Проектирование тренинга — это составление сбалансированной программы обучения на основе сформулированных целей и стратегий. Результатом проектирования не обязательно будут учебные курсы; это может быть набор учебных материалов, видеокурс, обучающая компьютерная программа и т. д. или комбинация различных методов и стратегий.
Конкретное содержание тренинга должно быть разработано с учетом принципов научения и различных его стилей. Кроме того, важно предусмотреть проведение до-тренинговых и диагностических тестов, чтобы обеспечить одинаковый исходный уровень учеников.
Пилотный тренинг — это та стадия, которую тренеры нередко вынуждены игнорировать. Клиенты, желающие поскорее обучить персонал, как правило, заявляют, что не сомневаются в профессионализме тренера и не видят нужды в апробации программы, побуждая тренера двигаться дальше. Тренер должен противостоять подобным подстрекательствам всегда, когда это возможно. Если же такая возможность исключена, тренер должен предупредить клиента о возможных издержках этой поспешности и учитывать их на стадии валидизации.
Все аспекты учебной программы, включая административные, должны быть детально спланированы и отработаны до мелочей.
Стадия 11. Проведение тренинга
Выбор содержания или его последовательная проработка сами по себе не могут служить гарантией успеха: чтобы тренинг принес ожидаемые результаты, нужно правильно провести его. Все признают, что для грамотного преподавания нужен компетентный учитель. Но мы отчего-то забываем, что тренер тоже должен обладать определенными умениями, чтобы грамотно подать своим ученикам учебный материал. И здесь недостаточно иметь только техническую подготовку. Тренеры сами должны учиться, чтобы овладеть различными методи-
Систематичный подход к тренингу
ками преподавания, в частности теми, что применяются в индивидуальном обучении, — относительно последнего бытует заблуждение, что здесь имеет место своего рода психологический осмос, что ученик научается выполнять определенную работу, просто наблюдая за действиями эксперта.
Различные формы свободного обучения, такие как обучение с помощью компьютерных программ, учебных пособий и видеоматериалов, также требуют участия грамотного наставника. Недостаточно просто выдать ученикам учебные материалы и оставить их наедине с ними. В ряде организаций пришли к выводу, что свободное обучение наиболее эффективно тогда, когда оно осуществляется под руководством тренера или при поддержке иного человека (это может быть непосредственный начальник или коллега), заинтересованного в прогрессе ученика.
При выборе стратегий тренинга незачем «изобретать велосипед». Тренеру всегда полезно ознакомиться с уже имеющимися пакетами учебных программам как в самой организации, так и за ее пределами. Цель тренера не в том, чтобы отправить людей на курсы. Он должен сначала проанализировать обратную связь, полученную от тех, кто посещал внутренние курсы, и провести опрос работников, прошедших обучение за пределами организации, чтобы иметь ясное представление о том, какие ресурсы уже использованы организацией.
Ту же цель преследует установившаяся практика опроса работников и рабочих групп по завершении какого-нибудь проекта или его отдельных этапов. Руководители организации просят участников проекта поделиться своими соображениями о причинах его успеха или провала и высказать предложения по его совершенствованию. Опыт участников помогает внести коррективы в проект и служит ценной информацией для тренеров. Тренеры должны внимательно ознакомиться с материалами опроса и, если это уместно, лично присутствовать на дебрифах.
Стадия 12. Внутренняя валидизация
Внутренняя валидизация — это оценка уровня исполнения бывших учеников, проводимая для того, чтобы определить, достигли ли они поставленных целей. Информацию, необходимую для оценки, можно получить из двух источников. Первый источник — это серия специально разработанных тестов, упражнений и оценочных инструмен-
Глава 2
тов, позволяющих получить объективные показатели прогресса учеников. Во-вторых, тренеры должны узнать, что думают ученики о проведенном тренинге и как они, в частности, оценивают работу своих учителей и инструкторов, качество учебных материалов и условия обучения.
Информация из этих двух источников вкупе с отчетами, полученными от руководителей учебных групп по окончании курса, поможет выявить сильные и слабые стороны программы и внести в нее соответствующие изменения.