Сформировавшийся в Англии подход, основанный на оценке компетенций, с самого начала вызывал споры; полемика разгорелась с новой силой после 1986 г., когда подход получил официальное признак ние правительства. Предметом споров являются и само понятие «компетенция», и сферы его приложения и применения. Сомнения в практической значимости данного подхода привели к непрекращающимся дебатам относительно возможности его применения в деле обучения и тренинга.
Замешательство выбывает прежде всего само слово «компетенция» (competency). Как пишет Вудраф (Woodruff, 1991), оно сделалось популярным благодаря Бояцису (Boyatzis, 1982), хотя немногие понимали его значение, и некоторые специалисты видят в теории компетенций своего рода минное поле.
Понятие «компетенция» используется как для описания требуемых результатов (компетентность), так и в отношении желательных вложений (умения, способности). Во втором случае, по мнению Бояциса (Boyatzis, 1982), а также Спенсера, Мак-Кледанда и Спенса (Spencer, McClelland, Spence, 1992), компетенцией является «любая индивидуальная характеристика, поддающаяся достоверному измерению и подсчету, характеристика, которая отличает лучших исполнителей от средних...» и которая может включать в себя умения, ценности и установки. Вудраф (Woodruff, 1993) рассматривает компетенцию как набор, параметры или репертуар поведенческих проявлений, лежащий в основе компетентного исполнения, например уверенность в себе. По его мнению, требуемые результаты, или сферы компетентности, связаны с ключевыми аспектами работы исполнителя. Так например, управление персоналом — это одна из компетенций, по которой оценивается работа большинства менеджеров. Рис. 4.3, в значительной степени основанный на идеях Вудрафа, представляет попытку изобразить взаимосвязи между различными значениями понятия «компетенция».
Проактивный путь к тренингу
Компетенции (поведенческие) — личностные или вспомогательные |
Компетенция (Роль) Сферы компетенции — подразделения, звенья |
Личностные характеристики: ценности, установки, мотивы, «образ мыслей» и т. п.
Критерии исполнения/ Результаты
ностные умения/ способности |
Технические/ Профессиналь- ные знания и умения |
Первичные/ основные интеллектуальные и межлич-
Рис. 4.3. Взаимосвязи между разными значениями понятия «компетенция»
Многие организации за годы своего существования разработали модели компетенций, которые помогают интегрировать разнообразные процессы в сфере человеческих ресурсов. Эти модели могут содержать и требуемые показатели компетентности и сами компетенции, однако, как указывают Виддет и Холлифорд (Whiddett, Hollyforde, 1999), в основу большинства описаний положены все же поведенческие проявления, а не только требуемые показатели исполнения.
Поведенческие проявления, составляющие ту или иную компетенцию, нередко сгруппированы по уровням, что позволяет охватить разнообразные виды работ, предъявляющих разные требования к исполнителям. По мнению Виддета и Холлифорда, установление единого набора компетенций выгодно по двум причинам. Во-первых, единая терминология обеспечивает взаимопонимание между разными службами и разными уровнями организации. Во-вторых, она открывает возможность для более последовательной и согласованной оценки исполнения, проводимой с целью отбора, аттестации или тренинга сотрудников.
92
Глава 4
В рамках процесса управления исполнением модель компетенций помогает установить объекты тренинга. В результате анализа ключевых заданий и требований, которые приходится выполнять работникам, занимающим ту или иную должность, составляется профиль компетенций для данной должности, и затем организация оценивает, насколько исполнение работников соответствует профилю. Кроме того, необходимо учитывать новые требования, возникающие вследствие изменения приоритетов организации или новых инициатив, предусмотренных бизнес-планами.
Заключение
Как было показано в данной главе, есть два основных пути, ведущих к тренингу, — реактивный и проактивный. В рамках каждого из них существует ряд методов, средств и процедур, посредством которых тренер может исследовать проблемы исполнения и установить объекты тренинга и развития. Если на рис. 2.3 мы задали общее направление для классификации подходов, то на рис. 4.4 представлена более подробная классификация методов, средств и процедур, используемых в рамках реактивного и проактивного подходов. Следует помнить, что эта классификация достаточно условна, поскольку некоторые методы применяются как на одном уровне организации, так и на другом, — все зависит от характера проблемы/объекта тренинга и размеров организации.
Впрочем, независимо от того, каким путем организация приходит к решению о необходимости тренинга, объекты тренинга должны быть увязаны с корпоративными целями. К сожалению, для многих организаций масштабное видение проблемы представляет слишком сложную задачу. Тем не менее, приняв на вооружение хотя бы некоторые из вышеописанных принципов и подходов, тренеры, даже не имея прямой информации о корпоративной миссии и целях, могут внести позитивный вклад в дело повышения эффективности организации. В случае возникновения непредвиденных или стесняющих обстоятельств, которые делают невозможным полноценное изучение проблем исполнения, тренер вынужден ограничиться самыми базовыми методами и серией кратких расследований.
Во многих случаях для выявления болевых точек и установления объектов тренинга не требуется ничего иного, кроме серии лаконичных, профессионально проведенных интервью. Успешная реализа-
Реактивный |
Уровень |
Проактивный путь к тренингу |
Проактивный
Исследование исполнения | Опросники Организационные отчеты | Общеорганизационный | Корпоративные цели Планирование трудовых ресурсов Изучение отношения к работе Опросы клиентов Функциональный аудит Организационный обзор |
Телефон Групповое обсуждение Анализ поведения Алгоритмы | Операционно-должностной | Новая технология Новые продукты и услуги Новые законы Изучение объектов тренинга Функциональный аудит Планирование преемственности Интервью при увольнении | |
Техника критического инцидента Структурированное/неструктурированное интервью Наблюдение Участие | Индивидуальный | Оценка исполнения Планирование и развитие карьеры Развитие управления с использованием ассесмент-центров Испытательный срок Тренинг/инструктаж на рабочем месте Аттестация |
93, |
Рис. 4.4. Объекты тренинга: подходы, методы, средства и процедуры
Глава 4
ция краткосрочного проекта может принести тренеру почет и уважение, которые пригодятся ему, когда он будет просить о предоставлении времени и ресурсов для осуществления других проектов. Однако тренер не может постоянно руководствоваться принципом «проворной небрежности». При любом исходе тренингового проекта тренер отвечает за него от начала до конца; начальство быстро забывает об успехах тренеров, но с готовностью винит их во всех ошибках. Поэтому тренеру стоит взять на себя труд ознакомить старших руководителей организации с орудиями своего ремесла.
Глава 5
ВИДЫАНАЛИЗА
ДЛЯ ТРЕНИНГА
В идеале решение о тренинге как о средстве преодоления текущих или ожидаемых проблем исполнения должно приниматься после совместного изучения тренера с клиентом результатов реактивного или проактивного исследования. В этом случае у тренера появляется возможность осмыслить три важнейших, основополагающих вопроса:
• Каким должно быть содержание тренинга?
• Как организовать и провести тренинг?
• Как оценить эффективность проведенного тренинга?
В данной главе мы сконцентрируемся на рассмотрении первого вопроса — вопроса о специфическом содержании тренинга. Это в свою очередь заложит основы для ответа на третий вопрос — о способах оценки эффективности тренинга.
Описанный выше систематичный подход показывает, что задача определения содержания тренинга (стадии 2-5) обычно требует выполнения серии аналитических процедур в добавление к анализу, уже проведенному на ранних стадиях исследования. Эти аналитические процедуры призваны обеспечить соответствие тренинга проблеме и исключить возможность избыточных затрат. Как пишет Дэйвис (Davies, 1971), слишком высокая стоимость тренинга может быть вызвана следующими причинами:
• избыточным содержанием тренинга;
• излишней продолжительностью учебных курсов и программ;
Глава 5
• использованием большего количества инструкторов и оборудования, чем необходимо;
• чрезмерной теоретической направленностью тренинга в ущерб практической стороне, вследствие чего работники, вполне компетентные в своем деле, могут оказаться «плохими» учениками;
• использованием неадекватных критериев при отборе учеников, в результате чего работники, действительно нуждающиеся в обучении, могут не получить его;
• у работника может возникнуть неудовлетворенность, если в результате тренинга он оказывается подготовленным к работе более высокого уровня, но продолжает выполнять прежнюю работу, что, в свою очередь, может привести к высокой текучести кадров, снижению трудовых показателей и т. п.
Разумеется, при решении вопроса о диапазоне и глубине дальнейшего исследования тренер должен взвесить свои временные и финансовые возможности. В отношении диапазона анализа Кении и Рейд (Kenny, Reid, 1986) предлагают три подхода, особенно уместных в организационном тренинге, а именно: всесторонний анализ, анализ ключевых заданий и анализ проблемы.
Всесторонний анализ. Как явствует из названия, данный подход предполагает тщательное изучение всех аспектов работы. Продуктом изучения является всеобъемлющий и детальный перечень составляющих работу заданий и подзаданий, а также перечень знаний, умений и установок, необходимых для эффективного выполнения этих заданий и подзаданий. Поскольку для такого исследования требуется немало времени и средств, важно установить определенные критерии для выбора данной формы анализа. Кении и Рейд предлагают следующие критерии.
• Задания незнакомы ученикам, являются слишком сложными; цена неудачи или ошибки слишком велика и с точки зрения временных/финансовых затрат, и с точки зрения человеческих усилий.
• Наличие ресурсов для осуществления данного анализа.
• Учебная программа, которая явится результатом такого анализа, будет часто использоваться организацией и будет рентабельной.
• Задания, из которых состоит работа, изложены детально и компактно; существуют четко установленные способы выполнения данных заданий, и работники должны придерживаться именно этих способов.
Виды анализа для тренинга
• Руководство организации понимает и принимает необходимость
такого рода анализа.
Данная разновидность анализа оправдана в следующих обстоятельствах и ситуациях.
• Установка нового оборудования, введение новых технологий и процедур, порождающих совершенно новые виды труда или требующих от работников новых знаний и умений.
• Потребность в новой учебной программе для конкретной функциональной области, где тренинг «пущен на самотек» и общий уровень исполнения снижен.
• Создание новой должности вследствие изменившейся ситуации на рынке.
• При проведении планового обучения в отдельно взятом функциональном подразделении, где тренинг прежде не проводился, но где возникла необходимость в нем в связи с изменением технических требований к персоналу.
Анализ ключевых заданий. Эта форма анализа направлена на выявление и детальное изучение ключевых, или основных, заданий в рамках конкретной работы. Она особенно уместна в тех случаях, когда речь идет о менеджерах или супервайзерах, — на них возложено множество обязанностей, но не все из этих обязанностей являются критическими для эффективной работы. Данная форма анализа приложима и к тем видам труда, которые претерпевают изменения с точки зрения акцентов или содержания, вследствие чего возникает необходимость выделить приоритеты в заданиях и соответствующих им знаниях и умениях, а также установить приемлемые стандарты исполнения. Кении и Рейд подчеркивают, что по-настоящему всесторонний анализ работы руководителя или супервайзера — это слишком трудоемкое и дорогостоящее занятие. Обычно на основе анализа ключевых заданий составляется должностная инструкция, в которой перечисляют только основные, важнейшие обязанности работника и в общих чертах обозначают, какие знания, умения и установки требуются для выполнения работы.
Анализ проблемы. Эта форма анализа представляет логическое продолжение реактивного подхода, о котором мы говорили в главе 3. Здесь объектом внимания является не вся работа и даже не сами по себе критические, или ключевые, задания, а лишь те аспекты исполнения, которые не отвечают установленным требованиям. В подоб-
98
Глава 5
ных случаях решение о проведении тренинга как наиболее эффективном способе преодоления выявленной проблемы, вероятно, уже принято, и необходимость в более глубоком анализе отпадает сама собой, поскольку другие аспекты исполнения работников не вызывают беспокойства.
Определившись с диапазоном исследования, тренер должен выбрать специфичную разновидность анализа и связанные с нею аналитические методы и приемы. На рис. 5.1 в схематичном виде представлена возможная последовательность шагов при определении содержания тренинга. Стрелки на схеме показывают, что различные формы и разновидности анализа не являются чем-то взаимоисключающим, а, напротив, связаны друг с другом, и что данные, собранные на ранней стадии, могут ограничить или даже исключить необходимость последующего анализа. Так, например, при реактивном подходе тренер может обойтись без тщательного анализа содержания работы. В свою очередь всеобъемлющая и детальная квалификационная характеристика, полученная в результате глубокого анализа содержания работы, может снять необходимость в дополнительных видах анализа.
Итак, обратимся к подробному рассмотрению разновидностей анализа, представленных на рис. 5.1, и связанных с ними аналитических методов и приемов.