МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ




 

Целью первого раздела «Рисунок» является изучение принципов изображения объемной формы на плоскости. Основой служит самостоятельная работа студентов с натуры, развитие чувства формы и цвета. Во время сессии преподаватель осуществляет «постановку руки» и методический контроль за работой студентов. Рисунки выполняются самостоятельно с натуры. Всякое копирование рисунков с книг, методических пособий и журналов категорически запрещено.

Для рисунков используется полуватман или бумага рисовальная, для работ красками желательно взять зернистую бумагу /ватман, акварельная/. Все листы подписываются в правом нижнем углу /фамилия, инициалы, шифр, номер и наименование задания/.

При выполнении заданий по рисунку студент должен занять место на таком расстоянии от натуры и так, чтобы ее можно было охватить глазом всю, не поворачивая головы в сторону, не поднимая и не опуская ее. Работать можно и стоя и сидя. Планшет с бумагой должен находиться прямо перед рисующим или с правой стороны. Свет должен падать сверху и слева, чтобы от руки не падала тень. Карандаш во время работы следует держать в вытянутой руке, свободно, без напряжения, чтобы не стеснять ее движения. Необходимо сохранить одну точку зрения на натуру.

Рисунки рекомендуется делать карандашом твердостью от Т до «М, в зависимости от качества бумаги. Мягкую резинку можно резать по диагонали, чтобы острым углом можно было удалять мелкие детали.

Для выполнения ряда заданий надо поставить натюрморт из двух-трех предметов.

Натюрморт /перевод с французского «мертвая натура»/ - это не случайный набор предметов, а организованная группа, составленная так, чтобы она производила впечатление единого целого, когда формы и размеры всех предметов, входящих в натюрморт, целесообразно и красиво сочетаются друг с другом. В натюрморт могут входить различные предметы домашнего обихода: посуда, вазы и т.п., фрукты, овощи, цветы.

Натюрморт надо скомпоновать из простых по форме предметов и куска ткани. Предметы должны быть разной фактуры и из разных материалов.

В натюрморте предметы должны быть связаны между собой, а не существовать отдельно. Для этого их надо поставить так, что размеры их были разными, выделялся главный предмет, а подчиненные главному предмету зрительно были связаны с ним, поэтому предметы меньших размеров могут находиться впереди больших и частично закрывать их.

При постановке натюрморта для рисования не надо акцентировать свое внимание на цвете предметов. Они должны быть окрашены в мягкие нейтральные цвета. Не стоит включать в натюрморт сложные предметы типа подсвечников, блестящие керамические фигуры или стеклянную посуду, так как это усложняет работу.

Для живописи желательно иметь предметы с мягкой матовой поверхностью, ясно выраженными локальными цветами /глиняный сосуд, яблоки и т.п./

Большое значение при рисовании натюрмортов с натуры имеет фон. Для рисунка фон должен быть гладким, нейтральным. Он играет большую роль в общем цветовом решении натюрмортов, способствует раскрытию цветовых качеств предметов.

Писать красками проще предметы матовой окраски, сложнее – блестящие, еще сложнее прозрачные, стеклянные.

Характер постановки может быть различным и по живописным свойствам. В одной постановке может быть прежде всего заметно ясная, отчетливая форма предметов, их силуэт и пластика объема. В других главным является цвет. Можно использовать красивые по рисунку, яркие по расцветке ткани или предметы, украшенные простым орнаментом.

Составленный натюрморт должен помочь полностью решать те задачи, которые стоят в задании.

Работа над рисунком начинается с композиционного размещения натюрморта на листе так, чтобы изображение натюрморта не подходило к краям листа, умещаясь на нем, но и не было слишком мелким. Можно предварительно на отдельном листе сделать несколько эскизов для нахождения удачной композиции. Затем надо пометить размеры и формы предметов легкими и четкими линиями.

Надо рисовать от общего к частному, от больших форм к деталям, а в конце работы возвращаться опять к общему. Все время необходимо проверять и уточнять пропорции предметов во всех их частях и на всех этапах работы. Вести работу надо одновременно на всем листе.

При работе акварельными красками надо помнить, что акварель – это живопись прозрачными и водяными красками. Акварельные краски бывают твердыми – в плитках, мягкими – в фарфоровых или пластмассовых чашечках и жидкие – в оловянных тюбиках, из которых краски выдавливают на палитру во время работы. Предпочтительнее пользоваться мягкими красками «С.-Петербург» и «Нева».

При высыхании акварельные краски становятся немного бледнее. Бумага для работы акварелью должна быть зернистой, белой, чтобы белизна бумаги просвечивала через слой краски, что придает особую прелесть и свежесть акварельной живописи. На плотной гладкой бумаге акварельная краска сползает, собирается капельками.

Самые распространенные кисти для акварели – беличьи. Хороши прочные и упругие колонковые кисти. Хорошая кисть дает тонкую линию и широкий мазок. Если сильным взмахом встряхнуть воду с мокрой кисти и конец ее окажется острым, значит кисть хорошая. Кисть необходимо промывать водой, ее нельзя оставлять ворсом вниз. Для работы надо иметь несколько кистей разного размера.

Рисунок для акварели делают контурным, точным, так как исправления при работе красками очень сложны. Линии должны быть очень тонкими и бледными, рисовать надо мягким карандашом, но так, чтобы графит не загрязнял краску. Не следует много пользоваться резинкой: краска ложиться неровным слоем.

Для работы с акварельными красками надо иметь баночку с водой, палитру или кусок бумаги для пробы краски. Краска легко разводиться водой и всегда готова к употреблению. Акварелью можно легко и быстро покрыть большую площадь бумаги. Рисунок остается видимым в процессе всего выполнения работы.

Особую важность имеет задание, посвященное рисованию фигуры человека, поскольку конструктор одежды работает для человека, одевает его. Поэтому надо знать особенности строения фигуры человека и уметь изобразить ее.

Работа над рисунком человеческого тела немыслима без знания основ пластической анатомии.

Основой туловища служит позвоночный столб, несущий на себе голову и грудную клетку. Нижним концом позвоночный столб вклинивается между костями таза, являющимися неподвижным фундаментом туловища и соединяющими туловище с нижними конечностями. Из всех частей скелета наибольшей свободой движения обладают верхние конечности.

Многообразие задач, возникающих перед рисующим фигуру человека, обуславливает метод строгой последовательности в работе. Нельзя рисовать по частям, упуская целое. Надо возвращаться к нарисованному ранее, уточнять ошибки на протяжении всей работы.

С древности и до наших дней материалом для создания канонов служили наблюдения живого человеческого тела, его соотношений и пропорций. Рисующий должен обладать знанием эстетических норм строения фигуры.

Канон – это закономерность, правило, в данном случае закономерность в пропорциях человеческого тела, принимаемая за идеальную. Единица меры, взятая для построения того или иного канона – модуль. Модулем в канонах служили размеры различных частей тела: длина среднего пальца руки, длина стопы, кисти и т.д. Для построения человеческой фигуры удобно пользоваться каноном, где модулем служит высота головы человека, которая укладывается по высоте всей фигуры примерно восемь раз.

Надо научиться «прощупывать глазом» конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, находить под одеждой ее основные анатомические характеристики и на основе рисовать фигуру.

Немалую роль при рисовании одетой фигуры играет метод ведения самого рисунка. Надо, чтобы рисунок постепенно вырисовывался из вспомогательных линий и линий построения. Нельзя сосредотачивать свое внимание на отдельном участке изображаемого объекта.

К выполнению лабораторно-практических заданий допускаются студенты, выполнившие контрольную работу с положительной оценкой.

 

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЁТУ

 

 

1. Назовите градации светотени. Отчего происходят изменения? Приведите примеры.

2. Отчего зависит светотень? Приведите примеры.

3. Что темнее: собственная или падающая тень? Приведите примеры, докажите.

4. Отчего зависят рефлексы? Чем они обоснованы? Приведите примеры.

5. Отчего зависят блики? Чем они обоснованы? Приведите примеры.

6. В каком направлении следует класть штрихи при работе над светотеневым рисунком? Приведите примеры.

7. Как изменяется вид окружности при удалении и приближении к линии горизонта? Приведите примеры и докажите.

8. Как изменяется положение средней линии манекена при постановке его под углом к картинной плоскости?

9. Какие линии в построении манекена можно назвать условно параллельными?

10. Как изменяются наклоны плечевого и тазового поясов при опоре на правую ногу?

11. Как изменяются наклоны плечевого и тазового поясов при опоре на левую ногу?

12. Что надо сделать, чтобы изображаемая фигура с опорой на одну ногу стояла «не падая»?

13. Какую роль в изменении внешнего вида человеческой фигуры играют силуэт, членение и цвет одежды?

14. Назовите главные приёмы акварельной живописи?

15. Назовите главные приёмы декоративной живописи?

16. Какие цвета называются хроматическими и ахроматическими?

17. Какие цвета называют контрастными, родственно-контрастными и родственными? Приведите примеры.

18. Какие цвета называют тёплыми и холодными? Приведите примеры.

19. Что такое цветовой тон, светлота, насыщенность? Приведите примеры.

20. Какие законы используются при построении классического светотеневого натюрморта?

21. Принципы построения линейной перспективы. Приведите примеры на основе построения геометрического натюрморта.

22. Закон линейной перспективы. Приведите примеры.

 

 

И НФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: