Единый речевой механизм головного мозга?
Взаимодействие речевых корковых зон?
С помощью, какой системы осуществляется регуляция речи?
Изобразите схематически, как проявляется асимметрия полушарий мозга в связи с механизмами речи?
Методические рекомендации для студентов
Самостоятельная работа студента - внеаудиторная работа студента направленная на освоение теоретического и практического содержания дисциплины. Самостоятельной работой студента является проработкой вопросов, рассмотренных в лекциях, подготовка к вопросам, выносимым на семинарские занятия, выполнение домашнего задания, написание рефератов, контрольных работ (для студентов заочного обучения), написание докладов, подготовка к экзамену.
Задания для самостоятельной работы
1. История развития нейрофизиологии.
2. Вклад отечественных ученых в развитие нейрофизиологии.
3. Современные методы исследования в нейрофизиологии.
4. Функциональные состояния человека.
5. Регуляция состояния сон-бодрствование.
6. Неспецифические активирующие системы мозга.
7. Токи покоя и токи действия в нервной системе.
8. Свойства нервных волокон.
9. Свойства нервных центров.
10. Координация функций в организме.
11. Нейромедиаторные системы мозга.
12. Опиоидная система мозга.
13. Классификация медиаторов.
14. Виды синапсов.
15. Закономерности торможения в ЦНС.
16. Пресинаптическое торможение в ЦНС.
17. Постинаптическое торможение в ЦНС.
18. Физиологические механизмы памяти. Теории памяти.
19. Физиологические механизмы эмоций.
20.Физиологические механизмы сна. Стадии сна.
21. Гипногенные структуры мозга.
22. Гипоталамус как подкорковый интегративный центр.
23. Роль миндалин в организации мотивации.
24. Колончатый принцип организации коры больших полушарий.
25. Физиологические механизмы стресса.
26. Учение о ритмической активности Н.Е. Введенского.
27. Нейрофизиологические основы обучения и воспитания.
28. Мышление и сознание.
29. Центры речи в коре больших полушарий.
30.Возрастные особенности процессов ощущения и восприятия.
Рефераты – является сокращенным, связанным и точным изложением содержания оригинала научного текста и представляет собой синтезированный результат наиболее существенных тезисов первоисточника. Реферат носит творческий, поисковый характер.
Темы рефератов:
- Нейрофизиологические методы исследования.
- Предмет, задачи нейрофизиологии, ее связь с другими естественными и общественными дисциплинами.
- История развития нейрофизиологии.
- Строение нервной ткани.
- Функции нейроглии, ее гистологическое строение.
- Строение нервной системы.
- Рефлексы спинного мозга.
- Жизненноважные центры продолговатого мозга.
- Экстрапирамидная система организации движений.
- Пирамидная система организации движений.
- Дофаминергическая система мозга, ее значение.
- Подкорковые ядра, их роль в регуляции движений.
- Филогенез конечного мозга.
- Эмбриогенез нервной системы.
- Физиология условно рефлекторной деятельности.
- Торможение условных рефлексов.
- Адаптивное значение торможения условных рефлексов.
- Физиологические механизмы памяти.
- Физиологические механизмы эмоций.
Вопросы к зачёту по курсу
- Основные свойства живого. Понятие о возбуждении, возбудимости, лабильности.
- Раздражение и раздражители. Классификация раздражителей.
- История открытия биоэлектрических явлений. Опыты Гальвани, Маттеуччи.
- Законы раздражения живых тканей.
- Мембранная теория возникновения биопотенциалов. Потенциал покоя.
- Механизм возникновения потенциала действия. Характеристика волны возбуждения.
- Изменение возбудимости на протяжении цикла возбуждения.
- Учение Н.Е.Введенского и А.А.Ухтомского о ритмической деятельности возбудимых образований.
- Общий план строения нервной системы. Характеристика основных отделов нервной системы, их функциональное значение..
- Основные элементы нервной ткани. Морфологическая и яункциональная характеристика нейронов.
- Нейроглия, классификация, строение, функции.
- Нервные волокна, строение, виды, особенности проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
- Синапсы. Строение, классификация. Механизмы проведения возбуждения через синапс. Свойства нервных центров, обусловленные морфофункциональными особенностями синаптических контактов. Понятие о медиаторах и модуляторах.
- Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.
- Торможение в ЦНС, его виды, биологическое значение.
- Механзимы интеграции и координации функций в организме.
- Принцип доминанты А.А.Ухтомского. Значение доминантного очага возбуждение для обучения и воспитания детей.
- Морфофункциональная организация спинного мозга.
- Морфофункциональная организация продолговатого мозга и моста.
- Морфофункциональная организация мозжечка.
- Морфофункциональная организация промежуточного мозга.
- Морфофункциональная организация среднего мозга.
- Базальные ганглии и их функции.
- Морфофункциональная организация коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий. Понятие о межполушарной асимметрии.
- Морфологическое и функциональное развитие спинного мозга.
- Морфологическое и функциональное развитие коры больших полушарий.
- Морфологическое и функциональное развитие ствола головного мозга.
- Нейрофизиологические механизмы памяти.
- Нейрофизиологические механизмы сна. Виды сна, его биологическое значение.
- Нейрофизиологические основы управления движениями.
- Нейрофизиологические механизмы эмоциональных реакций. Роль эмоций в обучении и воспитании.
- Нейрофизиологические механизмы вегетативной регуляции функций. Возрастные особенности вегетативного статуса.
- Врожденные формы поведения. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкты. Их биологическая роль.
- Характеристика приобретенных форм поведения. Классификация форм обучения.
- Условия образования условных рефлексов. Современные представления о механизмах замыкания временной условно рефлекторной связи.
- Торможение условных рефлексов. Виды, биологическая роль.
- Возрастные особенности ВНД. Значение различных условных и безусловных рефлексов для нервно-психического развития ребенка.
- Типы высшей нервной деятельности. Учет индивидуально-типологических особенностей детей и подростков в процессе обучения и воспитания.
- Теория функциональных систем П.К. Анохина. Современные представления о физиологических механизмах реализации поведенческого акта.
- Возрастные особенности ВНД
- Нарушения ВНД детей, причины, проявления. профилактика.
- Общие закономерности строения и функционирования сенсорных систем. Классификация рецепторов. Функции сенсорных систем. Роль сенсорного восприятия в психическом развитии ребенка.
- Механизмы сенсорного кодирования информации.