: в чем причина
несчастий человека
? И так же смело ответим: в незнании основных Законов Жизни, тех великих закономерностей, которые царствуют в самой Природе и которые, будучи нарушенными, приносят человеку страдания.

Западная наука вся ушла в изучение материальной природы вещей, совершенно пренебрегая наукой Жизни, обрекая человечество брести наугад в поисках счастья,
к которому влечется его существо.

Может быть, это произошло оттого, что в этой области испокон веков подвизались представители религий, учившие, как надо жить... Но, судя по моральному облику народов в настоящее время, поздравить их с успехом нельзя, и причиной тому является затемнение основных Законов Жизни со стороны представителей религий обрядностью, различными надстройками и добавлениями от себя, а подчас и искажениями основных Истин.

Что же является этой основной Истиной? Что управляет человеческим счастьем или несчастьем? Правит ли всем этим какое-либо Существо, которое можно умилостивить
и расположить к себе приношениями, славословиями
и слезами раскаяния?

Ответим: основной Истиной и Законом, управляющим человеческим счастьем и несчастьем, является Закон Причин и Следствий, гласящий: «Нет явления без причины, и какова причина — таково и следствие».

Все народы с незапамятных времен наблюдали действие этого Великого Закона в Природе и сложили о нем свои пословицы. «Что посеешь — то и пожнешь», «Как аукнется — так и откликнется», — говорит мудрость русского народа. Все религии возвещали этот Закон,
и Христос сказал: «Какою мерою вы мерите, такою и вам отмерится».

Мне кажется, при прочтении этих строк кто-то уже скорчил разочарованную гримасу и, если не сказал, то подумал: «Только-то! Закон Причин и Следствий — мы его давно знаем!»

«Нет, — скажем мы такому, — вам только кажется, что вы его знаете, ибо его гениальная простота обманула вас,
а за нею скрыты великие познания, которые откроются лишь пытливому и смелому, без предрассудков ищущему Истину».

Причинами обычно являются человеческие действия,
а следствиями — реакции на эти действия, возникающие
в окружающей среде. Так как реакция немыслима без инициативного действия, то причина и следствие могут рассматриваться как действие в своем развитии, ибо следствие есть преобразовавшееся начальное действие,
и поэтому Закон Причин и Следствий принято называть Законом Кармы, то есть Законом Действия (в переводе
с санскрита «Карма» означает «действие»).

Закон Причин и Следствий, или Закон Кармы, как мы теперь будем его называть, настолько очевиден, что не найдется, пожалуй, мыслящего человека, который стал бы отрицать его, но вся беда лишь в поверхностном понимании его. Обычно люди усматривают действие этого Закона лишь в самых грубых его проявлениях, а более тонкие или удаленные по времени отрицают.

Возьмем два случая.

Вор украл некую сумму денег, причем попал в руки полиции и понес суровое наказание. В этом случае действие Закона Кармы будет признаваться всеми. Во втором случае вор украл такую же сумму денег, но так ловко, что остался необнаруженным.

При суждении об этом случае мнения разделятся: одни, которых мы будем называть «первыми», против всякой логики будут утверждать, что ловкий вор в этом случае так и останется безнаказанным, хотя они этим припишут Закону Кармы нелепое и абсурдное свойство в одном случае действовать, а в другом — нет, чем и лишат этот Закон всякого смысла, допуская возможность обхода его.

Другие же скажут, что, хотя ловкий вор и избег карающей руки государственного закона, ему все же не избегнуть Закона Кармы, который рано или поздно настигнет его, принеся ему жестокий удар судьбы, несчастье с неизбежным страданием, столь же великим, какое он причинил другим, ибо Закон Кармы есть Космический Закон, действие которого не может потеряться или прекратиться. И эту Истину давно отметил народ пословицей: «На чужом несчастье не построишь себе счастья».

Но возвратимся к тем «первым», которые в своем суждении, как мы уже сказали, вопреки всякой логике допустили, что ловкий вор останется безнаказанным. Чем вызвано их такое совершенно абсурдное утверждение, что Закон Природы иногда действует, иногда нет?

Нет явления без причины. Так и здесь: причина — это незнание «первых», кем или чем будет осуществлено возмездие ловкому вору, если этим не займется государственная власть. А они другой власти и других сил, способных осуществить правосудие, не знают.

Как всегда, незнание порождает заблуждение. Но больше всего они («первые») опасаются, как бы им под видом Закона Кармы не подсунули, так сказать, контрабандным путем, понятие о каком-либо Высшем Существе, о Боге и тому подобное, что они давно уже решили не допустить ни под каким видом.

Успокоим их заявлением, что мы совсем не собираемся кому-либо навязывать понятие о Боге как о Властелине Вселенной, вмешивающимся в человеческие судьбы, распределяющем между людьми удачи и неудачи. Ведь даже земные цари лично не вмешиваются в личные дела своих граждан, ограничиваясь утверждением законов. И мы здесь говорим о Законе Природы, действие которого наблюдалось народами с незапамятных времен, и не видим причин, почему бы из нелюбви к понятию о Боге отрицать факты жизни.

Ясность и усваиваемость излагаемого материала значительно пострадала бы, если бы мы в данный момент стали углубляться в детали исполнительного аппарата Закона Кармы, в ее технику, ибо последнее отвлекло бы нас от основной схемы, которая должна быть очерчена до конца. Кроме того, эта деталь требует значительных предварительных знаний.

Ограничимся указанием, что организм Космоса (если так можно выразиться) необычайно чувствителен, гармоничен и реагирует на каждое действие со стороны свободной воли человека. Проявления Закона Кармы есть Космическая реакция на человеческие действия.

Но между действием человека и реакцией на него Космоса проходит некоторое время, другими словами: каждая причина требует соответствующего времени для образования следствий. Малая причина, обычно, выявляет свои следствия в короткое время, тогда как большая может потребовать века. Наступив кому-либо на ногу, можно сейчас же, как следствие, получить гневный взгляд
и нелестное замечание, тогда как великое деяние Орлеанской Девы, спасшей Францию — Жанны д’Арк,
в течение ее короткого века не успело образовать полного следствия — не принесло ей награды за Подвиг.

Случай Жанны д’Арк не следует считать каким-то исключительным событием: люди часто совершают действия, требующие более длительного периода для образования следствий, чем те 70-80 лет жизни, которыми исчисляется человеческий век.

Но здесь читателю или слушателю невольно должна прийти в голову мысль, что это какая-то нелепица, полнейший абсурд, ибо получается так, что за свои великие деяния, если они были добрые, человек не получит своей заслуженной награды, так же, как не получит возмездия за свои злодеяния; и все это потому, что деяния его были слишком велики, а век чересчур короток — круг причины
и следствия не успел завершиться в течение одной человеческой жизни!

Но может ли Великий Космический Закон оказаться таким нелепым? Конечно, нет! Он только привел нас
к порогу познания другой Великой Космической Истины, которой он сам составляет лишь часть. А эта Великая Истина есть бесконечность нашего собственного существования — вечная жизнь!

Вижу, как при этих моих словах снова беспокойство
и как бы разочарование овладело теми читателями, которых я причислил к категории «первых» из-за их нелюбви
к понятию о Боге: опять им хочется воскликнуть: «Ага! Он говорит о том же самом, что и священники, — о загробной жизни!»

Спешу уверить, что и на этот раз они ошиблись.
Я говорю о бесконечном существовании человеческого сознания вне зависимости от пребывания в том или другом Мире; я излагаю Великую Истину о том, что «смерть» человека не есть конец его существования: после смерти физического тела сознание человека продолжает существовать в изменившихся условиях и по истечении некоторого периода времени, который бывает весьма различен, снова возвращается в земные условия посредством рождения в теле ребенка. Мы возвращаемся!

Мы возвращаемся и начинаем новую[1] жизнь на земле,
и вот тут-то настигают нас следствия созданных нами же
в прошлой жизни причин — тех, которые не успели образовать своих следствий в течение одной короткой жизни. Они как бы подстерегают, дожидаются нас, чтобы обрушиться на нас в виде ударов судьбы (если это были злодеяния) или чтобы излиться дождем счастья, здоровья
и удач (если это были деяния благие).

Истинно, человек сам кузнец своего счастья! То, что одними принимается за судьбу, а другими за перст Божий, вмешивающийся в устройство человеческих дел, есть не что иное, как Великий Космический Закон Причин
и Следствий — Закон Кармы.

Пусть не ищут верующие, религиозные люди оскорбления Бога в этих моих словах. Поистине, их понятие о Боге только возвысится, если они будут думать о Нем как о Великом Законодателе, предоставившем Право действовать своему Закону и его исполнителям, а не Самому вмешиваться в личные дела каждого, чего избегают даже земные цари.

Существование какого-либо Закона должно быть оправдано разумной целью. Какой же цели служит Закон Кармы?

Свободная воля человека проявляется в его действиях. Принося человеку страдания за его разрушительные, злые действия и вознаграждая за любые добрые деяния, Карма направляет человеческую волю на служение Добру, обогащает человека огромным опытом, заставляет его напрягать все свои силы и разум в борьбе с кармическими препятствиями на Пути к счастью и, тем самым, является величайшим воспитывающим и развивающим фактором. Значит, она служит духовной эволюции человечества, она — движущая сила и пружина его прогресса.

Словно переходя из класса в класс в огромном всепланетном училище, проходит человек свои многочисленные жизни на Земле под воздействием Кармы
и в каждой жизни чему-то научается, развивает свои способности в труде.

То, что люди называют талантом, или Божьим даром,
не есть дар, а трудом и настойчивостью в прошлых жизнях развитая способность, накопление прошлого. Вот почему в семье рыбака, ничего общего с наукой не имеющего, родился Ломоносов. Вот почему появляются вундеркинды, с раннего детства проявляющие какую-либо выдающуюся способность.

Почему дети иногда рождаются со странными наклонностями, не имеющими прецедента в данной семье? Потому что родители дают своим детям не души и тела,
а только тела, а за телами приходят души в соответствии с велением Закона Кармы. И не только способности из прошлых жизней приносят с собою воплощающиеся на земле души, но и прежние любовь и ненависть, симпатии
и антипатии. Быстро восстанавливается при встречах прежняя дружба, и, как пламя, вспыхивает вражда прошлых жизней.

Наблюдая действие Закона Кармы в жизни, в тех случаях, когда он приносит людям счастье, следует хорошо разбираться в значении самого слова «счастье» — оно так различно понимается людьми.

Закон Кармы, как действенная пружина, толкающая человечество по Пути духовной эволюции, может иметь
в виду лишь счастье в самом высоком его понимании, в его Космическом аспекте — великой действенной любви. Как успех на Пути продвижения, это счастье находит свое выражение в жизни устремленного к высоким идеалам человека в виде напряженной борьбы за эти идеалы, борьбы, полной как трудностей, так и достижений, ибо только такая жизнь способствует раскрытию заложенного
в каждом человеке безмерного потенциала и гигантскими шагами подвигает борющегося.

Обычное же материальное богатство, если оно сопряжено с бездеятельностью, лишено устремлений
и борьбы за высокие идеалы и погружено в самоуслаж-дение, ни в коем случае не может рассматриваться как счастье, ибо в таком состоянии происходит атрофия воли
и нравственное разложение, что надолго затормозит развитие и восхождение данного индивидуума.

Было бы смешно считать такое богатство результатом великих благодеяний богача в прошлой жизни, скорее, наоборот: Карма могла наделить в этой жизни богатством человека, бедняка в прошлых жизнях, для того, чтобы он на собственном опыте познал и изжил еще один мираж, сулящий, но не дающий истинного счастья.

Другое дело — богатство в руках борца за высокие идеалы всеобщего Блага: он не служит своему богатству, не погружается в самоуслаждение, а заставляет богатство служить своим идеалам. И о таком богаче можно думать как о человеке, совершившем крупные благодеяния в прошлых жизнях.

 

...Мы думаем, что нет надобности в перечислении фактов, неопровержимо свидетельствующих в пользу перевоплощений: для ищущего непредубежденного ума их достаточно, а тех, кто приблизился к излагаемому нами материалу с целью отрицания — сколько их ни давай, все равно не убедят...

Но есть еще категория людей, для которых авторитет — все, и они могут спросить: какого мнения по данному вопросу придерживаются священные Писания?

Оставляя нетронутым вопрос, насколько подлинными являются святые Писания, сколько в них осталось первоначального, древнего текста и какие искажения внесены в них позднейшими переписчиками, переводчиками и толкователями — мы ответим, что даже
в таком виде, в каком святые Писания дошли до наших дней, — в них сохранились свидетельства, что Сам Христос и Его ученики знали о перевоплощениях и верили в них.

Евангелие от Матвея, гл. 17, стихи 10-13: «И спросили ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия, должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илья уже пришел, и не узнали его
и поступили с ним, как хотели, так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе».

И еще. Евангелие от Ионна, гл. 9, стихи 1-3:
«И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нем явились дела Божии...»

Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал Закон Перевоплощения?

Первая цитата неопровержимо устанавливает, что
и Христос, и Его ученики признавали в Иоанне Крестителе перевоплощенного Илью Пророка.

Это и не могло быть иначе. Великие законодатели
и строители человеческой нравственности, как Будда, Христос и другие, чьи имена уходят в незапамятную древность, знали и приносили людям Единую Истину; двух истин ведь по одному вопросу не бывает.

И можно ли допустить мысль, что духовный исполин
и гениальный прозорливец, каким был Христос, мог создать такую куцую, нелепую и противоречащую всякой логике схему, какую нынешняя христианская церковь ему приписывает?

Человек живет на земле один раз. Существование души
у человека признается, но что творится с этой душой после смерти — неизвестно. Тело же его будет лежать
в могиле до светопреставления, срок которого также неизвестен. В день светопреставления все мертвецы восстанут из могил и будут судимы. Приговоров всего две категории: добрых — на вечные времена в рай, злых — на вечные времена в ад на терзания. Злой, много нагрешивший человек тоже может после светопреставления попасть
в рай, если своевременно (до смерти) успел заручиться отпущением грехов, какое выдают служители церкви.

В приведенной схеме поражает чудовищная несоизмеримость между преступлением и наказанием: за какие-нибудь 70 лет недоброй жизни — человека на вечность терзаний!!! Что такое 70 лет по сравнению
с вечностью? И кроме того, из этих семидесяти надо еще вычесть время сна и каких-нибудь человеческих функций, которые не могут быть сплошным злом...

Перевоплощение как принцип существует во всей природе. Ярким проявлением этого принципа является жизнь зерна: посеянное, оно умирает как зерно этого урожая, но не уничтожается в своей сущности
и снова восходит, как зерно урожая нового.

 

«В Индии все согрешившие спешат принести своему брамину в жертву козла и другие ценные приношения
и, столь же успешно, получают прощение и очищение.
Вы скажете, что это отсталые расы? Но разве не то же самое происходит среди высших интеллигентных слоев Америки и Европы? Нет, хуже, ибо только что католической церковью воскрешен древний закон индульгенций.

И сейчас каждый католик может не затруднять себя покаянным паломничеством к главе церкви, а просто должен послать ему соответствующую сумму для получения необходимой индульгенции для входа в рай. Несомненно, существует определенная такса на эти индульгенции, ибо согрешения так различны, и на точной оценке их можно заработать хороший капитал!

Куда же дальше идти? Не возвращаемся ли мы спешными шагами во мрак средневековья?»

«Да, именно в этом внедрении в сознание человека
с детских лет мысли, что у него есть мощная заступница — церковь, которая за пролитую слезу и некоторую мзду проведет его к воротам рая, и заключается тяжкое преступление церкви.

Лишив человека ОТВЕТСТВЕННОСТИ, церковь лишила человека его Божественного Происхождения. Церковь дискредитировала великое понятие Божественной Справедливости. Утратив понимание ответственности
и справедливости, человек неминуемо будет деградировать, ибо тот, кто не идет с Космическими Законами, осужден на разложение.

Весь Космос построен Законом Ответственности, или, как его чаще называют, Законом Причины и Следствия, или Законом Кармы. И не может человечество игнорировать его и пренебрегать им без саморазрушения в конечном итоге.

Все древние Учения, без исключения, учили этому Закону Великой Ответственности, этому залогу БОЖЕСТВЕННОСТИ в нас. Он ясно звучит в словах Моисея (которые принято приводить как образец мстительности еврейского народа): «Око за око и зуб за зуб».

Но вспомним и слова Христа: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду,
а Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной». Разве этот закон, выраженный устами Христа, не будет суровее закона Моисея, если не принять его в том же смысле непреложного Закона Кармы?

Также, несомненно, вы знаете слова Христа: «Истинно, говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов,
и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель,
а в веке грядущем жизни вечной» (От Марка, гл. 10, ст. 29-30).

Как можно ныне, во время сие, иметь больше матерей, отцов и так далее, если не допустить ЗАКОНА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ? Именно здесь подчеркнуто противоположение времени здешнего, земных существований среди гонений, веку грядущему, жизни вечной.

Не свидетельствуют ли все эти вопросы учеников
о знании ими Закона Кармы, и что Христос не отрицал его? Также следует понять и притчу о талантах. Почему же духовные отцы так упорно опровергают Великий Космический Закон, который один может объяснить все кажущиеся нам несправедливости, всю разницу в условиях рождения, все несчастья, постигающие нас?

Ответ один! Всюду и везде действует одно корыстолюбивое побуждение, дабы не утерять свою власть и приумножать свое благополучие. Так невежественные массы на протяжении веков во всем Мире держатся между страхом вечного проклятия и горения в адовом огне
и надеждою на вечный покой и наслаждение в раю, ключ
к Вратам которого вручен священнослужителям.

Но пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного «Я», вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что НЕТ НИКОГО, КТО БЫМОГ ПРОСТИТЬ ЕМУ ЕГО ГРЕХИ ИЛИ ВОЗДАТЬ ПО ЗАСЛУГАМ, И ЧТО ЛИШЬ САМ ОН ЕСТЬ СОЗДАТЕЛЬ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ, СЕЯТЕЛЬ
И ЖНЕЦ ВСЕГО СОТВОРЕННОГО ИМ, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью». Из писем Елены Рерих.


 

 

МЫСЛЬ — ЗАЩИТА

Обнаружен факт огромного значения: мысль о Прекрасном послужила защитой от сильного радиоактивного излучения!

Группа молодых людей (приблизительно одного возраста) случайно подверглась сильному радиоизлучению. Все облученные, за исключением одного, пострадали
в различной степени: кто больше, кто меньше.

Но один из них ничуть не пострадал. Когда стали выяснять причины такого странного явления, оказалось, что молодой человек, на которого лучи не оказали гибельного воздействия, во время облучения думал о Прекрасном — сочинял стихи. Другие пострадали в различной степени, но больше всех тот, который в то время был пьян.

Каким прекрасным доказательством силы возвышенной мысли является этот факт! Но что такое возвышенная мысль?

Не будет ошибкою считать, что возвышенная мысль есть возвышенное чувство. Чем больше чувства, тем мысли сильнее. Породитель сильных чувств — сердце человеческое. Изо всех чувств любовь сильнее всех. Значит, человек, преисполненный сердечной (то есть искренней) любовью к страждущим и желающий им помочь, истинно, становится неуязвимым и может ступить в злейшие очаги заразы без риска заразиться, как об этом говорит Агни-Йога.

Мы находимся в преддверии небывалых катастроф, стихийных и социальных бедствий, пророчески указанных
в Учении Агни-Йоги. Наступила Эра Огня, и уже многие грозные события потрясают планету. Уже две мировые войны и множество революций потрясали Мир. Голод, засухи, землетрясения, ураганы, наводнения следуют одно за другим в нарастающей силе и частоте. Появились новые болезни, жертвы и странные явления, вроде океанских волн, окрашенных в цвет огня, как это было в Индии[2].

Но то, что предстоит, — должно превзойти все до сих пор виденное.

Агни-Йога говорит о целых континентах, которым предстоит погрузиться в морские пучины. Эти строки пишутся не для того, чтобы напугать кого-то или вызвать панику, но для того, чтобы указать Путь спасения: он —
в высоких чувствах.

«Любовь, мужество, самоотверженность, преданность — все лучшие качества сопряжены с Огнем», — утверждает Агни-Йога («Мир Огненный», ч. 3, 574). То есть с Высшей Космической Энергией, лежащей в основе всех феноменов проявленного Мира. Сердце пылающего вышеперечисленными чувствами претворяет Космические Огни на благо,
и, претворенный таким образом, Огонь не только спасет своего носителя, но и вознесет его.

«С другой стороны — гнев, раздражение, злоба, злорадство, зависть и невежество...» — тоже претворяют Огонь, но претворяют в разрушителя и ведут к самоуничтожению.

Из сказанного легко сделать вывод, с чем нужно встречать грядущие бедствия, в чем спасение.

Богатство и высокое общественное положение не спасут. Спасут мысли-чувства, Любовь к Иерархии Света. Но она
немыслима
без любви к нашим братьям — людям.

Мужество, самоотверженность, преданность к Иерархии не может проявляться в себялюбии и себеслужении, но только в служении Общему Благу. Так, в кратчайшем изложении, мы указали на мысли-чувства, как на Путь Спасения. Кто хочет деталей — тому открыто Евангелие Будущего — четырнадцать Книг Агни-Йоги.

г. Змеиногорск,
20.02.83 г.

 

 

 

 


 

 

ЭТИКА

Жить так, чтобы Живая Этика окрашивала каждое действие — значит, внести в свою жизнь Высшую эволюционную целесообразность, соизмеримость
и самоотверженность во имя Общего Блага в самом широком его понимании; проникнуться доброжелательством, любовью, незлобливостью, дружелюбием; очищаться от корыстолюбия, жадности, тщеславия и отучаться от вредных привычек — злословия, клеветничества, лжи, сквернословия и тому подобное; самоусовершенствоваться и вкладывать в каждое действие, в каждую работу высшее качество, памятуя, что совершенствование беспредельно; отказаться от бездействия и бездеятельности, так как совершенствовать свои качества можно, главным образом,
в труде; избрать высокий образ как идеал, полюбить его всем сердцем и стремиться к нему неотступно; стремиться
к добротворчеству, благому строительству и насыщать все жизненные действия прекрасным.

«Даже полы могут быть вымыты прекрасно», — говорил Н.К. Рерих. Не постные лица и бездушные повторения длинных молитв и славословий, не ритуалы
и лицемерные воздыхания, а радостный труд и жизнь, наполненная творческой радостью...

Истинная этика зовет на подвиг преображения жизни. Она зовет смелых, отважных, не боящихся отряхнуть тысячелетнюю пыль старых предрассудков и извращений Истины. Она зовет устремленных к свободной, ничем не ограниченной мысли и, как крылья, несет
в Беспредельность — она песнь дерзновению.

Подвижники... Их два типа.

Обывательское мышление привыкло ассоциировать подвижника с храмом, где в виде схимника появляется он,
в дыму ладана, молящийся или на паперти, где к нему устремляется народ и благоговейно склоняет головы по мановению благословляющей его руки. Представляют его
в тихой келье с гробом вместо кровати. Сухое, аскетическое лицо, тихая речь и шелест листвы монастырских дубов за окном. Черные рясы, скуфьи, клобуки, четки и персты, сложенные для крестного знамения...

Не таков подвижник-строитель Жизни настоящего времени. Ни покроем одежды, ни наружностью не отличается он от остальных людей. И рабочая спецовка, штатский костюм, фрак дипломата и мундир воина одинаково могут служить ему облачением.

Не в дыму ладана приход его, а среди жестокой свалки человеческой за карьеру, богатство, утоление гложущих страстей... Не благоговейно склоненные головы видит он вокруг, а исподлобья бросаемые, полные подозрения взоры, насмешки и злобное шипение, которые так и говорят:

– Врешь... Святошей прикидываешься... Не обманешь нас... Не может быть, чтобы ты не блудил, не обманывал, не пьянствовал, не злословил, не присваивал — как мы... Скрываешь только...

Уродливые летучие мыши злобной клеветы летят ему вслед. Редко, редко он увидит вопрошающие глаза ищущего — истинного признания, которому можно дать зерно совета.., еще реже встретит собрата, зажегшего, как и он, светильник сердца, и вышедшего звать на трапезу познания...

Встретит он неприязнь и противодействие там, где незаметно, не вызвав никаких протестов, прошел бы самый обыкновенный человек, «раб страстей».

... Нельзя называть религией человека то вероучение или церковь, к которой человек приписан, благодаря факту своего рождения от родителей католиков, православных, лютеран или других, если он не выполняет основных требований своего вероучения, то есть, если он в своей повседневной жизни лжет, обманывает, сквернословит, думает и действует лишь с целью собственного благополучия и обогащения. Ведь поступки такого человека противоречат основным требованиям его «приписного» вероучения — какое же он имеет право выдавать его за свою религию, когда у него в самом деле религия эгоизма
и самоуслаждения?

Под термином «религия» следует подразумевать те принципы и правила, в действительность, эффективность
и полезность которых человек верит и поэтому руководствуется ими в своей повседневной жизни, во всех своих поступках, как в больших, так и в самых малых.

Разумеется, что та религия, которая обеспечивает наилучшие достижения, — достойна называться наукой жизни.

Эволюционная целесообразность и мужество отказа от старых, отживших форм должны быть характерными чертами подвижника нашего времени. Ему должно быть ведомо, что величайшим творческим фактором в беспредельности пространства и времени, в беспредельности эволюции
и духовного восхождения является неограниченная свободная мысль. Поэтому всякое ограничение, всякий запрет коснуться чего-либо анализирующей мыслью абсолютно ему неприемлем. Отсюда неприемлемость для него незыблемости какого-либо догмата — этого краеугольного камня догматического богословия.

Человек, полностью осознавший свою ответственность за каждое действие, слово и мысль, знает, что никто его грехов отпустить не может. Он признал бы за церковью право отпустить грехи, если бы совершающий обряд отпущения грехов священник мог бы исправить зло, содеянное грешником. Скажем, убил злодей человека,
а священник убитого воскресил бы. Но если священник не
в состоянии воскресить, то какое право он имеет прощать?

Еще другое простое соображение. Если бы обряд отпущения грехов достигал бы своей цели, то есть совершенно освобождал бы раскаявшегося от последствий совершенного им злодеяния, то жизнь такого раскаявшегося после получения отпущения грехов должна была бы протекать в условиях безоблачного счастья, безо всяких ударов судьбы, ибо Провидению незачем больше наказывать грешника — грех снят! А между тем мы видим, что в жизни это не оправдывается: получившие отпущение грехов подвергаются самым различным несчастьям
и ударам судьбы, наравне с неполучившими такового.

...Точно царевич в народных сказках, должен подвижник подвергаться неисчислимым опасностям, чтобы в конце концов восторжествовать и обрести свое царство. Путь его — по краю всех бездн; и в каждую он должен заглядывать; и лавина его подхватывает и мчит в пропасть, ибо расширение сознания требует напряжения всех сил,
и лишь на двуродном пламени радости и горя растет сознание...

Драматично, что теософы подвергаются нападениям не только со стороны своих естественных противников — служителей зла, но и со стороны тех, от кого они вправе были бы ожидать поддержки и понимания —
от служителей церкви.

Казалось бы — незачем им ополчаться на людей, прилагающих все усилия, чтобы проводить в жизнь учения Христа (которые, впрочем, в основном не отличаются от других великих религий); незачем усматривать рога дьявола в поведении людей, являющих высокий пример нравственности, то есть осуществивших на деле конечную цель существования самой церкви — цель, для достижения которой Церковь является лишь средством. Но — вот именно последнее, то есть осуществление цели без участия церкви, и не по ее рецептам, приводит служителей Церкви
в негодование. Они возмущены, когда не видят теософа смиренно являющимся за очередным отпущением грехов, ибо последний познал Великий Космический Закон Причин и Следствий — Закон Кармы.

Подвижник нужен, даже более — крайне необходим для жизни, «как маяк света в опасном проливе».
Он — двигатель истинной культуры, живой, зовущий пример, воочию убеждающий, что пороки победимы; что праведная жизнь не есть удел каких-то небожителей, а вполне осуществима здесь, в окружающих нас обстоятельствах; что подвиг очищения, другими словами, самоусовершенствования, влечет за собой раскрытие
в подвижнике новых сил...

И, наконец, подвижник больше всего нужен ради его огромного оздоравляющего воздействия на все окружающее, — воздействия, иногда распространяющегося на целую страну, как это было в случае Преподобного Сергия Радонежского, воодушевившего русский народ
и поднявшего его на борьбу и победу над татарами.

Недаром обитатели Индии по сей день радуются, если поблизости их селений избрал себе приют настоящий подвижник. «Его присутствие сохранит наши поля от неурожая
и нас самих от эпидемий», — говорят они.

«...Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселился садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий.

Так оно, на самом деле, и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой подымает окружающие вибрации и приводит их
в гармоническое состояние, не допускающее вторжения хаоса...» («Письма Елены Рерих», 25.06.36 г.).

«Без праведника несть граду стояния», — гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая благость, незримо исходящую от подвижников.

И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства и миллионы трупов покрыли поля, — в эти нами переживаемые годы переходного периода из Века Мрака в Век Светлый подвижники нужны, как никогда,
и поэтому Агни-Йога зовет всех к Подвигу.

 

 

 


 

 

ВЕДИТЕ СЕБЯ
ВЕРХНИМ ПУТЕМ

Лишь осознанием участия в Беспредельности можно достичь верхних Сфер.

«Беспредельность», 44

 

Страдания, порожденные неудовлетворением Любви и горечью отвергания, устремили композитора от низшего полюса к Высшему, и в утешение он услышал музыку Сфер, которую запечатлел в великолепном гимне Матери Мира.

Н. Уранов к § 89 «Беспредельности»

 

«Не уходите от жизни, ведите себя верхним Путем» — так сказано в «Зове», первой книге, открывающей серию Агни-Йоги.

Что представляет собой верхний Путь и как по нему идти, — возникают первые вопросы.

Верхний Путь есть Путь открывания высших Огненных (духовных) центров в организме человека. В отличие от низших центров, расположенных ниже солнечного сплетения и ведающих животными отправлениями
и страстями, высшие духовные центры связаны с высокими эмоциями возвышенной любви, самоотверженностью, преданностью Свету[3], устремлениями к Общему Благу, благому творчеству и Красоте[4].

Идти по этому Пути, значит культивировать в себе все только что перечисленные высокие чувства. Может ли человек, дотоле всецело отдававшийся мелким житейским интересам (наживе, наслаждениям), сразу перейти к таким высоким чувствам? Нет, не может. Ему будут мешать мыслеобразы прежних наслаждений, главным образом, эротических.

Яркой иллюстрацией к сказанному будет Прохор Громов, главный герой романа В. Шишкова «Угрюм-река».

Когда после разгульной жизни, которой он отдавался
с безудержностью своей могучей натуры, удары судьбы заставили его призадуматься о своей неладной, непутевой жизни, когда его брат ушел в монастырь, Прохора охватило раскаяние, и он пытался молиться, но из этого ничего не получилось — перед внутренним взором молящегося Прохора неизменно всплывал голый бабий зад.

Человек становится тем, о чем он думает. Думающий
о наслаждениях, извлекаемых из различных ф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: