1. Особенности процессов возбуждения, торможения у детей
В раннем возрасте преобладают:
Ø процессы возбуждения
Ø широкая иррадиация их
Ø слабость тормозных процессов
· все виды внутреннего торможения у ребенка 1-го года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с трудом.
· внешнее торможение выраженно с момента рождения
Торможение условных рефлексов:
Ø Внешнее существует сразу после рождения;
Ø Внутреннее дифференцировочное появляется к концу 1-го месяца (например, к 20-му дню ребенок различает положения для кормления и пеленания).
2. Особенности условных рефлексов у детей первых месяцев жизни
Ребенок появляется на свет с ограниченным числом врожденных безусловных рефлексов. Эти реакции не только бедны количественно, но несовершенны и в качественном отношении. Они носят генерализованный характер не точны и вызываются в равной мере как внешними, трак и внутренними факторами. У новорожденных подкорка функционально и морфологически значительно совершеннее, чем кора. По мере созревания корковых отделов головного мозга изменяется безусловная и условно-рефлекторная деятельность.
Ø Безусловные рефлексы
v С момента рождения присутствуют безусловные рефлексы - сосания, глотательные, защитные, ориентировочные и др.
v На 6-7-й день уже обнаруживается пищевой условный рефлекс.
v К 10-12 дню жизни безусловные реакции несколько совершенствуются: суживаются рефлексогенные зоны, уменьшается генерализация в афферентных системах, сокращается латентный период реакции (с 1,5 до 0,4-0,3).
На базе безусловных рефлексов, таких как пищевые и некоторые оборонительные, могут уже вырабатываться условные рефлексы.
Ø Условные рефлексы с различных анализаторов у детей образуются не одновременно.
v Первыми вырабатываются вестибулярные и слуховые искусственные условные рефлексы.
v Затем обонятельные, вкусовые
v Несколько позже - зрительные, проприоцептивные и кожно- тактильные.
Ø Формирование условных рефлексов осуществляется прежде всего на жизненно важные стимулы: натуральные раздражители.
v Скорость образования условных рефлексов вначале невысока – на 1-м месяце жизни требуется до 200 сочетаний сигнала и подкрепления.
v Условные рефлексы образуется на время кормления
(четко проявляются с 8-го дня), на положение для кормления (с конца 2-й недели), зрительные сигналы – с 3-го месяца.
Скорость образования условны рефлексов связана
ü со сроками морфологического созревания разных отделов анализаторных систем
ü со сроками миелинизации афферентных нервов
ü зависит от биологической значимости анализатора.
.
Сроки формирования условных рефлексов у ребенка
v С 5-7 дня возможны натуральные условные рефлексы на время кормления, при точном его соблюдении.
v В конце 2-ой недели жизни может появиться естественный условный сосательный рефлекс на «положение для кормления». Сигналом является воздействие на рецепторы вестибулярного и проприоцептивного аппаратов, а подкрепление - кормление.
v На 15-20 день жизни происходит образование условного рефлекса на звуковой раздражитель,
v со 2-го месяца - на зрительный раздражитель.
v С 3-х месяцев возникают условные рефлексы на экстероцептивные раздражения.
v С 3-4 месяцев четкое дифференцирование искусственных условных зрительных и звуковых раздражителей.
3. Высшая нервная деятельность у детей разного возраста.
Ø Грудной возраст ( 2 – 12 мес).
· Условные рефлексы образуется быстрее, они более прочные, вырабатываются не только на простые сигналы, но и на комплексные.
· С 5-го месяца может формироваться условный рефлекс при раздражении любой сенсорной системы.
· К концу первого года слово становится сигналом для выработки условного рефлекса.
· Начинает формироваться внутреннее торможение:
v Запаздывающее торможение начинает формироваться только с 5-го месяца, оно вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки и хорошо выражено только к старшему школьному возрасту;
v Угасание происходит гораздо медленнее, поэтому ребенка трудно отучить от вредных привычек, неправильных навыков.
· Образуются динамические стереотипы, облегчающие приспособление ребенка к окружающей среде, так как сила и подвижность нервных процессов у ребенка еще невелики.
Ø Возраст 2 – 3 года.
· Формируется активная исследовательская деятельность:
v Происходит становление взаимодействия анализаторов;
v Двигательный анализатор используется в освоении количественных и пространственных соотношений: дальше – ближе; больше – меньше.
· Образующиеся динамические стереотипы очень прочны, поэтому различные нарушения порядка, режима воспринимаются болезненно; образование стереотипов важно для правильного воспитания, так как переделать их будет чрезвычайно трудно.
Ø Возраст 4 – 6 лет.
· Усиливаются межцентральные связи ассоциативных зон и появляется способность оценивать вероятность подкрепления (у детей старше 5 лет).
· В соотношении процессов возбуждения и торможения отмечается преобладание возбуждения и фазы генерализации условных рефлексов; постепенно усиливаются внутреннее торможение и фазы специализации условных рефлексов.
Ø Возраст 7 – 11 лет.
· Сформирована достаточная сила и уравновешенность нервных процессов.
· Выражены все виды внутреннего торможения, но механизмы активного внимания развиты еще недостаточно, отсюда быстрая утомляемость и отвлечение.
· Более четко выявляются типологические особенности ВНД, все характеристики (сила, уравновешенность, подвижность) еще вариабельны, что создает возможность направленной педагогической коррекции характера.
Ø Возраст полового созревания (пубертатный период).
· Характерна повышенная возбудимость ЦНС.
· Ослаблены процессы торможения, ухудшаются дифференцировки, увеличивается генерализация возбуждения.
· Затруднено формирование новых условных рефлексов.
4. Развитие речи и второй сигнальной системы у детей
Ø Развитие речи с ростом ребенка имеет огромное значение для контакта с окружающими людьми.
На первом году ребенок начинает овладевать речью.
v В 5 месяцев уже можно у детей выработать условные рефлексы на слова.
v С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих (подражательный рефлекс).
v К году запас ребенка около 10-12 слов.
v После 1,5 лет между словом и предметом легко образуется связь и появляются первые признаки словесного мышления. Но оно остается еще предметным. Это значит, что хотя уже возрастает роль слова, но доминирует непосредственный раздражитель.
v Активное овладение речью, которое во многом зависит от контакта со взрослыми, происходит во 2-ой половине первого года.
v Ощутимые сдвиги в произношении слов наблюдаются в конце 2-го года жизни.
v К 3 годам запас слов увеличивается до 1000, в 4 года он достигает до 2000 слов и дети овладевают правильным грамматическим строением языка.
v На 5 году появляется способность обобщать словом многие явления, т.е. словесное мышление. Слова приобретают значение "сигнала сигналов". Но, однако, процесс обобщения еще опирается только на один какой-нибудь признак, имеющий для ребенка существенное значение.
v Только на 7 году жизни вырабатывается новый тип обобщения: ребенок отвлекается от того, какие действия можно производить с предметом и исходит из основных его свойств. Т.е. ребенок начинает пользоваться понятиями, которые абстрагированы от действия.
v Формируется абстрактное мышление, которое опирается на сложную систему выработанных условных связей.
v Условные рефлексы, выработанные в детском возрасте, являются особенно прочными и часто имеют решающее значение в дальнейших поведенческих реакциях.