Вопрос №47 Дисгармоничное развитие




Вопрос № 40. Психологические особенности детей с ДЦП и нарушенным интеллектом.

Клиническая картина: двигательные нарушения различных форм. Чаще всего параличи, парезы, гиперкинезы (избыточн.движение), нарушение координации. Сочетается с нарушением психического развития, слуха, зрения, судорожными припадками.

Интеллект: если происходит повреждение интеллекта, то это говорит о достаточно серьезном уровне дефекта. В случае нормы интеллект обладает некоторыми особенностями. Патогенез: нарушении любых форм нормативного развития двигательной сферы приводит к вторичным изменениям сенсорным и интеллектуальным.

Исходя из этого, у таких детей поздно формируется игровая деятельность (нарушение процесса целеполагания и целенаправленного действия), что приводит к задержке восприятии анализа структуры деятельности. Образование вторичных дефектов.

Нарушения речи: наблюдаются нарушения как понимания, так и собственная речь (лексич., фонематич., грамматич.)

Т.ж. наблюдается высокий уровень истощаемости психических процессов.

Характер общения меняется => не формируются мотивы общения более высокого порядка, такие как познавательный и личностный. Т.ж. сужатся круг общения – 1. Ребенок сам ограничен в движениях; 2.Окружениее боится таких детей. – социальная депривация.

Личность: Образование комплекса не полноценности (жизнь в ситуации хронической психической травмы). Формируются компенсаторные механизмы (патологическое личностное поведение).

1.Астеноневротический вариант (слабость, робость, чувствительность и впечатлительность, высокая истощаемость, обидчивость).

2.Псевдоаутичная (нарушение контактов, замкнутость, уход от себя).

3.Истероидная(постоянное внимание к себе, раздражительность)

4.Неустойчивый (нарушение эмоционально-волевой сферы; внушаемость)

5.Возбудимый (повышенная возбудимость, агрессивность)

Сохранность критичности к своему состоянию

Формы:

1.Двойная гемипления

2.Спастическая диплегия

3.Гемипаретическая

4.Гиперкинетическая

5.Атоникоастеническая


 

Вопрос №51 Критерии диагностики психопатий

критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова: характер можно считать патологическим, расценивать как психопатию, по таким признакам:

1) относительная стабильность во времени — малые изменения в течение жизни;

2) тотальность проявлений – одни и те же черты характера обнаруживаются повсюду, в любых обстоятельствах;

3) дезадаптация социальная (пожалуй, самый важный признак); состоит в том, что у человека постоянновозникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе.

По своей клинической структуре психопатические состояния имеют синдромальный характер. При их классификации в общей психопатологии используют не только (и не столько) язык специфических симптомов, но и терминологию психологии личности.

Психопатические состояния следует отличать от акцентуаций личности. Это крайние варианты нормы, проявляющиеся значительным усилением отдельных черт личности. В зависимости от ситуации они могут способствовать или развитию способностей личности (социально-положительные достижения), или возникновению различных форм личностной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологические развития.

Одним из дифференциально-диагностических критериев, позволяющих отличить акцентуации от психопатических состояний, являются условия возникновения при них социальной дезадаптации. Дезадаптация личности возникает только после воздействия специфического для каждого вида акцентуации психогении, тогда как при психопатических состояниях дезадаптация личности может быть следствием психогении любого рода или даже появляться без видимых причин.

В отличие от психопатий, акцентуации обычно развиваются в период становления характера и исчезают с возрастом. Обнаруживают их только при определенных ситуаций, поскольку они не сопровождаются социальной дезадаптацией, или их ход бывает переходным. Таким образом, при акцентуациях характера никогда не бывает всех трех обязательных признаков психопатии


Вопрос №47 Дисгармоничное развитие

Дисгармоническое психическое развитие - этого тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка при первично сохранном интеллекте.

Типы дисгармоничного развития:

Экстрапунитивный тип.

Интрапунитивный тип.

Дисгармония, связанная с недостаточностью психического тонуса (апатический тип).

Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию.Основной задачей психокоррекции детей с дисгармонигным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией развития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезорганизации его поведения.

Дети достаточно работоспособны, но пресыщаемы однотипной деятельностью, что часто и вызывает агрессивные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в этом случае высокая, часто чрезмерная (но хорошо контролируемой ребенком). При этом общий уровень познавательного развития в целом достаточный. Поскольку среди этих детей чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества, возможны специфические трудности в овладении школьными навыками (чтение, письмо, сложные счетные операции). В этих достаточно часто встречающихся случаях можно говорить о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования.

Регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показателям, особую специфику можно наблюдать в эмоционально-личностных проявлениях. У детей наблюдаются высокие притязания на успех, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим, могут сознательно демонстрировать поведенческие реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто они бывают раздражительными, легко могут переходить от дисфории к эйфории.

В структуре базовых составляющих: произвольность психической активности, как правило, бывает сформирована в соответствии с возрастом, однако чем младше ребенок, тем вероятнее встречаются варианты невыраженной несформированности регуляторных функций (в том числе и на уровне произвольной регуляции двигательной активности). При преобладании демонстративных черт характера, вне зависимости от возраста, выявляется достаточная сформированность произвольного звена ВПФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: