141
о критериях, ибо существует реальная опасность тренингового «перекоса», когда тренер, сам того не замечая, начинает подгонять учебный план под доступные или модные методы и средства. Тренер, жаждущий произвести впечатление на скептичное руководство организации, легко может стать жертвой какого-нибудь новомодного подхода. В этой главе мы рассмотрели различные формы анализа. Каждая являет собой метод, позволяющий тренеру определить объекты и содержание тренинга и в последующем сформулировать цели тренинга. Очевидно, что один проект вряд ли сможет вместить в себя все описанные формы анализа. Тренер должен выбрать наиболее адекватный способ получения информации, чтобы избежать соблазна чрезмерного анализа, который неминуемо ведет к «аналитическому параличу».
Глава 6 |
цели тренинга |
Сформулировать цели тренинга — значит четко изложить, какие задания сумеют выполнить ученики по окончании тренинга (или по завершении отдельных стадий обучения), при каких условиях они продемонстрируют свои умения и каким стандартам будет соответствовать их исполнение. Хорошо сформулированные цели могут служить средством валидизации и оценки тренинга, ориентиром при выборе методов и содержания тренинга и обеспечивают учеников ясной задачей. Следующие два примера показывают, сколь важно иметь ясные цели.
1. По окончании тренинга ученик сможет распилить лесоматериал
на части различной длины.
Когда читаешь это утверждение, в воображении возникает картина лесоповала, где ученики, орудуя цепными пилами, валят деревья и распиливают их на части, пригодные для транспортировки. Это было бы прекрасно, если бы речь шла о подготовке лесничих, но когда речь идет об обучении столяров-краснодеревщиков, очевидно, что такая формулировка неприемлема. Более адекватным представляется второе утверждение.
2. При наличии пилы, угольника под 45°, карандаша и линейки уче
ники сумеют распилить доску трехметровой длины размерами
3 х 5 см на заготовки любой длины, выраженной в метрах, санти
мерах и миллиметрах, с точностью до 2 мм.
Цели тренинга
143
Хотя и это утверждение оставляет место для уточнений, в нем более ясно изложена задача, стоящая перед тренером и учениками, и оно дает достаточно точную картину работы, которой будут заняты ученики.
Прежде чем приступить к обсуждению композиции и формата целей, полезно прояснить различные категории, используемые при описании целей тренинга.
Цели тренинга
Мы сказали, в чем состоит назначение тренинговых целей, однако такие слова, как «учебные», «поведенческие» и «конечные», часто используемые в качестве префиксов к понятию «цель», требуют пояснения. «Учебные» означает то же самое, что тренинговые цели. Определение «поведенческие» подчеркивает, что исполнение учеников должно быть описано в поведенческих терминах, т. е. таким образом, чтобы у наблюдателя были очевидные ориентиры, по которым он мог бы судить о том, чему научились ученики. Термин «конечная цель» употребляется, когда необходимо подчеркнуть, что заявленный уровень исполнения должен быть достигнут в конце или по завершении тренинга, и отделить эту, конечную, цель от промежуточных.
Вспомогательная цель После того как конечная цель определена и сформулирована, обычно обнаруживается, что ее можно разбить на ряд промежуточных целей, которые называют вспомогательными. Достижение промежуточных целей помогает ученику достичь конечной цели.
Цель урока
Последующая разбивка вспомогательных целей помогает определить конкретные знания и умения, подлежащие освоению на отдельных уроках, — их принято называть «целями урока».
На рис. 6.1 приведен пример разбивки тренинговой/учебной цели. Из этого примера видно, что конечные, вспомогательные цели и цели урока организованы иерархически и что все три типа целей можно назвать «поведенческими», так как они описывают конкретные действия, ожидаемые от учеников.
Данный пример не только обеспечивает тренера ясной картиной будущих умений учеников, но и подсказывает, каким должно быть содержание тренинга. Однако эта таблица не содержит всей необхо-
Глава 6
Конечная цель Вспомогательная цель
Цели
урока
Вспомогательная цель
Цели
урока
и т. д.
Заварить чай.
Взять электрический чайник и наполнить его
холодной свежей водой.
Отличить чайник от других кухонных приборов.
Отличить кран холодной воды от крана горячей воды.
Открыть кран холодной воды.
Объяснить важность использования свежей воды.
Вскипятить воду в чайнике.
Найти розетку и включить чайник.
Дать перечень индикаторов, свидетельствующих
о закипании воды.
Объяснить правила безопасного обращения
с электрочайником.
Рис. 6.1. Пример разбивки конечной цели на вспомогательные цели
и цели урока
димой информации, так как остаются необговоренными условия приготовления чая и стандарт, или качество, заварки.
Структура целей
Правильно сформулированная цель состоит из трех частей — из описания действий, которые должны демонстрировать ученики в Конце обучения, и описания условий и стандартов исполнения. Для удобства эти три составляющие обычно разносят по трем колонкам (рис. 6.2).
Другой формат изложения цели предложен Ромицовским (Romiszowsky, 1981). Подчеркивая важность объективной оценки исполнения учеников, он вводит специальную колонку, в которой описывается, каким образом производится измерение или проверка исполнения. Другое отличие заключается в том, что в качестве заглавий колонок используются не отдельные слова, а фразы, вместе составляющие законченное утверждение. Это обеспечивает плавность чтения и в конечном итоге способствует лучшему пониманию цели (рис. 6.3).
Во многих случаях разные цели предполагают одинаковые условия и/или стандарты исполнения. Например, каменщик использует одни
Цели тренинга
Исполнение | Условия | Стандарты |
Выгладить пару брюк. | Дано: электроутюг с отпаривателем. Гладильная доска. Пара брюк. | За 10 минут. Хорошо отутюженные и правильно направленные складки. Без повреждения ткани |
Рис. 6.2. Примерный формат изложения цели тренинга
При наличии следующих внешних условий | ученик сумеет | в соответствии со следующим стандартом | и его исполнение будет оцениваться посредством |
Рис. 6.3. Формат целей по Ромицовскому (1982)