Проактивный путь к тренингу






Но здесь нужно сразу оговориться, что в сложных системах данные, собранные об отдельных людях, обычно сводятся воедино и либо пря­мо, либо посредством регулярно обновляемых кадровых показателей питают процесс планирования трудовых ресурсов. К числу обычных кадровых процедур относятся оценка исполнения, планирование ка­рьерного роста, развитие управления, планирование преемственно­сти, испытательный срок, интервью при увольнении, тренинг и ин­структаж на рабочем месте и аттестация.

Оценка исполнения. Система оценки исполнения придает офици­альный статус естественным по своей природе регулярным встречам начальника с подчиненным для откровенного обсуждения достиже­ний подчиненного за истекший период и определения задач на буду­щий период. В результате такого обсуждения может быть принят план действий по исправлению/сохранению показателей исполнения или по развитию подчиненного. Планы по исправлению и развитию обычно предполагают проведение тренинга. В первом случае тренинг должен помочь работнику привести свои трудовые показатели в со­ответствие с текущими требованиями и стандартами. Во втором слу­чае тренинг является одним из способов обеспечения работника но­выми знаниями и умениями, необходимыми для выполнения новых заданий, требований, обязанностей и т. п. Последние могут быть воз­ложены на работника в связи с попытками руководства провести ре­организацию труда с углублением содержания выполняемых работ или в рамках планов по карьерному росту работника, а также планов по развитию управления.

Планирование карьеры и общее развитие. В большинстве серь­езных организаций руководство постоянно ищет пути наилучшего использования рабочей силы. Именно с этой целью в некоторых ор­ганизациях были разработаны системы планирования карьеры и раз­вития работников, предполагающие проведение «инвентаризацион­ных» мероприятий на определенных стадиях карьеры индивидуума. Задачи этой инвентаризации таковы:

• очертить круг компетенций, способностей, умений и знаний ра­ботника;

• выяснить его желания и стремления;

• оценить его прошлый опыт и уровень исполнения на прежнем месте работы;

• определить круг возможных перемещений и новых обязанностей;



 

Глава 4


• подготовить программу развития или программу самосовершен­ствования, которая может предусматривать тренинг и обучение посредством опыта.

Информация по вышеперечисленным вопросам может быть полу­чена в ходе беседы с сотрудником отдела персонала или специали­стом по планированию карьеры. Однако многие организации сдела­ли следующий шаг в данном направлении и создали специальные центры развития карьеры, где процесс инвентаризации может зани­мать два-три дня.

Результатом такой инвентаризации является разработка планов личного развития, увязанных с оценкой исполнения и предполагаю­щих ведение учебного дневника, широкое использование системы наставничества и пропаганду концепции «непрерывного обучения».

Развитие управления (management development) имеет ряд аспек­тов, роднящих его с планированием карьеры. Любая организация за­интересована в том, чтобы иметь знающих, компетентных менедже­ров, и для этой цели организации разрабатывают последовательные планы по совершенствованию исполнения и повышению потенциа­ла менеджеров с помощью тренинга, обучения и смоделированных ситуаций. Объекты тренинга в сфере управления обычно устанавли­вают посредством таких процедур, как оценка исполнения, а в после­днее время — путем использования ассесмент-центров.

Термин «ассесмент-центр» употребляется скорее для описания метода или процесса, нежели для обозначения места. Ассесмент-центр — это серия индивидуальных и групповых видов деятельности, позволяющих выявить сильные и слабые стороны участников, как в личностном плане, так и в сфере управления. Как правило, в ассес­мент-центр входят психологические тесты, интервью, ролевые игры, групповые обсуждения, деловые игры, изучение поведения в реаль­ных рабочих ситуациях и т. п. Полученная информация доводится до сведения участников и используется для разработки индивидуаль­ных программ развития умений.

Планирование преемственности тесно связано со всеми выше­описанными процедурами. Его основная цель — выявление и подго­товка людей, способных выполнять ту или иную работу или занимать ту или иную должность в будущем. Вакансии образуются как вполне предсказуемо, в результате организационных изменений или выхода работников на пенсию, так и менее предсказуемо — вследствие болез-


Проактивный путь к тренингу


 

89


ни, смерти или увольнения. Для планирования преемственности нужно знать, какого рода опыт и «послужной список» требуются для выполнения работы или выдвижения на должность. Кроме того, не­обходимы данные о текущем уровне исполнения и оценка потенциа­ла возможных кандидатов на должность.

Обладая такой информацией, можно рекомендовать конкретные учебные программы, курсы, задания, перемещения, назначения и т. п. для развития тех, кто вошел в круг «преемников». Разумеется, эти программы развития должны корректироваться с учетом непредви­денных изменений и неожиданно открывшихся возможностей.

Испытательный срок. Во многих организациях для занятия опре­деленных должностей или зачисления в штат работники должны пройти испытательный срок. В течение испытательного срока руко­водители отслеживают уровень исполнения новых работников, и если он не соответствует установленным стандартам, то может быть принято решение о проведении тренинга. Но даже по окончании ис­пытательного срока, когда признается, что человек отвечает основ­ным требованиям работы или должности, ему может быть рекомен­довано дальнейшее обучение, призванное сгладить шероховатости исполнения, обнаруженные во время испытательного срока.

Интервью при увольнении. Чуткие организации всегда стремят­ся выяснить, что побуждает их работников искать другую работу. Именно этой цели служит опрос увольняющихся. И очень часто та­кое интервью помогает высветить объекты тренинга. Результатом таких интервью может быть целый ряд честных, а то и резких выска­зываний, касающихся условий труда, стиля руководства или неудов­летворенных потребностей работников, высказываний, на которые редко решаются те, кто продолжает работать в организации.

Тренинг и инструктаж на рабочем месте. Иногда объекты тренин­га конкретных исполнителей обнаруживаются во время инструктажа или разбора исполнения, который проводят начальники отделов, су­первайзеры и наставники со своими подчиненными и подопечными.

Аттестация. Процедура аттестации установлена для оценки зна­ний и квалификации исполнителей. Она полезна, в частности, пото­му, что позволяет выявить тех работников, которые не нуждаются в тренинге, но она же может указать и на будущие сферы приложения тренинга. Обычно работникам предлагают выполнить ряд тестовых заданий, отражающих реальные аспекты их работы. Иногда тестом



Глава 4


является выполнение самой работы, например вождение автомоби­ля, оказание первой помощи, стрельба, управление оборудованием и т. п. Представителям целого ряда профессий приходится периоди­чески подтверждать свою компетентность, чтобы получать доплату за квалификацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: