ГОДОВОЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН на 2017-2018 учебный г.г.
Педагога-психолога Коноваловой Марии Александровны
Цель реализации программы:
- создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом;
- реализация содержания основной программы дошкольного образования адаптированной для детей с ОВЗ (c задержкой психического развития) младшего возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
-обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период - интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного посредством создания соответствующей его возрастным особенностям развивающей социокультурной среды.
Задачи психологического сопровождения по направлениям работы:
1. Психопрофилактика:
1.1.Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности обучающихся.
1.2.Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни.
1.3.Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся.
1.4.Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования обучающихся.
Психологическая диагностика
2.1.Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы. |
2.2.Скрининговые обследования с целью мониторинга эффективности рабочей программы. 2.3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся. 2.4.Определение степени нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся. 2.5.Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся. |
Коррекционно-развивающая работа с детьми
3.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
3.1.1. Создание условий повышения у обучающихся мотивации общения.
3.1.2. Помощь обучающимся в психокоррекции взаимоотношений с окружающими.
3.1.3. Создание условий развития положительного отношения обучающихся к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.
3.1.4. Создание условий формирования у обучающихся навыков установления и удержания контакта на доступном уровне развития.
3.1.5. Создание условий развития способностей обучающихся к сотрудничеству: играть вместе, выполнять коллективные творческие работы, договариваться, обмениваться предметами, соблюдать очередность.
3.1.6. Создание условий формирования у обучающихся навыков обращения за помощью и поддержкой, оказания посильной помощи и поддержки.
3.1.7. Создание условий развития эмоционально-волевой сферы обучающихся: умения дифференцировать, называть, имитировать и выражать эмоциональные состояния социально - приемлемым способом.
3.1.8. Создание условий развития у обучающихся способности осознавать и регулировать собственное поведение в соответствии с требованиями взрослых, правил и запретов.
3.1.9. Создание условий развития у обучающихся способностей к открытому самовыражению через движение, речь, продуктивное творчество.
3.1.10. Создание условий воспитания у обучающихся ценностного отношения к продуктивной деятельности и хозяйственно-бытовому труду, желания помогать в труде взрослого и трудиться самостоятельно: создавать поделки, постройки, рисунки, убирать игрушки и материалы после игры и использования в деятельности.
3.1.11. Создание условий формирования у обучающихся осознанности гендерной, семейной и гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств.
3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»:
3.2.1. Создание условий коррекции и развития у обучающихся сенсорно-перцептивных, мнестических и интеллектуальных процессов.
3.2.2. Создание условий повышения у обучающихся мотивации обучения, интереса к познавательной деятельности и её результатами.
3.2.3. Создание условий развития у обучающихся организации познавательной деятельности: развитие целенаправленности и упорядоченности действий, умения понимать задание, принимать и удерживать его до получения результата.
3.2.4. Создание условий закрепления у обучающихся представлений об окружающем мире в соответствии с текущей лексической темой.
3.2.5. Создание условий развития у обучающихся игровой деятельности.
3.3. Образовательная область «Речевое развитие»:
3.3.1. Создание условий развития у обучающихся импрессивной речи: умения отзываться на собственное имя, адекватно реагировать на обращенную речь, понимать простые инструкции, понимать названия эмоциональных состояний.
3.3.2. Создание условий развития у обучающихся умения внимательно слушать собеседника, не перебивая.
3.3.3. Создание условий развития у обучающихся экспрессивной речи: умения называть собственное имя, обращаться по имени к другому человеку, обращаться за помощью и поддержкой при необходимости, называть эмоциональное состояние, объяснять причину собственного настроения, делиться переживаниями, рассказывать о событиях, поддерживать диалог.
3.3.4. Создание условий развития у обучающихся альтернативных способов коммуникации: умения понимать и использовать жесты: приветствия, прощания, "дай", "возьми", "пойдём", "хорошо", "плохо", согласия и отрицания, "кушать", "спать", "гулять"; умения выбирать и указывать карточку желаемого действия или предмета; умения соотносить собственные действия и карточки - инструкции и запреты; умения выбирать карточку, отражающую собственное настроение; умения понимать и использовать жесты и мимику для выражения собственного настроения.
3.3.5. Создание условий развития у обучающихся тонкой моторики рук: умения подражать движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики, умения управлять движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками.
3.4.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
3.4.1. Создание условий развития у обучающихся эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных и литературных произведений, театрализованных постановок, умения различать весёлые и грустные мелодии, способности ассоциировать мелодию и образ.
3.4.2. Создание условий развития у обучающихся умения изображать элементарную мимику эмоциональных состояний в рисунке человека, умения выражать настроение в рисунке и описывать его, умения соотносить мелодию и рисунок.
3.4.3. Создание условий формирования у обучающихся положительных эмоций от результатов творческой продуктивной деятельности.
3.4.4. Создание условий формирования у обучающихся положительного эмоционального настроя на восприятие литературных произведений, умения разыгрывать сказку с помощью игрушек, умения разыгрывать сказку совместно с другими детьми, "превращаясь" в её героев.
3.4.5. Создание условий развития у обучающихся воображения.
3.5. Образовательная область «Физическое развитие»:
3.5.1. Создание условий развития у обучающихся произвольности движений.
3.5.2. Создание условий снятия у обучающихся эмоционального и мышечного напряжения.
3.5.3. Создание условий развития у обучающихся осознания границ, возможностей и ограничений собственного тела.
3.5.4. Создание условий развития у обучающихся выразительности движений мимики и пантомимики.
3.5.5. Создание условий развития у обучающихся способностей к совместной двигательной деятельности.
3.5.6. Создание условий формирования у обучающихся мотивационной основы развития культурно-гигиенических навыков и самостоятельности.