ПРАКТИКУМ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
ЧЕЛОВЕКА
Учебное пособие по курсу «анатомия и физиология»
Для студентов –бакалавров гуманитарных специальностей
ВЕДЕНИЕ
Переход российского высшего профессионального образования на 2-х уровневую систему подготовки существенно изменил все три взаимосвязанные составляющие образовательного процесса:
1. организационные формы 2. состояние студентов как субъектов педагогического процесса 3. требования к результатам обучения студентов.
Наиболее существенное влияния организационные изменения оказали на естественнонаучные дисциплины. Особенно это относится к учебным предметам, изучающим человека, которые направлены на познание самого сложного из живых созданий процесса эволюции в биосфере. В изучении человека естественные науки призваны тесно взаимодействовать с гуманитарными дисциплинами для того, чтобы изучать Человека комплексно, целостно, интегрально.
Поэтому в качестве прочной профессиональной базы будущим специалистам - гуманитариям жизненно необходимы естественнонаучные знания о строении и функционировании организма, его ЦНС и головного мозга как материальной основы психики и поведения. Исключительно важна роль этих знаний в формировании здоровья и здорового образа жизни студентов, которые затем в качестве специалистов «помогающих профессий» будут призваны передать ФАКЕЛ ЗНАНИЙ будущим поколениям юных россиян, готовить их к жизни в обществе высокого риска.
Трудности в освоении учебного материала создаются не только сложностью анатомо-физиологической организации человека как объекта изучения, но и ускоренным характером учебного процесса из-за сокращения сроков обучения, создающего дефицит времени для освоения тем и, следовательно, требующей концентрации, информационной насыщенности изучаемого материала.
Это предъявляется повышенные требования как к базовому (школьному) уровню подготовки студентов, так и к их психофизическому состоянию и психологической мотивации учения.
Более чем тридцатилетний опыт преподавания автора в гуманитарных ВУЗах показывает, что наблюдается снижение этих характеристик учащихся. Но именно эти качества студентов обеспечивают, наряду с хорошей квалификацией преподавателя, необходимую в условиях рыночной конкуренции в профессионально-трудовой сфере, высокую результативность обучения. Таким образом, мы выявили существенное противоречие в преподавании естественнонаучных дисциплин в современных ВУЗах, состоящее в росте требований к студентам, с одной стороны и снижении их образовательных возможностей с другой стороны.
В настоящее пособие реализованы 3 методологических подхода в преодоление современных противоречий и объективных трудностей в изучении и усвоении знаний по естественно-научным дисциплинам студентами гуманитарных ВУЗах.
1. Интегральный, междисципалинарный подход, который реализуется в использовании как анатомо-физиологического так и психологического научно-практического знания, синтез которых выражается в психофизиологическом содержании лабораторных работ
2. Здоровьеформирующий подход, направленный на создание и закрепление навыков самообследования, самоконтроля на основе знаний, трансформирующихся в привычки здорового образа жизни у обучающейся молодежи
3. Научно-исследовательский подход, который призван формировать компетенции научного мышления и творчества будущих специалистов-гуманитариев.
Цель практикума – представить разработанные автором практические задания, творческие вопросы, которые в наглядной форме позволят раскрыть студенту значимость теоретических фундаментальных знаний анатомии и физиологии человека, стимулируют поисковую активность студентов для творческого разрешения проблем индивидуального и общественного здоровья, безопасной жизнедеятельности.
В процессе выполнения практических заданий навыки понимания студентами механизмов процессов жизнедеятельность позволят сформировать естественнонаучное (анатомо-физиологическое) мышление без которого молодому человеку трудно разобраться в современных научных знаниях о биологии человека, наращивать и развивать свою культуру здоровья и здорового образа жизни, являющуюся неотъемлемой составляющей профессионально важных качеств личности специалиста помогающих гуманитарных профессий.
РАЗДЕЛ 1. Основы выполнения лабораторных работ