Становление и развитие ВНД у детей




1. Особенности процессов возбуждения, торможения у детей

В раннем возрасте преобладают:

Ø процессы возбуждения

Ø широкая иррадиация их

Ø слабость тормозных процессов

· все виды внутреннего торможения у ребенка 1-го года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с трудом.

· внешнее торможение выраженно с момента рождения

Торможение условных рефлексов:

Ø Внешнее существует сразу после рождения;

Ø Внутреннее дифференцировочное появляется к концу 1-го месяца (например, к 20-му дню ребенок различает положения для кормления и пеленания).

 

2. Особенности условных рефлексов у детей первых месяцев жизни

Ребенок появляется на свет с ограниченным числом врожденных безусловных рефлексов. Эти реакции не только бедны количественно, но несовершенны и в качественном отношении. Они носят генерализованный характер не точны и вызываются в равной мере как внешними, трак и внутренними факторами. У новорожденных подкорка функционально и морфологически значительно совершеннее, чем кора. По мере созревания корковых отделов головного мозга изменяется безусловная и условно-рефлекторная деятельность.

 

Ø Безусловные рефлексы

v С момента рождения присутствуют безусловные рефлексы - сосания, глотательные, защитные, ориентировочные и др.

v На 6-7-й день уже обнаруживается пищевой условный рефлекс.

v К 10-12 дню жизни безусловные реакции несколько совершенствуются: суживаются рефлексогенные зоны, уменьшается генерализация в афферентных системах, сокращается латентный период реакции (с 1,5 до 0,4-0,3).

 

На базе безусловных рефлексов, таких как пищевые и некоторые оборонительные, могут уже вырабатываться условные рефлексы.

Ø Условные рефлексы с различных анализаторов у детей образуются не одновременно.

v Первыми вырабатываются вестибулярные и слуховые искусственные условные рефлексы.

v Затем обонятельные, вкусовые

v Несколько позже - зрительные, проприоцептивные и кожно- тактильные.

Ø Формирование условных рефлексов осуществляется прежде всего на жизненно важные стимулы: натуральные раздражители.

v Скорость образования условных рефлексов вначале невысока – на 1-м месяце жизни требуется до 200 сочетаний сигнала и подкрепления.

v Условные рефлексы образуется на время кормления
(четко проявляются с 8-го дня), на положение для кормления (с конца 2-й недели), зрительные сигналы – с 3-го месяца.

Скорость образования условны рефлексов связана

ü со сроками морфологического созревания разных отделов анализаторных систем

ü со сроками миелинизации афферентных нервов

ü зависит от биологической значимости анализатора.

.

Сроки формирования условных рефлексов у ребенка

v С 5-7 дня возможны натуральные условные рефлексы на время кормления, при точном его соблюдении.

v В конце 2-ой недели жизни может появиться естественный условный сосательный рефлекс на «положение для кормления». Сигналом является воздействие на рецепторы вестибулярного и проприоцептивного аппаратов, а подкрепление - кормление.

v На 15-20 день жизни происходит образование условного рефлекса на звуковой раздражитель,

v со 2-го месяца - на зрительный раздражитель.

v С 3-х месяцев возникают условные рефлексы на экстероцептивные раздражения.

v С 3-4 месяцев четкое дифференцирование искусственных условных зрительных и звуковых раздражителей.

 

3. Высшая нервная деятельность у детей разного возраста.

Ø Грудной возраст ( 2 – 12 мес).

· Условные рефлексы образуется быстрее, они более прочные, вырабатываются не только на простые сигналы, но и на комплексные.

· С 5-го месяца может формироваться условный рефлекс при раздражении любой сенсорной системы.

· К концу первого года слово становится сигналом для выработки условного рефлекса.

· Начинает формироваться внутреннее торможение:

v Запаздывающее торможение начинает формироваться только с 5-го месяца, оно вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки и хорошо выражено только к старшему школьному возрасту;

v Угасание происходит гораздо медленнее, поэтому ребенка трудно отучить от вредных привычек, неправильных навыков.

· Образуются динамические стереотипы, облегчающие приспособление ребенка к окружающей среде, так как сила и подвижность нервных процессов у ребенка еще невелики.

Ø Возраст 2 – 3 года.

· Формируется активная исследовательская деятельность:

v Происходит становление взаимодействия анализаторов;

v Двигательный анализатор используется в освоении количественных и пространственных соотношений: дальше – ближе; больше – меньше.

· Образующиеся динамические стереотипы очень прочны, поэтому различные нарушения порядка, режима воспринимаются болезненно; образование стереотипов важно для правильного воспитания, так как переделать их будет чрезвычайно трудно.

Ø Возраст 4 – 6 лет.

· Усиливаются межцентральные связи ассоциативных зон и появляется способность оценивать вероятность подкрепления (у детей старше 5 лет).

· В соотношении процессов возбуждения и торможения отмечается преобладание возбуждения и фазы генерализации условных рефлексов; постепенно усиливаются внутреннее торможение и фазы специализации условных рефлексов.

Ø Возраст 7 – 11 лет.

· Сформирована достаточная сила и уравновешенность нервных процессов.

· Выражены все виды внутреннего торможения, но механизмы активного внимания развиты еще недостаточно, отсюда быстрая утомляемость и отвлечение.

· Более четко выявляются типологические особенности ВНД, все характеристики (сила, уравновешенность, подвижность) еще вариабельны, что создает возможность направленной педагогической коррекции характера.

Ø Возраст полового созревания (пубертатный период).

· Характерна повышенная возбудимость ЦНС.

· Ослаблены процессы торможения, ухудшаются дифференцировки, увеличивается генерализация возбуждения.

· Затруднено формирование новых условных рефлексов.

 

 

4. Развитие речи и второй сигнальной системы у детей

Ø Развитие речи с ростом ребенка имеет огромное значение для контакта с окружающими людьми.

На первом году ребенок начинает овладевать речью.

v В 5 месяцев уже можно у детей выработать условные рефлексы на слова.

v С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих (подражательный рефлекс).

v К году запас ребенка около 10-12 слов.

v После 1,5 лет между словом и предметом легко образуется связь и появляются первые признаки словесного мышления. Но оно остается еще предметным. Это значит, что хотя уже возрастает роль слова, но доминирует непосредственный раздражитель.

v Активное овладение речью, которое во многом зависит от контакта со взрослыми, происходит во 2-ой половине пер­вого года.

v Ощутимые сдвиги в произношении слов наблюдаются в конце 2-го года жизни.

v К 3 годам запас слов увеличивается до 1000, в 4 года он достигает до 2000 слов и дети овладевают правильным грамматическим строением языка.

v На 5 году появляется способность обобщать словом многие явления, т.е. словесное мышление. Слова приобретают значение "сиг­нала сигналов". Но, однако, процесс обобщения еще опирается только на один какой-нибудь признак, имеющий для ребенка существенное значение.

v Только на 7 году жизни вырабатывается новый тип обобщения: ребенок отвлекается от того, какие действия можно производить с предметом и исходит из основных его свойств. Т.е. ребенок начи­нает пользоваться понятиями, которые абстрагированы от действия.

v Формируется абстрактное мышление, которое опирается на слож­ную систему выработанных условных связей.

v Условные рефлексы, выработанные в детском возрасте, являют­ся особенно прочными и часто имеют решающее значение в дальнейших поведенческих реакциях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: