Эта форма анализа складывается из трех основополагающих стадий.
1. На 1-й стадии принимается решение о том, кто составит целевую аудиторию (это могут быть люди, уже работающие в организации или вновь набранные).
2. Затем определятся уровень знаний и умений, а также установки целевой аудитории до ее участия в тренинге.
3. На 3-й стадии определяются те характеристики целевой аудитории (например, возраст, опыт, уровень образования и т. п.), которые могут иметь отношение к форме и методам проведения тренинга.
В этом разделе мы сосредоточимся на 1-й и 2-й стадиях. О 3-й стадии уместнее поговорить в главе 7, посвященной рассмотрению принципов и условий научения.
Стадия 1 вполне естественным образом вытекает из проактивного или реактивного подхода к тренингу. Как правило, она начинается
Глава 5
после завершения анализа/синтеза работы и до выполнения более глубоких форм анализа, таких как DIF-анализ, анализ умений и анализ предмета. В основе критериев, используемых для отбора целевой аудитории, должны лежать четко обозначенные факторы. Например, если люди приходят на тренинг в результате отбора, перевода на другую должность или повышения по службе, они должны соответствовать должностным требованиям. Документ «Должностные требования» представляет собой квинтэссенцию информации, изложенной в должностной инструкции и квалификационной характеристике, а также информации, полученной посредством анализа или синтеза работы и/или дополнительных данных о персонале. Ориентируясь на должностные требования, можно выявить людей, которые после соответствующего обучения смогут выполнять определенную работу или задания.
Дополнительные данные о персонале могут быть почерпнуты из текущих отчетов отделов персонала и тренинга, из результатов специально проведенных внутренних исследований или из отчетов ранее осуществленных исследований по вопросам обучения персонала. Обычно в должностных требованиях указывают, какие качества, установки, опыт, знания и навыки являются «обязательными», а какие — «желательными». И нужно ли говорить, что перечисленные под рубрикой «обязательные» действительно являются таковыми! Если кандидат не отвечает хотя бы одному из обязательных требований, он будет отвергнут. Взаимосвязь между анализом/синтезом работы, должностной инструкцией, квалификационной характеристикой, должностными требованиями и другими данными о персонале показана на рис. 5.14.
Следует отметить, что далеко не всегда есть необходимость в детальном изложении всех требований к исполнителю, в некоторых ситуациях детализация может даже принести вред. Тем не менее там, где вводятся новые формы тренинга, лица, ответственные за отбор целевой аудитории, должны четко представлять себе тот минимум первичных требований, который предъявляется к кандидатам в отношении уровня образования, прошлых достижений, опыта, умений, базовых способностей и т. п.; в противном случае усилия, затраченные на организацию и проведение тренинга, не оправдают себя.
Завершая рассмотрение этого первого аспекта 1-й стадии, нужно отметить следующее. Очень важно, чтобы люди, проходящие тренинг, понимали, что должностные требования не есть нечто застывшее и неизменное; набор первичных требований может меняться в зависи-
Виды анализа для тренинга
мости от спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынке рабочей силы.
При «скудном» выборе на рынке рабочей силы претендентам, очевидно, потребуется обширный тренинг, чтобы довести их качества до установленных стандартов. С другой стороны, при более благоприятных условиях роль тренинга может быть невелика, поскольку исполнители заданий уже обладают некоторыми, если не всеми, необходимыми умениями. Этот пример взаимодействия между тренингом и другими организационными процессами подтверждает высказанную в главе 2 идею о необходимости системного мышления при осуществлении систематичного подхода к тренингу. Тренер должен уметь подвергнуть сомнению свои предположения об исходном уровне целевой аудитории, ориентируясь на внезапные внутриорганизационные или внешние изменения.
Другой аспект 1 -й стадии связан с оценкой потенциальных учеников в соответствии с ранее установленными критериями. Диапазон методов очень широк, он включает в себя как самые общие методы, подобные тем, что используются, например, при оценке исполнения, так и более объективные процедуры асессмента, например психометрические тесты специальных способностей (пространственные, механические, арифметические и т. п.), которые применяются при отборе учеников на технические специальности, или специальные методики асессмента, по результатам которых принимается решение о продвижении человека по службе.
Для некоторых видов работ, особенно тех, что требуют физических навыков и визуально-моторной координации, может оказаться полезным проверить претендентов на обучаемость. Валидизированный тест на обучаемость помогает оценить, способен ли претендент в результате обучения достичь установленного стандарта исполнения.
Как правило, подобные тесты проводятся по следующей схеме. Претендент получает короткий инструктаж, после чего его просят выполнить какое-нибудь короткое задание; это может быть изготовление несложного продукта, управление машиной или выполнение части рабочего процесса. Однако, как подчеркивает Даунс (Downs, 1985), в задании должны быть представлены те критические аспекты работы и элементы, которые являются наиболее трудными в освоении. Если претендент показывает хорошие результаты в тесте, можно вполне обоснованно предполагать, что он осилит и программу тренинга.
Переходя к рассмотрению 2-й стадии, сразу же заметим, что оценка подлежащего восполнению дефицита — это в какой-то степени
132
Глава 5
Анализ/синтез работы |
Должностная инструкция |
Квалификационная характеристика |
Должностные требования |
Другие данные |
Рис. 5.14. Взаимосвязь между должностными требованиями и другими процессами, документами и источниками
сопоставление требований, изложенных в квалификационной характеристике, с актуальными знаниями и умениями целевой аудитории. Чуткий тренер наверняка имеет хотя бы общие представления о реальном уровне компетентности потенциальных учеников. Ибо, как пишет Ромицовский (Romiszowsky, 1981), на протяжении всего процесса подготовки тренинга тренер ни на секунду не должен забывать об ученике. Он подчеркивает, что анализ характеристик, потребностей, свойств, знаний или умений следует начинать как можно раньше. Результаты этого предварительного анализа могут быть дополнены или скорректированы информацией о знаниях, умениях и установках целевой аудитории, полученной на 1-й стадии, чему в немалой степени помогает четкое изложение требований к исходному уровню претендентов. Однако в некоторых ситуациях тренеру может потребоваться дополнительная информация общего характера о потенциальных учениках. Ее можно получить посредством выборочного опроса и интер-