Виды анализа для тренинга






Для того чтобы получить детальное описание работы, необходи­мое для составления квалификационной характеристики, может по­надобиться провести дополнительный анализ; и здесь тренер волен воспользоваться одним или несколькими методами из обозначенных на рис. 5.1, которые обеспечивают более полное представление о ра­бочих задачах и умениях.

Синтез и перспективный анализ труда

Холл (Hall, 1986) обсуждает понятие перспективного анализа труда в связи с вопросом о планировании преемственности для исполни­тельных руководителей. Процесс перспективного анализа начинает­ся с изучения корпоративных целей и стратегий организации. Такое изучение позволяет определить будущие обязанности исполнитель­ных руководителей и умения, необходимые для выполнения этих обязанностей. Холл подчеркивает, что «обдуманная связь между основными целями организации и будущими требованиями к адми­нистративным должностям составляет суть стратегического плани­рования преемственности» и должна быть положена в основу опре­деления планов по обучению и развитию будущих высших руководи­телей.

Аналитический метод неприменим для составления должностной инструкции или квалификационной характеристики в том случае, если работа является новой, претерпела большие изменения или по­полнилась новыми заданиями. Неверно было бы обязать работников освоить новые обязанности и лишь затем приступать к анализу их работы. Конечный результат окажется слишком дорогостоящим для организации. Впрочем, это не означает, что процесс освоения нового вида труда не может быть сопряжен с некоторыми трудностями и ошибками.

Синтез труда — это именно тот метод, который позволяет изучить новую работу или задание, чтобы затем составить для нее квалифи­кационную характеристику и разработать адекватную программу обучения исполнителей. Как правило, целый ряд людей вовлечен в процесс развития новой работы/задания, и именно эти люди могут помочь тренеру определить содержание работы.

На содержание работы указывает прежде всего конечный продукт, или результат труда; это может быть новая деталь, новый способ



 

Глава 5


приготовления пищи, новая услуга. Возможно, новая работа являет­ся родственницей давно существующих в организации видов труда, и исполнители последних могут внести существенный вклад в опре­деление структуры новой работы/задания.

В противном случае можно обратиться к опыту работников дру­гих организаций или нанять новых людей, имеющих соответствую­щий рабочий опыт. В крупных организациях, где имеется отдел ор­ганизации труда, большая часть работы методом проб и ошибок бу­дет проделана им. В этом случае важно, чтобы тренер с самого начала принял участие в процессе. В последующем окажется полезным уча­стие менеджеров и супервайзеров; технические конференции и рабо­чие обсуждения с исполнителями помогут составить картину знаний и умений, необходимых для выполнения работы, и определиться с алгоритмом действий и заданий.

Следует помнить, что составленная таким образом первая квали­фикационная характеристика может оказаться несовершенной, и по­этому программа тренинга, разработанная посредством синтеза тру­да, требует постоянного мониторинга и коррекции.

Первые реальные результаты синтеза и анализа труда, имеющие отношение к тренингу, — должностная инструкция и квалификаци­онная характеристика.

Должностная инструкция представляет собой краткое изложение основных задач, функций и обязанностей исполнителя конкретной работы. Ниже представлена схема должностной инструкции типич­ного формата, сопровождаемая нашими пояснениями.

1. Название должности. Вообще говоря, название должно быть крат­ким и как можно более точно отражать характер работы.

2. Подразделение/Отдел/Служба. Эта информация показывает, как «встроена» должность в структуру организации.

3. Местоположение работы. Указывается, где находится рабочее ме­сто исполнителя. Если работа связана с выездами, перемещения­ми и т. п., это может быть отмечено здесь же.

4. Основная задача. Краткое изложение основной задачи или глав­ной цели работы позволяет понять значение данной работы для достижения общих целей отдела, службы, подразделения.

5. Обязанности/Задания. Обязанности — это основные направления и сферы деятельности работника. В рамках каждого направления должны быть перечислены конкретные задания. Например:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: