Святой Великомученик Георгий Победоносец.




История сельских поселений: Рыльское.

В архиве Кировской районной администрации сохранилась похозяйственная книга Тягаевского с/с (фонд 108, ед. хр. 6ª, 66 листов) 1944 - 1946 годов, где в 1945 году упоминается Новосельский с/с и поселения: п. Рыльский, д. Владимировка и др. колхоза «Красная Искра».

Итак, посёлок Рыльский. На самом деле это поселение – село. Так как в далёком 1870 году на земле Николая Ивановича Потулова и на его средства был построен деревянный, на каменном фундаменте храм в честь болгарского святого Иоанна Рыльского с пределом в честь святого Георгия Победоносца.

Храм в честь святого Иоанна Рыльского, и село – Рыльское.

 

Святой Преподобный Иоанн Рыльский - великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец - ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. Дни памяти 14 июля, 31 августа и 1 ноября по новому стилю.

Святой Великомученик Георгий Победоносец.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности – Берит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

Дни памяти: 6 мая, 16 ноября, 9 декабря.

 

Выбор этих святых подпоручиком Николаем Ивановичем, возможно, не случаен. Селянин, отшельник и воин… Можно много приводить предположений… в честь отца?...пусть каждый остановится на том, что ему ближе по душе….

 

Теперь пора возвратиться к истории храма и поселения. В этом может помочь Государственный Архив Калужской Области (ГАКО), где сохранились клировые ведомости, метрические книги храма. Из них следует, что одним из первых священником храма стал Чистяков, до этого служивший в храме села Анисово-Городище. Поселился он в церковном деревянном доме недалеко от храма.

Прихожанами храма стали жители Новосельских хуторов, Вороновки, Десёнки, Петровского, Новосёлок, Земцы, Старых Ближевич, Новых Ближевич, Пупово, Усох, Устрожино.

Время шло…Осенью 1888 года в церковном доме, была устроена церковно-приходская школа. Вначале в организации школы помог священник Василий Смирнов.

«Список населенных мест Калужской губернии»
1903 год, стр 86. Мосальский уезд. Понизовская волость.
Новосельский хутор (Рыльское), ус., жителей 7/12
Рыльское, с., шк., ц. жителей 6/9

«Список населенных мест Калужской губернии»
1914 год, стр. 112.
Мосальский уезд. Понизовская волость.
Рыльское (Новосельский хутор), с., шк., ц-пр.., жителей 7/12

В недоумение ставит «Список населенных мест Калужской губернии» за 1903 год, где дважды упоминается Рыльский. Но анализ ВЕДОМОСТИ О ПРИХОДАХ клировой ведомости позволяет разрешить это недоумение.

· Рассмотрим таблицу раздела ВЕДОМОСТЬ О ПРИХОДАХ

клировой ведомости Рыльского храма за 1915 год.

Какого звания прихожане и в каких местах   Число домов или хозяйств ---------------- Число душ Муж. Жен. Расстояние от церкви
В селе Рыльское духов.       При церкви
Деревня Новосельские хутора купц. крестьянская       В версты
      В версты

Поселения село Рыльское духов.при церкви и деревня Новосельские хутора купц. находились на расстоянии версты, т.е. в пределах видимости, и их можно считать одним населенным пунктом, что и сделали в 1914 году. Упоминается 1 раз.

« Список населенных мест Калужской губернии»
1914 год, стр. 112.
Мосальский уезд. Понизовская волость.
Рыльское (Новосельский хутор), с., шк., ц-пр.., жителей 7/12

 

· Рассмотрим далее список населенных мест, где Рыльское упоминается дважды:

 

«Список населенных мест Калужской губернии» 1903 год, стр 86.
Мосальский уезд. Понизовская волость

Новосельский хутор (Рыльское), ус., жителей 7/12
и

Рыльское, с., шк., ц. жителей 6/9

Разберёмся с числом жителей. Число жителей в 1903 годус. Рыльское духов. 6/9, на усадьбе - всего 7/12. Возможно, к числу жителей села прибавили число жителей купцова хутора(ус.) 1/3. Итого 7/12. Разночтения по числу жителей купцова хутора 1/1 (1915 г.), а не1/3 возможно из-за неточности в годах сравниваемых документов: «Список населенных мест Калужской губернии» за 1903 г.. и «Клировая ведомость храма» за 1915г. Надо перепроверять…

Но в нашем рассказе идет речь о селе Рыльском духовском. Итак, три деревянных дома – три хозяйства, три хозяина, три семьи.

Это семьи: священника Михаила Яковлевича Извекова 1845 г.р.;

дьякона Ивана Ивановича Лебединского 1851 г.р.;

Георгия Васильевича Шангина 1860 г.р. – псаломщика.

В Рыльском храме Георгий Васильевич Шангин служил с 1882 года; Ивана Иванович Лебединский – с 1888 года; священник Михаил Яковлевич Извеков – с 1890 года. Церковный староста с 1913 года крестьянин Василий Иванович Котов ~1859 г.р. из Старых Ближевич.

Жены священнослужителей были сверстницами. Детей в семьях было много. Самой многодетной была семья Извековых:

Михаил Яковлевич, 11.07. 1845 (по ст.ст.)

жена София Ивановна ~1859 г.р.,

дети: Анна(~1879 г.р.),

Мария(~1881 г.р.)

Валентина(~1883 г.р.),

Александра(~1886 г.р.),

Алексей(~1888 г.р.),

Василий(~1890 г.р.),

Нина (~1892 г.р.),

Елизавета(~1894 г.р.),

Анастасия(~1898 г.р.).

У Шангиных Егора Васильевича и Федосьи Петровны ~1860г.р. в семье было 3 девочки и 4 мальчика. У Лебединских Ивана Ивановича и Параскевы Ивановны ~1862 г.р. были в семье только девочки - пять девочек.

Жили дружно, по Заповедям Божиим: в труде и в Любви к Богу и ближним.

О том что, местные священнослужители умели любить и дружить говорит тот факт, что в 1905 году в их маленьком селе нашла поддержку Александра Андреевна Азбукина - вдова псаломщика Петра Федоровича Азбукина- из г. Калуга, где 25 лет состоял на службе в Михаило-Архангельском храме ее муж. До 1882 года, т.е. до перевода в Рыльский храм, там служил псаломщиком и Георгий Васильевич Шангин.

В церковном доме, где жила семья Михаила Яковлевича Извекова, были устроены церковно-приходская школа и библиотека, имевшая около 400 томов.

В школе учились ребятишки из соседних селений: Новосельские хутора, Вороновки, Устрожино. В основном это были мальчики.

В 1905 году в Рыльской школе обучалось 43 мальчика и 4 девочки. В том числе Елизавета Извекова 11 лет. Мальчишек было больше и в Усохской школе грамоты: 32 мальчика и 2 девочки. В земской школе деревни Старые Ближевичи: 66 мальчиков и 4 девочки.

В школах учительствовали как сами священники, так и их дочери. В Рыльской школе - Иван Иванович Лебединский с ноября 1888 года по 9 сентября 1899 года. Позже учительствовали Извековы Анна Михайловна, Мария Михайловна, Александра Михайловна ….

Школы прихода патронировал Михаил Яковлевич Извеков, который после окончания Калужской духовной семинарии, до рукоположения во священники 1 января 1880 года, долгое время работал учителем церковно-приходских школ. Работу учителя хорошо знал и понимал.

Все дети Рыльских священнослужителей, получив полудомашнее начальное образование в своей церковно-приходской школе, продолжали дальнейшее обучение, как в духовных, так и светских учебных заведениях.

Девочки: Извековы Анна, Мария, Валентина, Александра, Нина и Лебединские Мария (~1883 г.р.), Анна (~1891 г.р.) окончили курсы в Калужском Епархиальном женском училище и учительствовали в различных школах Епархии. Мария Лебединская устроилась работать недалеко от дома: в церковно-приходской школе Спас-Деменска, где стала учиться ее 10-летняя сестра Ольга.

Мальчики: Алексей и Василий Извековы учились в Калужской Духовной Семинарии. Василий закончил обучение в 1912,Алексей – 1913 годах. Федор (~1884 г.р.) Шангин после окончания курсов в Жерелево решил посвятить себя служению Господу и получил духовное образование….

Грянула I мировая война.

В действующую армию был призван Василий Михайлович Извеков. Ветеринарным врачом. Алексей Михайлович Извеков в это время - псаломщик и учитель церковно-приходской школы села Слободка Перемышленского уезда.

В Рыльском, согласно ведомости о приходе, - 20 человек. 5 мужчин и 15 женщин. 5 мужчин – это трое священнослужителей, малолетний Василий Шангин (~1899 г.р.) и…, возможно, Тихон Шангин (~1896 г.р.), который позже подвизался при Григория Белоков. монастыре.

Грозный 1917 год не обошел стороной и эти земли.

Затронуто было и административное положение села. Первоначально храм и его приход находились в Понизовской волости Мосальского уезда. 14 апреля 1918 года образован Новосельский-Хуторской сельский совет, который входил в Усохскую волость Жиздренского уезда.

Список священнослужителей Жиздренского уезда

по состоянию на 1 марта 1920 г.

с. Рыльское

173. Шангин Георгий Васильевич - диакон

174. Извеков Михаил Яковлевич - священник

Через два года новые изменения… и так более 12 лет…. Но чаще всего в эти годы Новосельский с/с был присоединен к Спас-Деменскому уезду то Калужской, то Смоленской (Западной) областям.

Согласно материалам ф. Р-486 оп. 2.11 от 15 февраля 1923 года о регистрации церковнослужителей по Спас-Деменскому уезду Калужской области в Рыльском храме служили Михаил Яковлевич Извеков – священник, Георгий Васильевич Шангин – дьякон, Виктор Васильевич Страхов (?) – псаломщик.

О тех годах сложно писать …. Просто вчитайтесь в названия дел, хранящихся в ГАКО:

· «Переписка администр. отделом губиспоскома о сносе старых церквей», 5 марта, 22 апреля 1924 г.;

· «Протоколы заседаний Мосальской уездной комиссии по выселению бывших помещиков», 21 июля 1925 г., 29 марта 1927 г.

· «…списки лиц, лишенных избирательских прав…»

Это было богоборческое время, когда уничтожали людей по классовой принадлежности. А священство как класс не должно было существовать.

По результату запроса в Государственный Архив Смоленской Области был получен следующий ответ:

«Село Рыльское, церковь закрыта постановлением облисполкома

№ б309 от (дата не указана) 1934 г., снесена в 1937 г.».

Село стало поселком.

 

Из рассказа Веры Федоровны Шангиной, 1921 года рождения:

«… дедушка умер в годы войны. От голода. Бабушка Федосья Петровна пережила его не 12 дней….. А папу расстреляли …в 1937.»

Оккупанты пришли на землю Рыльского прихода в октябре 1941 года.Только в августе 1943 года воинами 920 стрелкового полка,247 Рославльской стрелковой дивизии, 10 армии земли прихода (Новосельского с/совета) от фашистов в ходе жесточайших боев освобождены. Первыми 13-15 августа были освобождены Пупово, Ближевичи.

После освобождения от гитлеровцев российской земли, некое время Новосельский с/с и п. Рыльский административно относился к Кировскому району. После войны (?) храм разобрали по бревнам и, говорят, перевезли в Киров для постройки гос. здания (телеграфа на Заводской площади?? сбербанка на Воровского 9)

 

В 1945 году в п. Рыльский жила Агафонова Екатерина Семеновна – одна.

О дальнейшей истории поселения можно проследить по документам Куйбышевского районного архива. В последние годы своего существования Рыльский находился на территории Закрутовского с/с Куйбышевского района Калужской области.

 

Реально Рыльский перестал существовать уже в 1983 году - число жителей 0 (ноль).

Они жили, любили

И в Бозе почили.

 

 


 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ от 20 сентября 2001 г. N 190 постановило:

Исключить из учетных данных населенные пункты Куйбышевского района Калужской области: поселки Бытошь и Семичастные Хутора Бутчинского сельсовета, деревни Новоказанка, Новоалександровка Жерелевского сельсовета, деревни Десенка, Вороновка, Ковалевка, хутор Новосельский Закрутовского сельсовета, деревню Воскресенск Мокровского сельсовета, деревни Никольское, Новгородчино Мамоновского сельсовета….

Поселений больше нет. Только поля и лес.

