МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ




За последние годы в экономике России произошли существенные положительные сдвиги. Ряд важных отраслей промышленности успешно преодолевают кризисное состояние и выходят на траекторию стабильного и устойчивого развития. Но говорить о том, что экономика страны полностью вышла из кризиса, а негативные тенденции – явление давно минувших дней, было чрезмерно оптимистично и безответственно.

Рассмотрим, что же представляет собой экономический кризис – это важнейшая фаза экономического цикла, для которой характерны следующие черты на макроэкономическом уровне:

- превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

- кризис сбыта и падение цен, ведущие к сокращению производства;

- большое число банкротств и крахов фирм;

- массовая безработица.

Что же касается отдельного предприятия – то оно проходит несколько фаз кризиса:

1) первая стадия кризиса, часто скрытая, - это падение предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

2) вторая стадия кризиса - появление убыточности производства.

3) третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия

4) четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности.

Российская экономика на сегодняшний день все еще ослаблена, неконкурентоспособна, имеет деформированную структуру производства и довольно низкий уровень жизни населения. Угроза экономической безопасности страны продолжает сохраняться, а по некоторым направлениям даже возрастать. Поэтому государственное антикризисное регулирование имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения экономической безопасности России. При этом государство обеспечивая экономическую безопасность на макроуровне (экономическая безопасность национальной экономики) широко использует меры антикризисного регулирования, применяемые на микроуровне (экономическая безопасность предприятия).

Рассмотрим подробнее основные антикризисные меры, предпринимаемые государством для поддержания стабильной ситуации в российской экономике.

1. Предотвращение утечки капиталов из России и их возврат в национальную экономику.

Отсутствие серьезных мер противодействия утечке капитала привело к тому, что национальная экономика потеряла колоссальный объем валюты. За последние 10 лет в существующей системе утечке и отмывания российского капитала практически ничего не изменилось. Поток капитала не иссякает и составляет в среднем 20-25 млрд. долл. в год. Очевидно, что полезно объединить усилия правоохранительных органов и банковского сообщества в работе по возврату в страну незаконно вывезенного капитала.

2. Повышение эффективности валютного регулирования и контроля.

Наряду с очевидными мерами по ужесточению применения санкций в отношении нарушений валютного законодательства необходимо принять ряд серьезных решений по усилению защиты нашего финансового рынка от неблагоприятных колебаний мировой конъюнктуры: восстановить ограничения на вывоз капитала, ограничить сферу использования валютных счетов, провести централизацию валютных резервов.

Централизация валютных резервов должна сопровождаться введением ограничений на использование валютных счетов предприятиями, восстановлением обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку, введением ограничений на вывоз прибыли от операций на рынке ценных бумаг, установлением государственного контроля за экспортом основных сырьевых товаров, концентрацией валютной выручки на счетах в нескольких государственных банках, введением ограничений на импорт предметов роскоши, а также на вывоз иностранной валюты для оплаты услуг.

Учитывая нестабильную ситуацию на мировом финансовом рынке и необходимость дедолларизации российской экономики необходимо принять меры по повышению устойчивости структуры валютных резервов страны, их диверсификации, отказу от привязки рубля к доллару, как в формировании валютных резервов, так и в политике регулирования и номинирования обменного курса.

3. Меры по созданию условий для оживления производства, нормализации платежного оборота.

Оздоровление финансовой системы и предотвращение угроз спонтанного углубления долгового и бюджетного кризисов, саморазрушения финансовой системы невозможно без дополнения антикризисной программы давно назревшими мерами в производственной и инвестиционной сфере.

Кроме того, государство использует меры по смягчению кризиса платежей, в том числе:

- реструктуризация и списание накопленной задолженности по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом, снижение пеней и штрафов при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;

- проведение взаимозачета и реструктуризации задолженности предприятий одновременно с созданием механизма взыскания просроченной задолженности с должников;

- проведение секьюритизации и организация оборота просроченной дебиторской задолженности;

- введение централизованной системы учета и переучета векселей Центральным банком, прежде всего, для наиболее крупных предприятий-держателей дебиторской задолженности;

- создание необходимых условий для оборота залоговых инструментов, включая складские свидетельства.

Преодоление платежного кризиса немыслимо без устранения накопившихся ценовых диспропорций, снижения цен на энергоресурсы, тарифов на электроэнергию, услуги транспорта и связи. Хотя это невозможно сделать за несколько месяцев, определенные меры по их смягчению могут быть приняты - как административные (замораживание или принудительное снижение соответствующих цен и тарифов), так и договорные (соглашения между энергетиками, транспортниками и потребителями их продукции).

Предлагаемые некоторыми политиками массовые банкротства неплатежеспособных предприятий нельзя рассматривать в качестве антикризисной меры - ее применение требует длительного времени, больших затрат и далеко не всегда дает положительный эффект с точки зрения последующего развития предприятия. Скорее как антикризисную следует рассматривать меру по национализации неплатежеспособных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики страны, с их последующей реструктуризацией, повышением эффективности работы.

Необходима активизация внешнеторговой политики:

- применение мер по защите рынка в соответствии с Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»;

- корректировка импортного тарифа с учетом возможностей импортозамещения в целях повышения загрузки простаивающих производственных мощностей отечественных товаров;

- активное применение компенсационных пошлин, в том числе в отношении импорта продовольственных товаров, с целью выравнивания условий конкуренции на внутреннем рынке;

- стимулирование экспорта, в том числе за счет резкого расширения практики предоставления государственных гарантий под экспортные кредиты;

- ужесточение контроля за качеством импортируемых товаров, устранение практики делегирования функций государственного контроля качества иностранным организациям.

Перечисленные выше меры антикризисной политики направлены на преодоление долгового и бюджетного кризисов, повышение устойчивости рубля, овладение государством необходимыми функциями регулирования экономики, реанимацию производственного потенциала страны, недопущение массового голода и разрушения жизнеобеспечивающих систем страны. Вместе с тем они недостаточны для перехода к устойчивому экономическому росту. Для этого одновременно с осуществлением этих антикризисных мер должен быть реализован более обширный комплекс мер, характеризуемый ниже.

Для устойчивого социально-экономического развития государством используется целая система мер направленных на создание благоприятных условий для производственной деятельности, подъема инвестиционной и инновационной активности, восстановления нормального оборота капитала.

В области денежной политики необходимо в целях упорядочения денежного оборота и платежно-расчетных отношений, декриминализации экономики принимать меры по совершенствованию структуры денежной массы и технологии денежного обращения, в частности это:

- упорядочение вексельного обращения при помощи введения соответствующей учетной политики Центрального банка (это особенно важно с точки зрения приведения политики денежного предложения в соответствие со спросом в платежных средствах производственной сферы);

- развитие безналичного денежного обращения с использованием дебетовых платежных инструментов;

- широкая компьютеризация платежно-расчетных отношений;

- сведение к минимуму наличных денег в обращении.

Важное значение для улучшения структуры денежной массы, повышения доли долгосрочных вкладов играют обязательства государства по страхованию сберегательных вкладов граждан. Эти меры позволят улучшить денежный оборот при сохранении контроля над инфляцией, дополнив количественный контроль над общим объемом денежной массы учетом ее отдельных составляющих с разной скоростью обращения, контролем за соответствием денежного предложения спросу на денежные ресурсы в разных секторах экономики и контурах денежного обращения.

В области ценовой и антимонопольной политики государство должно предусмотреть меры по установлению реального контроля за ценами в высокомонополизированных отраслях (особенно в естественных монополиях) для сдерживания их роста и выравнивания соотношения цен в пользу обрабатывающей промышленности. Необходимо жесткое пресечение попыток образования организационных монополий в целях завышения цен, применение санкций за незаконные картельные соглашения, а также другие формы сговора в целях контроля за рынком, принятие мер по расчистке товаропроводящей сети от организованной преступности, устранение информационных и других барьеров во внутренней торговле, обеспечение условий для действия механизмов рыночной конкуренции.

В области налоговой политики государство может использовать следующий комплекс антикризисных мер:

- снижение общего бремени налогообложения (включая все обязательные платежи);

- освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на цели развития производства и освоения новой техники, научных исследований и разработок, пополнения оборотных средств предприятий;

- упрощение налоговой системы;

- перераспределение тяжести налогообложения граждан с малоимущих на лиц с высокими и сверхвысокими доходами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, антикризисное регулирование — необходимая мера, которая должна исходить от государства, где должны учитывать объективные требования рынка, экономических законов. При этом, вырабатывая посредством их объективных требований учет оптимальных мер для противодействия негативным экономическим колебаниям и тенденциям развития общественного хозяйствования.

Разрушительное воздействие экономических кризисов вынуждает государство проводить антициклическую политику, включающую в себя использование мер антикризисного регулирования. Причем в государственном антикризисном регулировании широко используются мероприятия по преодолению кризисного состояния предприятия.

К основным мерам государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике относятся:

- меры по финансовому оздоровлению предприятий;

- государственная поддержка неплатежеспособных предприятий;

- сокращение налогов и увеличение расходов бюджета;

- увеличение государственных инвестиций;

- государственная поддержка субъектов малого предпринимательства;

- активизация инновационной деятельности, государственное финансирование инновационных программ, стимулирование и поддержка субсидиями и льготами инновационных проектов;

- возврат капиталов в национальную экономику и др.

Необходимо отметить, что для дальнейшего совершенствования антикризисного регулирования на макро- и микро- уровнях в России необходимо:

- совершенствование налоговой системы;

- создание и государственная поддержка реально действующей сети надёжных кредитных учреждений;

- совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и др.

 

Список литертуры

1. Антикризисный менеджмент. Учебник / под. ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1999. – 415с.

2. Антикризисное управление: учебник/Под редакцией Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.

3. Жарковская П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление. Учебник.- М. Омега Л, 2008. – 480с.

4.Зуб А.Т. Антикризисное управление. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 319с.

5.Крюков Р.В. Антикризисное управление. Конспект лекций – М.: Приор - издат, 2006. – 128с.

6. Орехов В.И., Балдин К.В. Антикризисное управление: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 544с.

7.Попов Р.А. Антикризисное управление. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005 – 275с.

8. Татарников Е.А. Антикризисное управление предприятием. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2005. – 256с.

9.Тренеков Е.М. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. №1, 2002.

10.Шатский Г.Ю. Основные понятия и проблемы антикризисного управления промышленным предприятием // Журнал «Проблемы теории и практики управления», 2007, №4.

 

 

МИНОБРАНУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления

 

 

Кафедра общего и стратегического менеджмента

Специальность «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине: Антикризисное управление

на тему: Меры антикризисного регулирования

 

Выполнила студентка

3 курса, группа 14301.70

Зезюлина Н.В.

_____________________

 

 

Научный руководитель

к.э.н.,Лукин А.Г.

____________________

 

Работа защищена

«____» __________2016г.

Оценка____________

 

 

Самара 2016

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: