Должность: Менеджер по персоналу
Обязанности: Набор и отбор конторских служащих
Задание 1.1. Проверяет и при необходимости вносит коррективы в должностные инструкции и квалификационные характеристики после их обсуждения с работниками.
Задание 1.2. Составляет объявления о наборе конторского персонала для размещения в местной прессе.
Общая рекомендация: описание заданий должно быть кратким и должно начинаться с глагола в настоящем времени.
6. Подотчетность. В этом пункте указывается, кто является непосредственным руководителем работника (название должности). Иногда здесь же указывают порядок и периодичность отчетности работника перед руководителем. Унгерсон (Ungerson, 1983) пишет, что «даже в этом крошечном кусочке протокольных данных можно порой разглядеть симптом фундаментальной слабости или беспорядка в организации».
7. Связи.
8. Решения.
9. Материальные условия труда.
10. Социальные условия труда.
11. Экономические условия труда.
12. Перспективы и текущее обучение/ Возможности для развития.
13. Трудности/ Приятные и неприятные моменты в работе.
14. Возможные причины неудовлетворительного исполнения.
В пунктах 7—14 можно осветить вопросы, приведенные в главе 3.
Даже в тех случаях, когда анализ охватывает только проблемные области, может возникнуть необходимость во всестороннем описании анализируемой работы. Такое описание позволит тренеру увидеть проблему в более широком контексте, что в свою очередь способствует лучшему пониманию объектов тренинга. Более того, когда появление новой должности или работы легитимировано генеральными целями организации, краткое описание работы (должностная инструкция) предотвращает непродуктивную трату времени и сил на исследование второстепенных или не имеющих отношения к делу
Глава 5
вопросов. Описание физических, психологических и социальных условий труда исполнителя может иметь непосредственное значение для разработки программы тренинга.
Квалификационная характеристика — это подробное описание физических и интеллектуальных действий, а также знаний, необходимых для выполнения заданий в рамках определенной должности/ работы. Она может включать следующие пункты:
Обязанность и задание/элемент задания
Задание/элемент задания — это конкретное действие, являющееся частью обязанности.
Знание/понимание
Здесь указывается, что должен понимать и знать исполнитель, чтобы выполнять работу на должном уровне. Этот пункт охватывает:
Знание организации/компании. Знание продукта, организационной структуры, политики, процедур, системы оплаты труда и т. п.
Знание/понимание задания. «Работа головой», необходимая для успешного исполнения; теория, применяемая на практике; используемые материалы и оборудование, метод работы, стандарты качества, техника безопасности, умение работать в команде и т. п. Умения/способности
Последовательность поведения или действий, подлежащих отработотке на практике для удовлетворительного выполнения задания. Это могут быть психомоторные (физические), социальные/межличностные или интеллектуальные умения и способности. Установки
В данном контексте под установками имеются в виду чувства или эмоциональная реакция исполнителя по отношению к чему-либо или кому-либо, которые могут позитивно или негативно отразиться на его работе.
Пример квалификационной характеристики, включающей вышеобозначенные пункты, приведен на рис. 5.2.
Описание работы | Задание/ Элемент задания | Знание | Умение | Отношение |
Название: Торговый представитель | 1. Планировать работу. 1.1. Разрабатывать цикл продаж. 1.2. Договариваться о продажах, назначать и отменять встречи по телефону. 1.3. Писать письма, до говариваясь о встречах. 1.4. Заносить в ежеднев ник рабочее расписание и назначенные встречи. | Примерное количество точек продаж и покрытие территории; местоположение и доступность клиентов; репутация клиентов; местоположение потенциальных клиентов; «базарные» дни и дни, когда магазины закрываются раньше обычного; планы и бюджеты продаж. Телекоммуникационные услуги и цены; номера телефонов клиентов; имена секретарей/рецепционистов. (Все данные должны быть занесены в учетные карточки.) Наиболее подходящее время для начала переговоров о продажах. Композиция письма. Процедуры, принятые в компании. Система занесения информации в ежедневник. | Оценка времени. Чтение карты. Учет и хранение данных. Техника ведения телефонных переговоров. Навыки слушания. | Должен понимать, что прибыль зависит от эффективности планирования деятельности. |
Отдел: Продаж | ||||
Функция: Повышать прибыльные продажи продукции компании потенциальным клиентам в регионе. | ||||
Подотчетность: Руководитель группы специалистов по продажам. | ||||
Обязанности: 1. Планировать работу. 2. Совершать продажи. 3. Отправлять заказы. 4. Искать новых клиентов. 5. Оценивать деятельность конкурентов. 6. Выполнять различные аналитические исследования. 7. Устанавливать и поддерживать связь с сотрудниками компании. 8. Помогать в поставках. 9. Решать некоторые финансовые вопросы. 10. Реагировать на жалобы и запросы. 11. Посещать различные собрания и курсы. 12. Быть в курсе достижений и соответ ствовать современным требованиям. |
Рис. 5.2. Выдержка из квалификационной характеристики, разработанной Учебным центром предприятий
химической и перерабатывающей промышленности
Глава 5
Применительно к тренингу составление предварительной квалификационной характеристики имеет следующие преимущества:
• обеспечивает адекватность тренинга реальным потребностям работников;
• дает тренеру четкую картину всех возможных объектов тренинга, включая те, что прежде ускользали от его внимания;
• может быть использована как лист наблюдений и оценки при определении индивидуальных потребностей в обучении;
• может быть хорошим подспорьем при поиске адекватного метода обучения в отношении конкретного задания/элемента задания.
Непросто вычленить из всего многообразия знаний, умений и установок те, которые имеют первостепенное значение для эффективного выполнения конкретного задания или элемента задания. Оставляя в стороне формальные требования к знаниям и умениям, скажем, что тренеру часто приходится выводить их путем логических умозаключений, опираясь на один или несколько источников данных, к каковым относятся:
• Характер существующей работы или описание работы, полученное посредством методики синтеза или почерпнутое из технического руководства.
• Физические, социальные и психологические условия выполнения задания/элемента задания.
• Рекомендации, сделанные на основании той или иной формы исследования в рамках реактивного или проактивного подходов к тренингу.
• Сообщения работников и их непосредственных начальников о трудностях и неприятных моментах, связанных с выполнением задания/элемента задания.
• Данные, полученные посредством кадровых процедур, таких как оценка исполнения, интервью при увольнении и т. п., которые показывают, какие элементы исследуемого задания вызывают у работников чувство неудовлетворенности или кажутся трудновыполнимыми.
При составлении квалификационной характеристики можно также провести анализ релевантных должности компетенций, чтобы понять, из каких знаний, умений и установок складывается каждая компетенция.