Потуловский лес. «Потуловский лес», из-за того, что около 150 лет тому назад лес и несколько поселений края принадлежали подпоручику Николаю Ивановичу Потулову (РГИА, фонд 577 «Главного выкупного учреждения МФ»).

 

Нет ни креста, ни другого памятного знака там, где 64 года, а то и более, молились в храме в честь преподобного Иоанна Рыльского наши предки Господу…

Нет упоминания о храме и в современной справочной литературе.

Только две березки на поле отмечают вход(?) в храм…да погост…

 

 

И еще важное.

Недалеко от Старых Ближевич в Потуловском лесу есть святой колодец.

О целебных свойствах источника знали и пользовались жители окрестных деревень и с. Закрутое, д. Балобоновка … и даже приезжали из Москвы.

Предположительно освящен в 1902-1903 годах священнослужителями Рыльской церкви.

Много воды утекло с тех пор. О храме, его священнослужителях, о колодце забыто большинством жителей края.

Но ключ источника святой воды всё также бьёт и радует любого своей живительной прохладой, к ней пришедшего путника. Только путь к нему не прост.

Святой колодец находится в Громовой лощине, на границе Спас-Деменского и Куйбышевского районов.

 

P.S.

Краткая информация о селе Рыльское мною дана в сети Интернет на сайте «Народный Архив. Калужская губерния» в разделе «Мосальский уезд. Понизовская волость» пару лет тому назад. Каково же было мое недоумение, когда на основании данной мною информации, я обнаружила на другом сайте, что Михаила Яковлевича Извекова (~1846 г.р.) - священнослужителя Рыльского храма природнили к святому новомученнику Георгию Яковлевичу Извекову(1874-1937г.г.), родом из Калуги и сыном Якова Федоровича Извекова(1831-1886г.г.)… без доказательств!

История края и Православия ждут своих исследователей.

Светлана Амфитеатрова

Они жили, любили

И в Бозе почили.

А нам завещали

Любить!

Любить эту землю,

Любить тех, кто рядом

И заповеди Божии

Чтить!

 

В Кировском районе, юго-западнее Тягаево начинается лес, который до сих пор местные жители называют Потуловским…

 

Всего Вам доброго…!


ИСТОЧНИКИ:

  1. Информанты:

a. Анатолий (в крещении Иван) Васильевич Фролов, 1924 г.р. - Киров (родословная)

b. Вера Федоровна Шангина, 1821 г.р. – Киров: ул. Жмакина, 31/13

c. Сергей Афанасьевич Воронин, 1961 г.р. – Закрутое

d. Мария Хрисановна Журавлева, 1933 г.р. – Кушляновка

  1. «Список населенных мест Калужской губернии»

a. 1903 год, с.86

b. 1914 год, с.112

  1. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА)

a. фонд 577, опись 13

b. фонд 577, опись 50

  1. Государственный Архив Калужской Области (ГАКО)

a. фонд 33: опись 5, дело 25

  1. Государственный Архив Калужской Области (ГАКО)

a. фонд 33. опись 3. д. 998, л. 199...(1872 год)

b. фонд 33: опись 2, дела 1352, 1579, 2207,

c. фонд 33: опись 2, том 4, дело 2384

  1. Государственный Архив Калужской Области (ГАКО)

a. фонд Р-486: опись 2.11

 

  1. Архив Куйбышевской Районной Администрации

a. Фонд 73, опись 1 ед. хр. 4

  1. Архив Кировской Районной Администрации фонд 108, ед. хр. 6ª
  2. Государственный Архив Смоленской Области (ГАСО)

a. книга учета церквей Смоленской области

  1. «Песоченский ономастикон». Калуга, 2008
  2. Сельский Окоем, выпуск 4, с. 119

a. ГАКО, ф. Р-1425, оп. 1, д. 81.....ю л. 186-190. Публикация Бацановой Л.А.

  1. Калужская губерния: административно-территориальное деление (1917-1929 г.г.). Калуга. 1985.
  2. «На западном фронте между Москвой и Смоленском» ООО «Полиграф-информ», Калуга-2005, с. 173-176
  3. «Из бездны небытия», Калуга том 3, с 385
  1. "МЕМОРИАЛ" – INTERNET о Шангиных и Извековых.
  2. Список выпускников Калужской семинарии. Сайт А. Бовкало.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: