• Психологическая нагрузка (стресс, психологическое напряжение, принятие решений и т. п.).
• В каком положении он работает (стоя, сидя, склонившись, приходится ли ему ходить или тянуться)?
Социальные условия труда
• Размер и уровень рабочей группы, степень сплоченности группы, ее установки.
• Характер вознаграждений, стимулирующих работу группы.
Экономические условия труда
• Срок контракта.
• Продолжительность рабочего дня (полный/неполный рабочий день, сверхурочные).
• Оплата (средний уровень заработка, оклад; как и за что повышается оклад, как устанавливается базовый оклад?).
• Дополнительные выплаты (премии, выплаты за вредность, за выслугу лет, участие в прибылях, вознаграждения по результатам труда и т. д.).
• Оплата медицинских услуг, пенсионных программ, различных социальных мероприятий и т. п.
• Продолжительность отпуска.
• Допускается ли отсутствие работника на рабочем месте?
• Всегда ли у работника есть работа?
• Насколько отличаются экономические условия труда данного работника от условий труда работников аналогичного и более низкого рангов?
Перспективы
• Какие перспективы имеет работник?
• Открывает ли исполняемая работа возможности для повышения в должности?
• Существует ли возможность перехода на другую работу?
• Какие возможности для обучения имеет работник?
• Есть ли в организации определенная схема оценки работы сотрудников и их повышения по службе?
64
Глава 3
Обучение/Тренинг
• Какое обучение может пройти работник?
• Какова политика организации в вопросе обучения сотрудников?
• Когда работник может пройти обучение?
• Кто осуществляет тренинг?
• Где происходит тренинг?
• Получает ли работник полную ставку во время тренинга? Исполнение работника
• Какие трудные, неприятные и приятные моменты есть в данной работе и какие последствия они вызывают?
• Какое исполнение считается неудовлетворительным? В каких категориях оно выражается (качественных или количественных, как то: время, деньги, количество и т. п.).
• Насколько отклоняется неудовлетворительное исполнение от установленных стандартов исполнения?
Исполнители
Знания и умения
• Смогли бы они выполнять данную работу в случае необходимости?
• Смогли бы они выполнять ее, если бы от этого зависела их жизнь?
• Сообщали ли им, как следует выполнять работу?
• Не забыли ли они, как нужно выполнять работу?
• Соответствуют ли их умения содержанию работы?
• Осознают ли они последствия хорошего и плохого исполнения?
• Известно ли им, но каким параметрам оценивается исполнение?
• Есть ли у них общее представление о том, что такое хорошее исполнение?
• Достает ли им базовых навыков и умений, таких как навыки чтения и т. п.?
• Достает ли им специальных умений?
• Предоставлены ли им хорошие рабочие средства?
Умственные, физические и эмоциональные возможности
• Обладают ли исполнители достаточными физическими и ум
ственными способностями для того, чтобы выполнять работу на
должном уровне?
Реактивный путь к тренингу
• Достает ли им базовых способностей, чтобы быстро и правильно проводить необходимые различия на перцептивном уровне?
• Какие эмоциональные характеристики исполнителей могут вредить исполнению?
• Достает ли им физических сил и сноровки, чтобы научиться хорошо выполнять работу?
• Не превышает ли квалификация исполнителей требуемого уровня?
Мотивы, потребности и отношение к работе
• Обнаруживают ли исполнители при поступлении на работу желание работать хорошо?
• Насколько устойчива их мотивация (насколько высока текучесть кадров)?
• Чувствуют ли работники связь между желаемым уровнем исполнения, с одной стороны, и вознаграждениями и наказаниями — с другой?
• Насколько важно лично для каждого работника выполнение работы на должном уровне?
• Правильно ли организованы рабочие процедуры?
• Соответствуют ли они содержанию работы и квалификации исполнителей?
• Может быть, они слишком монотонны и вызывают скуку?
• Всегда ли работнику предоставлены необходимые материалы, средства, помощь и т. п.?
• Организована ли система точной и своевременной обратной связи, которая может помочь опытному работнику скорректировать исполнение?
• Правильно ли организовано рабочее время? Не приходится ли работнику «разрываться» на выполнение разных заданий?
•Получают ли работники удовлетворение от хорошего выполнения задания?
• Испытывает ли работник, как человек и как член группы, гордость за хорошо сделанную работу?