И все же остается неизменным: «притча» содержит «учение» Платона об истине. То самое ненаписанное, о чем говорится в начале.




Платон говорит об «идее добра»: αύτή κυρία άλήθειαν καί νοΰν παρασχομένη (517 с 4), «она сама госпожа, ибо обеспечивает непотаенность (кажущему себя) и вместе восприятие (непотаенному)». Алетейя попадает в упряжку идеи. Говоря об идее, что она госпожа, обеспечивающая непотаенность, Платон отсылает к тому невысказан­ному, что отныне существо истины не развертывается как существо непотаенности из его собственной бытийной полноты, а перекладывает­ся на существо идеи. Существо истины утрачивает непотаенность как свою основную черту.

 

Переход из одного состояния в другое состоит в исправлении взгляда. От όρθότης, правильности вглядывания, зависит все.

Так из превосходства вида и видения над алетейей возникает изме­нение существа истины. Истина превращается в όρθότης, правильность восприятия и высказывания.

Известным образом Платон вынужден еще сохранить «истину» как черту сущего, поскольку в качестве присутствующего сущее имеет свое бытие в явлении, а явление несет с собой непотаенность. Но в то же время вопрошание о непотаенном переносится на явление вида и тем самым на подчиненное ему видение и на правильное и правильность видения. Поэтому в учении Платона заложена неизбежная двусмыслен­ность. Именно она свидетельствует о не высказанном ранее и теперь выявляемом изменении в существе истины. Двусмысленность со всей остротой обнаруживается в том факте, что обсуждается и описывается непотаенность и одновременно подразумевается и на ведущее место становится правильность, все это в одном и том же ходе мысли.

Ведущая мысль та, что высшая идея запрягает в единую упряжку познание и его познаваемое. Их соотношение, однако, формулируется двояко. Сначала и потому определяюще Платон говорит: ή τοΰ άγαθού ίδέα есть πάντων όρθών τε καί καλών ατία, «идея добра» есть «причина всего правильного равно как и всего прекрасного» (т.е. основание возможности их существа). Но далее говорится, что идея добра есть κυρία άλήθειαν καί νοΰν ηαρασχομένη, «госпожа, обеспечивающая непотаенность, но также и восприятие». Эти два высказывания не параллельны так, чтобы όρθά (правильному) соответствовала алетейя, a καλά (прекрас­ному) — нус (восприятие). Соответствие здесь, наоборот, перекрестное. 'Ορθά, правильному и его правильности, соответствует правильное восприятие, а прекрасному соответствует непотаенное; ибо существо прекрасного заключается в том, чтобы быть έκφανέστατον4 (ср. Федр), тем, что всего ярче и чище светится, показывая «вид», и потому непотаенно. Обе фразы говорят о первом месте идеи добра как обес­печения правильности познания и непотаенности познанного. Истина здесь есть еще одновременно непотаенность и правильность, хотя непотаенность и впряжена уже в упряжку идеи.

Идея — не изобразительный первый план алетейи, а основание, делающее ее возможным. Хотя даже и так идея вбирает еще нечто от первоначального, но не опознанного существа алетейи.

С тех пор имеет место стремление к «истине» в смысле правильности взгляда и его направленности. С тех пор решающим во всякой принци­пиальной позиции относительно сущего становится приобретение пра­вильного воззрения на идеи. Различие между местопребыванием внутри и вне пещеры есть раз­ница в софии. Это слово означает вообще ориентировку в чем-либо, какую-то понимающую умелость. София вне пещеры есть фило-софия. Язык греков знает это слово уже до эпохи Платона, употребляя его обычно для именования предпочтительной привязанности к верному ориентированию. Платоном первым это слово было затребовано как имя для такого ориентирования в сущем, которое одновременно определяет бытие сущего как идею. С Платона мышление о бытии сущего становится — «философией», поскольку оно есть взглядывание на «идеи».

Впервые с Платона начинающаяся «философия», однако, имеет впредь черты того, что позднее называется «метафизикой».

Забота о человечности и о позиции человека среди сущего пронизывает собою всю метафизику.

Начало метафизики в мысли Платона есть одновременно начало «гуманизма». Это слово здесь пусть будет существенным и потому осмысленным в самом широком значении. Соответственно «гуманизм» означает тот смыкающийся с началом, развертыванием и концом метафизики процесс, что человек в разных аспектах, но каждый раз со своего ведома выдвигается в середину сущего, без того чтобы быть тем самым уже и верховным сущим. выработка «нравственной» установки, как спасение бессмертной души, как развитие творческих сил, как воспитание разума, как культивирование личности, как пробуждение общественного со­знания, как дисциплинирование тела или как соответствующее сочетание некоторых или всех этих «гуманизмов».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: