Порождение и восприятие речи




Речевая деятельность состоит из порождения и воспри­ятия речи.

Механизмы порождения и восприятия речи скрыты от на­блюдения. Их можно исследовать по нарушениям, которые обнаруживаются в речи людей (в норме или патологии), либо экспериментальным путем. Наиболее известные отечествен­ные исследователи проблем порождения и восприятия речи — Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Н. Соколов, А. А. Леонть­ев, Т. В. Ахутина (Рябова), А. Р. Лурия, И. Н. Горелов, Н. П. Бехтерева, А. А. Залевская, И. А. Зимняя.

Для того, чтобы говорить и понимать услышанное, в моз­ге должна быть заложена система языка. Первые подходы к разработке проблемы порождения и восприятия речи находим в книге Льва Семеновича Выготского «Мышление и речь».

Выготский различает значение и смысл. Значение обще­народно, оно объединяет различных носителей языка в пони­мании той или иной номинации. Смысл — это индивидуальное значение, которое связано с личным субъективным опытом го­ворящего и конкретной ситуацией общения. Смысл всегда имеет индивидуально-личностный характер, он рождается в субъективном сознании говорящего и как бы несет в себе то содержание, которое должно воплотиться в речи. Движение от мысли к слову, по Выготскому, предстает в форме превраще­ния личностного смысла в общепонятное значение.

Выготский выдвинул и гипотезу кодовых переходов при речепорождении и речевосприятии.

Установлено, что:

1) сначала, сразу после восприятия слова, в сознании че­
ловека возникает паттерн, отражающий акустические признаки
слова (слова, близкие по звучанию, имеют похожие паттерны);
это — первая фаза переработки вербального сигнала мозгом,
первая фаза кодовых переходов;

2) затем первичный акустический паттерн претерпевает
трансформацию, связанную с анализом значения предъявленно­
го слова.

наконец, промежуточный паттерн трансформируется в
такой, который уже никак не связан с акустическим обликом
слова и является чисто семантическим. Таким образом, можно говорить о существовании сле­дующих кодовых переходов.

Речевосприятия
внешняя речь °=> акустический код *=> промежуточный код <=> автономный код (УПК)

Речепорождение

Процесс воплощения мысли в высказывание осуществля­ется, таким образом, через промежуточный код или так назы­ваемую внутреннюю речь. Заметим, что внутренняя речь — это не то же самое, что внутреннее проговаривание.

Внутренней речью большинство исследователей в на­стоящее время называет промежуточный код (по Н. П. Бехтеревой), совмещающий черты акустического и смы­слового кода. Это терминоупотребление — дань психологиче­ской традиции, идущей от Л. С. Выготского, поскольку, строго говоря, промежуточный код вовсе не является речью, это осо­бый код, являющийся посредником между внешней речью и автономным кодом.

Внутренняя речь исключительно трудно поддается изуче­нию, и лингвисты еще мало знают о ее особенностях, структу­ре и механизмах.


Таким образом, можно сказать, что универсальным код называется потому, что он есть у всех людей, а предметным — поскольку его единицы представляют собой преимущественно предметные образы.

На универсальном предметном коде происходит форми­рование замысла речи, первичное формирование личностного смысла, который стремится выразитл говорящий. Движение от мысли к слову происходит на первых этапах развертыва­ния этого процесса с использованием невербального кода, который в ходе порождения речи перекодируется в языковую форму.

Порождение речи, таким образом, это переход с кода чув­ственных образов на обычный вербальный язык. В процессе восприятия и понимания языка мы, наоборот, переводим язы­ковые единицы на универсальный предметный код.

Универсальный предметный код субъективен, индивидуа­лен у каждого говорящего, поскольку он образуется у каждого человека как отражение его неповторимого, индивидуального чувственного жизненного опыта.

Существует несколько известных моделей, представляю­щих процесс порождения речи. Приведем основные из них (А. А. Залевская. Введение в психолингвистику. М., 1999, с. 210-218).

Модель Л. С. Выготского (30-е гг.):

Мотив → мысль → внутреннее слово (смысл) → значение внешнего слова → слово.

Модель А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой (1970):

Мотив → мысль → внутреннее программирование → лексиче­ская развертка, грамматическое структурирование → внеш­няя речь.

Модель Т. В. Ахутиной (1975):

Мотив → мысль (речевая интенция) → внутреннее програм­мирование, грамматическое структурирование → смысловая структура, грамматическая структура → внешняя речь.

Модель А. Р. Лурии (1975):

Мотив → основная мысль высказывания → семантическая за­пись → глубинная синтаксическая структура поверхностная синтаксическая структураморфологическая, фонологиче­ская, фонетическая развертка.

Модель А. А. Залевской (1977):

Пусковой момент → образ результата действия (домини­рующая мотивация, формирование модели обстановки, учет вероятностного опыта; продуктобраз результата) → смысловое программирование речемыслительного действия (выбор семантических единиц, выбор правил комбинирования семантических единиц; продуктсмысловая программа) → реализация смысловой программы речемыслительного дейст­вия (выбор стратегии перехода от смыслового кода к внеш­нему коду, выбор слов, выбор правил комбинирования слов, моторная реализация; продуктвысказывание).

Модель И. А. Зимней (1985);

Внешнее воздействие → мотив как опредмеченная потреб­ность, коммуникативное намерение → замысел (пространст­венно-понятийная схема, линейная схема) → артикуляционная программа (выбор слов, грамматическое структурирование) → артикуляция (акустический сигнал).

Фазы порождения речи: Фаза мотивации

Формируется мотивация к речевому высказыванию, свя­занная с необходимостью передать определенное содержание собеседнику, установить с ним контакт, выразить просьбу, по­желание, требование, некоторое эмоциональное отношение к собеседнику или ситуации и т. д.

Фаза формирования речевой интенции

Фаза реализации программы

Фаза моторной реализации

Процесс восприятия совершается в обратном направлении по отношению к процессу порождения речи. Он начинается с приема звукового ряда (а при чтении — графического, зри­тельного ряда), который анализируется путем сопоставления с акустическим кодом, заложенным в мозгу, и затем переводится в смысловой код. В линейной последовательности словоформ слушатель должен опознать отдельные слова, структурную схему высказывания, все синтаксические связи словоформ и, наконец, вывести общий смысл сообщения, перейти на уро­вень мышления.

ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus "бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор"), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.

Четкого и общепризнанного определения «дискурса», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало широкой популярности, приобретенной этим термином за последние десятилетия: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке. Наиболее отчетливо выделяются три основных класса употребления термина «дискурс», соотносящихся с различными национальными традициями и вкладами конкретных авторов.

К первому классу относятся собственно лингвистические употребления этого термина, исторически первым из которых было его использование в названии статьи Дискурс-анализ американского лингвиста З.Харриса, опубликованной в 1952.

Второй класс употреблений термина «дискурс», в последние годы вышедший за рамки науки и ставший популярным в публицистике, восходит к французским структуралистам и постструктуралистам, и прежде всего к М.Фуко, хотя в обосновании этих употреблений важную роль сыграли также А.Греймас, Ж.Деррида, Ю.Кристева;

Существует, наконец, третье употребление термина «дискурс», связанное прежде всего с именем немецкого философа и социолога Ю.Хабермаса. Оно может считаться видовым по отношению к предыдущему пониманию, но имеет значительную специфику. В этом третье понимании «дискурсом» называется особый идеальный вид коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, традиций, авторитета, коммуникативной рутины и т.п. и имеющий целью критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий участников коммуникации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: