Походная церковь армии ген. А. А. Власова




 

«Несколько месяцев тому назад, с одной из групп эмигрантов в Буэнос Айрес была привезена ценная историческая реликвия Освободительного Движения Народов России — первый и основной {67} походный храм армии ген. Власова, созданный в 1944 году. Первая церковь в РОА была создана по бла­гословению Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия и по желанию А. А. Власова. Храм созда­вался при непосредственной и живой помощи Высоко­преосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинс­кого и Германского и при помощи Братства преп. Иова Почаевского. Походный храм во имя св. апо­стола Андрея Первозванного находился в Дабендорфе (под Берлином), в Школе пропагандистов РОА, являвшейся основным идейно-политическим центром Движения.

В нем совершались богослужения, привле­кавшие большое количество солдат и офицеров. Вес­ной 1945 г. храм вместе со Школой был переведен в район Карлсбада. Незадолго до капитуляции, причт храма, вместе с группой солдат и офицеров, пере­вез церковь в Мариенбад, который вскоре был взят американскими войсками. В дальнейшем храм был пе­ревезен в Баварию, где, в связи с создавшейся политической обстановкой, тайно сохранялся у частных лиц. Сейчас он находится в Буэнос Айресе.

В связи с этим у ряда лиц возникла мысль о восста­новлении этого храма и создании на его основе Церкви-Памятника всех погибших борцов Освободи­тельного Движения. Все организации и частные лица, заинтересованные в реализации этого проекта, бла­говолят обратиться в редакцию «Слова» для получе­ния нужных справок, в дни и часы приема в редак­ции».

 

В Буэнос Айресе и вообще в Аргентине обста­новка в смысле эмиграции была достаточно сложная. В ней проживало большое количество дореволюцион­ных российских эмигрантов, малоосведомленных о действительном положении в СССР и, в конечном итоге, ставших на позиции некритического просоветизма.

Это огромное количество людей было на­строено против послереволюционных эмиграции, счи­тая их или «белобандитами» или «изменниками родины».

 

{68} Первой российской эмиграции в Аргентине было относительно немного, но ее количество уве­личилось после конца Второй мировой войны. Зна­чительная часть второй эмиграции тоже попала в Южную Америку и, в частности, в Аргентину, су­щественно изменив соотношение сил. Среди нее было немало участников Освободительного Движения, бывших военнослужащих РОА. Почти вся антикомму­нистическая эмиграция в Аргентине поделилась на различные группировки, враждовавшие между собой, принимая участие в послевоенной эмигрантской междоусобице, приправленной к этому еще юрисдикционными спорами и вмешательством посторонних сил, ловивших рыбку в мутной воде того времени. К глубокому прискорбию нам приходится констати­ровать следующее: большинство прибывших в Арген­тину участников ОДНР не оказалось на достаточно высоком духовном уровне.

Никто из них не реаги­ровал на указанную заметку и соответствующие разъяснения редакции газеты. Вместо того, чтобы возблагодарить Бога за сохранение духовной свя­тыни РОА — походной церкви, находившейся в центре всего Движения и созданной по желанию ген. Власова, за то, что она неисповедимыми путями оказалась здесь же с ними в Аргентине, и хотя бы проявить какой-то минимальный интерес к данному факту, они не обратили на это ни малейшего внимания, продолжая заниматься своими духовно-бесплодными делами и конкурентной борьбой с другими эми­грантскими организациями.

 

Анализируя обстановку того времени, не приходится сомневаться в том, что и здесь была приложена злая и опытная в таких делах рука советской агентуры.

(Нельзя не вспомнить в связи со всем сказанным и книгу С. Л. Войцеховского «Эпизоды» (Издательст­во «Заря», Канада, 1978), которая, хотя и не имеет прямого отношения к нашей теме, но дает дополнительный интересный материал из жизни по­слевоенной российской эмиграции.).

 

{69} Учитывая складывающуюся обстановку и не­возможность при данной ситуации поставить вопрос о каком-то хотя бы моральном использовании всего привезенного, я временно все законсервировал до более нормального положения и некоторого успоко­ения разыгравшихся послевоенных эмигрантских страстей.

Тогда же, в середине уже 50-x годов, мне все же удалось открыть небольшую часовню в одном из пригородов Буэнос Айреса, в которой все и было помещено.

 

В 1960 г., в связи с моим переводом в США, я вывез эти духовные ценности Российского Осво­бодительного Движения эпохи Второй мировой войны — в США, где они довольно значительное количество времени хранились в законсервированном виде. В начале семидесятых годов я, с соответствующего разрешения духовных властей Православной Церкви в Америке, открыл на Кэйп Код (Массачусетс) в городе Хаяннисе небольшую часовню в честь иконы Казанской Божией Матери. В эту часовню я также поместил реликвии, оставшиеся от дабендорфского храма. В часовне находится исторический антиминс, врученный мне митрополитом Серафимом Берлинским и Германским для совершения Евхаристии в Дабендорфе, св. чаша, реставрированная и приведенная в порядок, дискос, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, одно из облачений. Все это ныне снова используется для богослужения и яв­ляется несомненной духовной и одновременно исто­рической ценностью. Это понимают те, кто побывал в часовне. Один из руководящих деятелей Дабендорфа, приехавший на Кэйп Код и побывавший на литургии в часовне, подходя по ее окончании ко кресту и целуя его спросил:

 

«Отец Димитрий! Неу­жели я сейчас приложился ко кресту, к которому подходил более тридцати лет тому назад в Дабендорфе?»

«Да, именно к нему!» — ответил я.

 

Я считаю свою задачу почти выполненной.

{70} Почти, потому что после моей смерти все эти ре­ликвии должны быть помещены в соответствующий музей, с тем, чтобы в дальнейшем быть переданными в Россию по окончании большевистского лихо­летья. Поэтому мне остается просить всех верую­щих участников РОА, которые меня переживут, иметь это обстоятельство в виду и сделать все возможное для их сохранения в историческую память многомил­лионного, спонтанно возникшего РОД на Западе, поддержанного большинством народа на родине, в память всех погибших за него. Быть может все оставшееся от походного храма в Дабендорфе когда-нибудь будет торжественно внесено в новый храм во имя св. апостола Андрея Первозванного, который будет построен на родине в память Российского Ос­вободительного Движения эпохи Второй мировой вой­ны.

(курсив наш; ldn-knigi)

 


 


{70}

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: