Функции управления системами различной сложности




ИТТ

 

Уровни сложности систем управления (СУ) различаются степенью неопределенности внешних воздействий и информационных связей внутри СУ.

По сложности системы разделяются на следующие уровни систем:

1. технические системы;

2. технологические системы;

3. организационные системы;

4. социально - экономические системы;

5. самоорганизующиеся системы.

Функции управления на более высоких уровнях включают в себя функции управления системами низких уровней.

 

1. Технические системы – представляют собой искусственные (созданные человеком) системы, основными элементами которых являются технические устройства.

Функции управления:

1) стабилизация - СУ старается поддержать значение фактического параметра управления как можно ближе к нормативному (не меняется во времени). Например, термостат в холодильнике.

2) программное управление – нормативное значение изменяется заранее известным образом, т.е. по программе, известной СУ. Например, стиральная машина.

3) слежение – нормативное значение параметра управления меняется неизвестным образом, но задается путем передачи в СУ сигналов или информации. На основе получения информации СУ меняет фактическое значение параметра управления. Например, военная самонаводящаяся техника.

4) оптимальное управление – нормативное значение параметра управления неизвестно, но требуется определить такую траекторию изменения фактического параметра, чтобы достичь цель управления наилучшим образом.

2. Технологические системы - это совокупность людей, техники, материальных ресурсов и технологий, преобразующих исходные ресурсы в готовую продукцию или услуги. Основным элементом технологической системы является технология, человек выполняет роль исполнителя (не принимает решения).

Присутствие человека вносит неопределенность в работу СУ.

Неопределенность приводит к необходимости сбора большого количества информации. На основе анализа этой информации СУ должна принимать решение об устранении таких отклонений в технологии.

Задача управления – регулирование производительности различных технологических операций с целью сокращения запасов и простоев.

Функции управления:

1) оптимизация параметров технологических операций – временное увеличение производительности одних операций за счет снижения производительности других (переброс локомотивов на загруженную станцию).

2) оптимизация структуры технологической системы, т.е. изменение числа элементов и связей в технологической системе и изменение ее конфигурации (увеличение числа путей на станции)

3) системная оптимизация – изменение организации работы (реализация контактного графика, графика движения поездов);

4) оптимизация целей, т.е. изменение целей работы (переход на другую технологию).

Данные функции помогают СУ адаптироваться к изменению входного потока. Поэтому рассмотренные функции также называют функциями адаптации технологической системы.

Основная задача информационной системы – своевременное выявление задержек и простоев в технологической системе для их устранения путем реализации функций адаптации.

 

3. Организационные системы – совокупность технологических процессов, целей и её структуры. Основным элементом организационной системы является человек, принимающий решения (управленческие) и вступающий в информационные взаимоотношения в коллективе.

Функции управления:

1) мотивация персонала;

2) планирование (определение целей организации);

3) организация (как действие) – распределение задач по достижению целей между работниками организации;

4) контроль – анализ результатов работы организации по достижению цели;

5) регулирование – изменение планов, самой организации работ, системы мотиваций.

В совокупности эти функции реализуют задачу развития организации.

Развитие отличается от адаптации тем, что при развитии не происходит возврата к предыдущему состоянию системы.

 

4. Социально - экономические системы – основным элементом является человек, как носитель экономических интересов и потребностей. Функция развития:

В точке бифуркации выбор одной из двух возможных траекторий развития происходит случайным образом. На дальнейшую траекторию развития оказывают влияние случайные факторы. В остальные периоды на траекторию развития случайные факторы влияние не оказывают.

В момент приближения к точке бифуркации повышается интенсивность процессов самоорганизации.

Основная задача информац. систем – мониторинг и контроль показателей (уровень безработицы, доходы населения, прирост населения, стоимость ресурсов и т.д.).

5. самоорганизующиеся системы – это социально-экономические системы, находящиеся в состоянии самоорганизации, т.е. когда в социально-экономической системе интенсивно происходят процессы самоорганизации.

Самоорганизация – свойство сложных систем образовывать новые устойчивые структуры.

В точке бифуркации наблюдается снижение эффективности существующих структур. Повышение эффективности возможно за счет процессов самоорганизации, в результате которых происходит появление более эффективных структур, либо разрушение системы.

Особенностью процесса самоорганизации является то, что он происходит самопроизвольно и практически не зависит от управления системой.

Отсутствие процесса самоорганизации всегда приводит к разрушению системы.

Основная задача информац. системы по управлению самоорганизующимися системами – контроль условий возникновения процессов самоорганизации.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: