Раздел 2 АЛГОРИТМ ТРЕНИНГА 5 глава




Рассуждая о договорах банковского вклада и банковского счета, важно также иметь в виду известную условность терминологии, говорящей о «хранении» денежных средств вкладчика. Несмотря на использование понятия «депозит» (depositum и означает со времен римского права договор хранения), ни о каком хранении денег в действительности, конечно, речи быть не может. В большинстве случаев, особенно для юридических лиц, предметом этих отношений являются безналичные деньги, не существующие вообще в виде бумажных купюр, а представляющие собой права требования (выдачи или перечисления известной денежной суммы). Но даже при внесении на счет наличных денег они поступают в собственность банка или иной кредитной организации и обезличиваются, а вкладчику по его требованию выдаются иные купюры. Нельзя рассматривать эти отношения и как разновидность «хранения с обезличением вещей» (так называемого иррегулярного хранения, предметом которого являются вещи, определенные родовыми признаками). Ведь кредитные организации не «хранят» денежные средства в буквальном смысле слова (даже с обезличением купюр), а используют их в своей деятельности, не говоря уже о физической невозможности «хранения» безналичных денег.

Иное дело – принятие банком на хранение ценных бумаг, драгоценностей, драгоценных металлов и тому подобных вещей (в том числе и с предоставлением клиентам для этих целей специальных банковских сейфов). Здесь речь идет о классическом договоре хранения (ст. 921, 922 ГК), в силу которого на банке лежит обязанность возврата клиенту‑поклажедателю тех же самых вещей, даже если некоторые из них, например ценные бумаги, стали еще и объектом договора доверительного управления (ст. 1012 и следующие), заключенного клиентом с банком.

Поэтому вклад как объект рассматриваемых банковских сделок представляет собой не денежную сумму, а обязательственное право требования. Банковский счет, на котором находится вклад, не служит титулом права собственности или иного вещного права, а определяет размер и содержание соответствующего права требования клиента к банку. Применительно к вкладу нельзя говорить о существовании вещного права, в том числе права собственности вкладчика или банка, ибо невозможно физически обладать, например, безналичными денежными средствами. Обязательственное же право требования может быть объектом имущественного оборота и даже включаться в состав имущества (например, предприятия, наследственной или конкурсной массы), воплощая в себе некую товарную (экономическую) ценность. Его, однако, нельзя смешивать с вещным правом, объектом которого является вещь, а не притязание на известное поведение обязанного лица. Различие вещных и обязательственных прав, очевидное и традиционное для европейского континентального права, неизвестно англо‑американской правовой системе, огромное влияние которой на регламентацию финансовых отношений безусловно. Некритическое использование идущей из названной системы терминологии и конструкций становится причиной многочисленных недоразумений, возникающих по этому поводу в банковской практике.

Изложенное объясняет определение договора банковского вклада в п. 1 ст. 834 ГК, в соответствии с которым банк, принявший вклад, обязуется возвратить сумму вклада с выплатой предусмотренных договором процентов. Вместо обязанности «хранить» вклад на банк возлагается обязанность принять определенные меры по обеспечению возврата вклада (ст. 840 ГК), т. е. иметь дополнительные гарантии, обеспечивающие исполнение им своих обязательств по данному договору.

С этой точки зрения следует отметить крайне неудачное определение вклада в ч. 1 ст. 36 Закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.). Здесь вклад определен как «денежные средства», размещаемые «в целях хранения и получения дохода», из чего при буквальном толковании вытекает обязанность банка хранить денежные купюры вкладчика и вернуть ему их, что невозможно.

Стороной, принимающей вклады (депозиты), в данном договоре может быть только банк, располагающий правом на привлечение средств во вклады в соответствии с выданной ему лицензией (ч. 2 ст. 36 Закона о банках). Всякая иная кредитная организация, которой закон предоставил право принимать вклады от юридических лиц, также должна руководствоваться правилами о данном договоре. Именно в этом состоит смысл нормы п. 4 ст. 834 ГК, которую нельзя понимать так, что при привлечении вкладов от физических лиц иными, нежели банки, коммерческими организациями (например, паевыми инвестиционными фондами) на них не распространяются правила о договоре банковского вклада. Суть правил данной главы кодекса состоит как раз в том, что единственной законной формой привлечения денежных средств граждан во вклады является рассматриваемый договор с банком (а в ином случае наступают последствия, предусмотренные ст. 835 ГК). Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о банках право привлечения денежных средств граждан во вклады предоставляется только банкам, «с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет».

В качестве вкладчиков могут выступать любые юридические лица и граждане, причем в последнем случае договор банковского вклада признается публичным договором (ст. 426 ГК). Это означает запрет установления льгот или ограничений при оформлении вкладов для отдельных граждан и обязанность заключать такие договоры с любым обратившимся с этой целью гражданином. Вклад может быть также внесен на счет вкладчика иным (третьим) лицом либо сделан в пользу такого третьего лица.

Ограничение организаций, имеющих право привлекать денежные средства во вклады, призвано исключить получившие широкое распространение в последнее время многочисленные случаи злоупотреблений и мошенничества, основанные в значительной мере на недоработках законодательства. Попытки использования этой возможности в обход требований о лицензировании такого рода деятельности и создании необходимых гарантий вкладчикам облекались в самые разнообразные формы: выпуск не предусмотренных законом ценных бумаг (типа билетов МММ), создание компаний по найму (селенгу) денежных купюр, учреждение товариществ на вере со многими тысячами вкладчиков, средства которых бесконтрольно использует полный товарищ, и т. д. Подобные попытки нельзя исключить и в будущем. Поэтому в п. 2 ст. 835 ГК закреплено общее правило о последствиях принятия вкладов любыми неуправомоченными лицами либо с нарушением установленного порядка (в том числе с ограничением предусмотренных законом прав вкладчиков).

Если в такой ситуации вклад принят от гражданина, последний вправе потребовать немедленного возврата всей суммы вклада с начислением на нее процентов, предусмотренных ст. 395 ГК, и возмещения сверх того всех причиненных убытков, включая неполученные доходы. Если же вклад сделан юридическим лицом, договор вклада признается недействительным по правилам ст. 168 ГК (т. е. по общему правилу ничтожным) с применением последствий совершения недействительных сделок. В силу ст. 1103 ГК здесь действуют правила о неосновательном обогащении, в соответствии с которыми возникает обязанность возврата неосновательно приобретенного имущества с возмещением всех полученных от его использования доходов и уплатой процентов согласно ст. 395 ГК (ст. 1107 ГК), т. е. наступают фактически аналогичные последствия.

Таковы же последствия и при возврате средств, уплаченных за незаконно выпущенные ценные бумаги или продажу гражданам ценных бумаг, исключающих получение ими своих средств по первому требованию, в частности векселей. Следует учитывать, что Положение о переводном и простом векселе 1991 г. предусматривает использование векселей только в предпринимательском («хозяйственном») обороте. Возможно применение векселей и в отношениях между гражданами, не являющимися предпринимателями. Однако речь может идти о выдаче конкретных векселей гражданином или гражданину, а не о массовом выпуске с целью сбыта гражданам «финансовых», «инвестиционных» и тому подобных «векселей», в действительности как раз и являющемся незаконным привлечением их денежных средств во вклады. Согласно п. 3 ст. 835 ГК лишь федеральный закон может установить иные, нежели предусмотренные здесь, специальные последствия такой деятельности (например, о расчетах по акциям, выпуск которых был признан незаконным).

Договор банковского вклада подлежит обязательному письменному оформлению под страхом недействительности (ничтожности) (п. 2 ст. 836 ГК). Однако формой этого договора может служить сберегательная книжка, сберегательный или депозитный сертификат или иной аналогичный документ, предусмотренный законом либо банковскими правилами (например, лицевой счет и заверенная банком выписка из него и т. п.), а не только специальный документ, подписанный обеими сторонами. Явно излишним и непродуманным является указание в ч. 2 ст. 36 Закона о банках на необходимость оформления любого вклада «договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику».

Договор банковского вклада может заключаться с условием выдачи по первому требованию (до востребования) либо по истечении определенного срока (срочный вклад). При внесении вклада может быть предусмотрено дополнительное условие его выдачи, не противоречащее закону (условный вклад), например достижение вкладчиком определенного возраста и т. д. Однако во всех случаях за вкладчиком сохраняется право требовать досрочной выдачи всей суммы вклада, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата. Для граждан условие об отказе от получения вклада по первому требованию объявлено ничтожным (абз. 2 п. 2 ст. 837 ГК). Таким образом, банк ни при каких условиях не может препятствовать получению гражданином‑вкладчиком своего вклада или его части (ч. 1 ст. 36 Закона о банках). Единственным неблагоприятным для вкладчика последствием в этом случае становится выплата ему процентов в пониженном размере (соответствующем процентам по вкладам до востребования, если иной их размер не предусмотрен конкретным договором банковского вклада).

Договор банковского вклада – возмездный и не может быть иным даже по соглашению сторон. Закон предусматривает обязанность банка выплачивать проценты по вкладу в определенном договором размере. При отсутствии в договоре такого условия проценты подлежат выплате в размере ставки банковского процента (ставки рефинансирования, по которой Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам), существующей в месте жительства или нахождения клиента (в настоящее время данная ставка не дифференцируется по регионам, а является единой) (п. 1 ст. 838, п. 1 ст. 809 ГК).

Изменение оговоренного размера процентов по вкладам допускается, если его запрет прямо не установлен договором (ср. ч. 2 ст. 29 Закона о банках). Однако возможность одностороннего уменьшения банком размера процентов и в этом случае подвергнута ограничениям. Во‑первых, уменьшенный банком размер процентов может применяться лишь по истечении месяца с момента сообщения об этом вкладчикам (если иное условие не предусмотрено договором вклада). Во‑вторых, размер процентов по срочным или условным вкладам граждан вообще не может быть уменьшен, если только такая возможность прямо не установлена федеральным законом. Для аналогичных вкладов юридических лиц возможность одностороннего изменения банком размера процентов может устанавливаться также и договором (п. 3 ст. 838 ГК).

Сами проценты на вклад начисляются со дня, следующего за днем поступления вклада в банк, до дня, предшествующего выплате суммы вклада (п. 1 ст. 839 ГК), и выплачиваются вкладчику ежеквартально по его требованию (если иной срок их выплаты не предусмотрен договором). В любом случае при возврате вклада выплачиваются все начисленные к этому сроку и не полученные вкладчиком проценты.

Особое внимание закон уделяет способам обеспечения возврата вкладов. Прежде всего, все без исключения банки обязаны страховать вклады граждан (п. 1 ст. 840 ГК, ст. 38 Закона о банках). Вклады граждан в банках, в которых более 50 % акций или долей участия принадлежат публично‑правовым образованиям (федеральному государству, субъектам Федерации или муниципальным образованиям), обеспечиваются также установлением субсидиарной ответственности этих образований по долгам таких банков. Следует напомнить, что указанная ответственность по правилам п. 1 ст. 399 ГК наступает при отказе должника (банка) удовлетворить соответствующее требование вкладчика либо при неполучении от него ответа на предъявленное требование в разумный срок, а не только в случае неплатежеспособности банка. Для юридических лиц способы обеспечения возврата банками их вкладов определяются условиями договоров. Следует иметь в виду, что, как и всякое юридическое лицо, банк отвечает по своим обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК), включая уставный и резервный фонды, точнее говоря, все активы банка (ср. также ч. 1 ст. 11 и ст. 24, 25 Закона о банках).

Во всех случаях банк обязан специально информировать вкладчиков о мерах, обеспечивающих возврат их вкладов (ср. ч. 1 ст. 8 Закона о банках). Ухудшение условий обеспечения возврата вклада (например, уменьшение уставного капитала банка или размера его чистых активов), а тем более утрата специального обеспечения или невыполнение обязанностей по такому обеспечению, предусмотренных договором, дают вкладчику безусловное право требовать немедленного возврата всей суммы вклада с начислением на нее процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК, и возмещением всех убытков (включая неполученный доход в виде процентов по вкладу).

Закон теперь прямо регулирует возможность внесения вклада не только самим вкладчиком, но и третьим лицом в его пользу (ст. 841 ГК), а также, соответственно, – возможность внесения вкладов в пользу третьих лиц (ст. 842 ГК). В первом случае банк обязан зачислить во вклад денежные средства, поступившие для вкладчика от третьих лиц, презюмируя согласие на это вкладчика (поскольку последний предоставил иным лицам сведения о своем счете по вкладу). Разумеется, вкладчик может по каким‑то соображениям отказаться от зачисления таких средств на его счет или оговорить в договоре необходимость получения на то его особого согласия.

Во втором случае вклад вносится в банк на имя определенного третьего лица, а не самого непосредственного вкладчика (например, родители вносят вклад на имя своего ребенка). В данном договоре существенным условием (при отсутствии которого договор считается незаключенным) является точное указание имени гражданина или наименования юридического лица, в пользу которого вносится вклад. Такое лицо становится владельцем вклада с момента выражения им намерения воспользоваться вкладом, обычно осуществляемого в форме предъявления к банку соответствующего требования. До этого момента (в том числе, следовательно, и при отказе или нежелании третьего лица воспользоваться правами вкладчика) возможность использовать вклад сохраняется за внесшим его лицом, которое вправе изъять вклад полностью или частично. На указанные отношения распространяются также общие правила о договоре в пользу третьего лица (ст. 430 ГК) с учетом того, что банк является в них должником, а фактический вкладчик – кредитором.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ – финансовый директор, экономист.

Мероприятие восьмое. Постановка фирмы на налоговый учет Проведение мероприятия

Бумага формата А4 у ФНС, письменные принадлежности и оргтехника.

Описание мероприятия Каждая фирма должна встать на налоговый учет в ФНС. Для этого ей следует подать в указанные сроки в Федеральную налоговую службу:

копию учредительных документов (т. е. тех документов, которые подавались для государственной регистрации юридического лица);

• свидетельство о государственной регистрации фирмы;

• справку из банка о наличии расчетного счета у данной организации.

В том случае, если поданы все необходимые документы и они соответствуют требованиям законодательства, то фирме сразу же выдается свидетельство о постановке на налоговый учет. Проверка документов производится в присутствии представителя фирмы. Документы у сотрудника фирмы не забираются.

Однако фирме может быть отказано в постановке на налоговый учет, если ею поданы не все необходимые документы или если поданные документы не соответствуют законодательству. В этом случае ей выдается отказ в постановке на налоговый учет с перечислением причин отказа. До начала первого финансового года фирма должна ликвидировать указанные недостатки и подать документы заново. Иначе она не сможет принять участие в первом финансовом году.

Формы свидетельства о постановке на налоговый учет, отказа в постановке на налоговый учет и образцы их заполнения см. в Приложении 2 «Формы документов».

Основные требования законодательства, которые участники тренинга обязаны знать для успешного проведения данного мероприятия Относительно постановки фирмы на налоговый учет участники тренинга должны знать как минимум следующие законодательно закрепленные положения в этой области.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

 

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

• первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

• аналитические регистры налогового учета;

• расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

• наименование регистра;

• период (дату) составления;

• измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

• наименование хозяйственных операций;

• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную Налоговым кодексом.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ – юрист.

Мероприятие девятое. Конкурс наружной рекламы

Проведение мероприятия

Требуются листы ватмана, бумага А4. Все, что команда решит целесообразным использовать в качестве рекламы во время проведения данного мероприятия, необходимо принести с собой на место проведение тренинга (сувениры, листовки и т. д.). Организатор тренинга должен до его начала ознакомить участников с правилами внутреннего распорядка места, где будет проводиться тренинг (где можно, а где нельзя клеить на стенах рекламу и какими лучше средствами это делать – скотч, клей и т. д.).

Описание мероприятия При работе с банком генерального и финансового директора, а также юриста маркетолог должен максимально эффективно распространить наружную рекламу своей фирмы. Для этого он может привлечь всех свободных сотрудников фирмы, обязательно четко проинструктировав их о том, как и где надо распространять наружную рекламу, чтобы не нарушить Закон «О рекламе».

Возможны следующие формы распространения наружной рекламы:

рекламные плакаты размером с альбомный лист (формат А4), с лист ватмана или любого другого формата, которые можно размещать на стенах в коридорах и на лестнице. Крепить эти плакаты следует только скотчем, который после снятия со стены не оставляет на ней никаких следов. Все размещенные рекламные плакаты должны быть сняты в конце тренинга (т. е. до концерта). В противном случае со счетов группы будут списываться в безакцептном порядке штрафы за нарушение правил внутреннего распорядка;

рекламные листовки, которые могут раздаваться сотрудниками фирмы на лестницах, в коридорах и т. д. В этом случае фирма должна позаботиться об установке коробок для мусора (с обязательной пометкой, какой фирмой установлена данная коробка, так как в случае если сотрудники государственных органов обнаружат, что фирма, распространяя листовки, не установила своих коробок, то фирме будет вынесено устное предупреждение, а в случае повторного нарушения этого требования – наложен штраф), чтобы ее листовки не валялись по зданию. Надо учитывать, что кроме штрафов валяющиеся по полу листовки определенной фирмы очень сильно подрывают репутацию этой организации на рынке. Кроме того, срывание чужих плакатов и листовок в не предназначенных для этого местах влечет наложение штрафа на то лицо, которое совершило правонарушение;

раздача сувениров, конфет и т. д. с символикой фирмы или ее товара и др.

В рекламных материалах может содержаться информация о профессиональных качествах руководителей и сотрудников фирмы, о качестве предлагаемого товара, о связях данной фирмы на рынке, т. е. о ее поставщиках и т. д., – любая информация, которая положительно характеризует данную фирму и соответствует требованиям законодательства.

Надо иметь в виду, что рекламные материалы целесообразнее заготавливать заранее (т. е. до начала тренингового сезона), и одной из главных задач маркетолога является расчет количества и видов необходимых рекламных материалов для использования наружной рекламы в течении всего тренинга.

Кроме того, именно маркетолог является непосредственным ответственным за соблюдение правил распространения рекламы, в том числе и за поведение членов группы.

Если в группе недостаточно свободных членов для участия в распространении рекламы (особенно если по замыслу маркетолога необходимо определенное число сотрудников для постоянной раздачи листовок и т. д.), фирма может нанять для этого членов других групп, заключив с ними (в случае их согласия) трудовой договор на выполнение определенной работы. Такая ситуация может быть весьма выгодной и для самой нанимающей фирмы, и для нанимаемых сотрудников из других фирм, так как за выполнение этой работы фирма выплачивает заработную плату, которую нанятый работник потом может использовать для покупки товаров своей фирмы, т. е. для поддержания конкурентоспособности именно своей организации. Кроме того, зарплата, полученная в чужой фирме, может оказаться значительно больше, чем зарплата в своей, а сотрудник согласится на эту работу только в случае незанятости в данный момент на собственной фирме.

Однако к заключению трудового договора фирма и нанимаемый сотрудник должны подходить очень внимательно, так как любой член чужой группы будет все равно стараться помочь своей фирме и ухудшить положение конкурента. Поэтому в договоре целесообразно детально описать права и обязанности нанимаемого работника и ответственность за невыполнение им своих должностных обязанностей. При этом все положения трудового договора должны строго соответствовать Трудовому кодексу РФ, за что ответственность на фирме несет юрист. Он же и разрабатывает проект каждого договора, а генеральный директор принимает или изменяет предложенный ему проект. Если трудовой договор не соответствует трудовому законодательству, он может быть признан недействительным судом, и фирма может понести серьезные убытки (штрафы, обязанность выплатить не отработанную заработную плату и т. д.)

В случае заключения трудового договора организация должна перевести зарплату нанятого работника на его депозитный счет по истечении срока, на который заключен трудовой договор. Поэтому обе стороны при заключении такого договора должны максимально четко оговорить сумму причитающейся зарплаты, сроки ее выплаты (всю сумму после окончания действия договора или частями по мере исполнения договора) и т. д.

Основные требования законодательства, которые участники тренинга обязаны знать для успешного проведения данного мероприятия Кроме уже отмеченных законодательных требований к рекламе, необходимо помнить также следующее.

Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна:

• содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;

• дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;

• обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

• распространяться в радио– и телепрограммах с 7 до 22 ч местного времени;

• распространяться в любой форме в радио– и телепередачах, при кино– и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

• распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

• распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 м от них.

Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио– и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем 3 с эфирного времени, при распространении рекламы другими способами – не менее 5 % рекламной площади (пространства).

В то же время запрет не затрагивает организаций, производящих алкогольные напитки, табак и табачные изделия. Скрытой рекламой табачных изделий является реклама лотереи, в случае, если лотерейные билеты, например, находятся в пачках с сигаретами.

По поводу указанного выше запрета рекламы в телепрограммах, а также запрета распространения рекламы алкогольных напитков, табака и табачных изделий в радиопрограммах с 7 до 22 ч местного времени, а также на первой и последней полосах газет, на первой и последней страницах и обложках журналов имеются противоположные мнения.

Как было указано, реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться ближе 100 м от детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организаций (лучше было бы сказать «организаций культуры»). Такой запрет направлен на то, чтобы указанную рекламу не могли видеть посетители упомянутых организаций. В связи с этим размер рекламы должен быть таким, чтобы за 100 м ее содержание не было видно.

Часто у лиц, связанных с рекламной деятельностью, возникал вопрос о том, распространяются ли соответствующие ограничения на рекламу пива. С 21 января 1997 г. этот вопрос был решен в Федеральном законе от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”». Часть 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» была дополнена, в результате чего пиво перестало относиться к алкогольной продукции, следовательно, ограничения, установленные п. 1 ст. 16 Закона «О рекламе», на пиво не распространяются.

И еще один вопрос, который возник по вине таможенных органов – относятся ли ограничения, установленные для рекламы алкогольных напитков, к спиртосодержащим лекарствам. Этот вопрос кажется надуманным только на первый взгляд. Дело в том, что Государственный таможенный комитет РФ (ныне – Федеральная таможенная служба РФ) еще в 1995 г. направил начальникам таможенных управлений и таможен указание по поводу спиртосодержащих лекарств, согласно которому все настойки и бальзамы, продающиеся в российских аптеках и содержащие более 0,5 % спирта, признаются алкогольными напитками. Между тем «лекарство» и «напиток» – это разные понятия, следовательно, ограничения, установленные для рекламы алкогольных напитков, не распространяются на рекламу спиртосодержащих лекарств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: