Проблема исполнения / Объект тренинга | ||
Время/Реакция Уровень | Настоящее/Реактивная | Будущее/Проактивная |
Общеорганизационный | ||
Операционно-должностной | ||
Индивидуальный |
Рис. 2.3. Проблемы исполнения и объекты тренинга
На организационном уровне
Когда одни и те же недостатки обнаруживаются в деятельности всех служб и подразделений.
На уровне конкретной операции или должности
Когда общие недостатки исполнения обнаруживаются у членов определенной группы, например у сотрудников отдела или функционального подразделения.
На индивидуальном уровне
Когда недостатки исполнения обнаруживаются у отдельных работников.
Чтобы прояснить будущие упоминания об уровнях объекта и систематизировать идеи, касающиеся проблем исполнения и объектов тренинга, представим эту классификацию в виде таблицы (рис. 2.3).
Считаем необходимым сразу же оговориться, что представленные категории используются главным образом для удобства разъяснения, — на практике не всегда возможно провести четкие границы между различными проблемами исполнения и объектами тренинга. Это станет очевидно из последующих глав, в которых рассказывается о путях идентификации тренинга в качестве наилучшего способа решения актуальных и потенциальных проблем исполнения.
Глава 3 |
РЕАКТИВНЫЙ |
ПУТЬ К ТРЕНИНГУ
Тренинг может стать чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, если он не является самой адекватной стратегией для преодоления недостатков исполнения. Мэйджер и Пайп (Mager, Pipe, 1970) подчеркивают:
«Решение — это своего рода ключ к замку; если ключ не подходит, замок не отопрется, и точно так же проблема не будет решена, если выбрано неверное решение».
К сожалению, решение о проведении тренинга довольно часто принимается без достаточного предварительного анализа ситуации. Кроме того, не исключена возможность давления со стороны начальников отделов, предрасположенных решать любую проблему исполнения с помощью тренинга. Во многих случаях они склонны искать причину проблемы в людях, действующих внутри системы, нежели относить проблему к самой системе или средовым и организационным факторам.
Точно так же предчувствие будущих минусов и пробелов в исполнении чаще всего связывается с персональными факторами. В такой ситуации очень важно, чтобы тренер участвовал в выяснении природы проблемы, в определении ее причин и оценке возможных путей решения.
Для выполнения этой функции тренер должен знать, какие вопросы и пункты требуют первоочередного рассмотрения при анали-
Реактивный путь к тренингу
Климат организации |
Обратная связь |
Последствия для организации |
Поведение на рабочем месте / исполнение |
Локальная среда |
Рис. 3.1. Модель индивидуального исполнения
зе проблем исполнения, — такой анализ, по определению Ромицовского (Romisowski, 1981), должен быть «краеугольным камнем процесса проектирования обучающей программы, чтобы избежать возможности применения тренинга там, где не нужен тренинг».
Земке и Крамлингер (Zemke, Kramlinger, 1982) рекомендуют приступать к анализу проблем исполнения лишь после построения модели индивидуального исполнения. По их мнению, правильно построенная модель исполнения, соответствующая типу организации, помогает выбрать факторы, подлежащие исследованию, и методы исследования. Кроме того, она задает структуру анализа и отчета тренера перед руководством. Модель, представленная на рис. 3.1, построена на основе работ Земке и Крамлингера (Zemke, Kramlinger, 1982) и работы Кэмпбелла (Campbell et al., 1970)
Основные факторы, вызывающие недостатки в исполнении и негативные последствия для организации, можно разделить на следующие четыре группы.
Глава 3
Характеристики исполнителя
• Способности, умения, склонности.
• Установки, ценности, потребности, мотивы.
• Знания.
• Личностные характеристики.
• Телосложение и здоровье.
• Пол.
• Особенности восприятия.
Локальные средовые факторы
• Физические: освещение, отопление, размеры и расположение рабочего места.
• Технические: оборудование, процедуры, ресурсы, операции, стандарты выполнения операций, описание операций.
• Социально-психологические: поддержка, руководство, ожидания, система вознаграждений и наказаний, цели, ролевые модели.
Фактор обратной связи
• Подтверждение: осведомленность о результатах. Климат организации
• История.
• Миссия.
• Цели.
• Стратегия.
• Тактика.
• Планы.
Предложенная модель подчеркивает очевидную мысль, что минусы исполнения не обязательно вызваны недостатками самого исполнителя. Она также наводит на предположение, по крайней мере теоретическое, что один фактор сам по себе может негативно сказаться на исполнении.
Впрочем, на практике чаще приходится иметь дело не с одним, а с множеством взаимодействующих внутрииндивидуальных и средовых факторов. Бойдел (Boydell, 1976) демонстрирует, сколь сложной может быть причинная обусловленность проблемы, на простейшем