Куфа во времена Абу Ханифы




Куфа во времена Али бин Абу Талиба была «дарульхиляфа[2]». 1500 сподвижников жили там. 24 из них были участниками битвы при Бадре. Выдающиеся сподвижники, такие как Абдуллах ибн Масуд, Аммар ибн Ясир, Салман Аль Фариси, Абу Муса аль-Аш’ари и множество других видных сподвижников, которые жили в то время в Куфе.

 

Богобоязненность

Абдуллах ибн Мубарак говорит: «Когда я пришел в Куфу, то спросил у людей, кто самый великий факих Куфы? Они сказали: «Абу Ханифа». Я спросил, а кто захид (аскет), т.е. человек отрешенный от земного? Они сказали: «Абу Ханифа». Ибн Шакъикъ упоминает: «В один из дней я шел вместе с Абу Ханифой. Навстречу шел один человек, а когда он увидел Абу Ханифу, пошел другим путем. Тогда Абу Ханифа позвал его и сказал: «Зачем ты пошел другим путем, когда увидел меня?» Тот сказал: «Оимам, ты ведь знаешь, что я должен тебе 10.000 дирхамов. У меня очень тяжелое время и мне стыдно попадаться тебе на глаза». Абу Ханифа сказал: «Неужели это заставило тебя увернуться с пути, когда ты увидел меня?» И затем произнес: «Засвидетельствуй, что я прощаю тебе этот долг». И Ибн Шакъикъ говорит: «После этого случая, я осознал, что этот человек истинный захид».

Однажды одна женщина принесла шелковое платье на продажу. И предложила Абу Ханифе купить его за 100 дирхамов. На что он сказал: «Оно стоит дороже, назовите другую цену». Женщина стала повышать цену и дошла до 400. Но Абу Ханифа настаивал: «Оно стоит дороже». Женщина в удивлении воскликнула: «Ты смеёшься надо мной?!» Абу Ханифа: «Ничуть! Позовите специалиста, чтобы указал ей цену». Он пришел и сказал что стоимость платья 500 дирхамов. И Абу Ханифа купил её за эту цену.[3]

Имам Абу Ханифа был очень богат. Но он все тратил на пути Аллаха. Упоминается даже такое, что когда ученики пришли в его дом, они увидели там всего лишь один матрац.

Джа’фар ибн Раби’ говорит: «Я оставался с Абу Ханифой на протяжении пяти лет. И каждый раз когда ему задавали вопрос, он потел из за страха перед Аллахом.

Абу Ханифа был очень богобоязненным. Язид ибн Хумайд упоминает: «Однажды мы молились с имамом Абу Ханифой, эта была ночная молитва. И имам прочитал суру Заль-заля. Затем он завершил читать эту суру. Смысл последнихаятов этой суры таков: «Кто совершит добро величиной в пылинку, он увидит его. И кто совершит зло величиной в пылинку, тоже увидит его». Язид ибн Хумайд говорит: «После молитвы имам Абу Ханифа присел и начал размышлять.Я не хотел беспокоить его и оставил. Вернувшись ко времени утренней молитвы, я увидел, что Абу Ханифа находился на том же самом месте, где и сидел. Он держал свою бороду, которая стала мокрой от стекающих слез и плакал. И при этом он говорил: «О Аллах, как же я отвечу за совершенное величиной в пылинки зло!? Спаси меня от огня Ада в Судный день!» Имам Захаби упоминает, чтонесомненно то, что имам Абу Ханифа не спал большую часть ночи и плакал перед Аллахом, а иногда он целую ночь читал только один аят из-за страха перед Аллахом и из-за того, что искал убежища у Аллаха. Согласно достоверному мнению, он за свою жизнь 15 раз совершил хадж.

 

Отношение к политике

Имам Абу Ханифа прожил во времена Омейядов 52 года и во времена Аббасидов 18 лет. Правитель Куфы Ибн Хубайра, выбрал судьёй Ибн Шибриме. А Ибн АбуЛяйля был судьей Куфы. И правитель захотел, чтобы имам Абу Ханифа стал верховным судьей. Имам Абу Ханифа же отказался принимать этот пост, так как был недовольным их правлением. На что Ибн Шибриме и Ибн Абу Лейля, пришли к нему и сказали: «О Абу Ханифа! Не уничтожай сам себя! Прими эту должность! И нам был предложен этот пост и мы выбрали его». И Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом, я не возьму эту должность. Даже если бы они хотели, чтобы я починил им дверь в мечети города Васит, то я и это не сделал бы для них. И вы хотите, чтобы я ставил свою подпись, для осуждения невиновных людей!? Клянусь Аллахом, я не возьмусь за это дело. Для меня легче, если меня будут бить, чем явиться перед Всевышним Аллахом как несправедливый человек».

Когда же Ибн Хубайр услышал, что имам Абу Ханифа отказался от должности он арестовал его и заключил в тюрьму на 15 суток. Они попытались убедить его, но не смогли сделать этого. Тогда правитель привел его на суд и сказал: «Абу Ханифа! Клянусь Аллахом, если ты не возьмешь этот пост, то я заставлю тебя страдать, пока ты не умрешь». А имам Абу Ханифа сказал: «Действуй! Ты можешь убить меня только один раз». Когда же Ибн Хубайрнаконец-то отпустил Абу Ханифу, то он переехал в Мекку. Жил он там 6 лет. Спустя 6 лет, когда Аббасиды свергли Оммейядов, имам Абу Ханифа вернулся в Куфу.

Когда хариджиты овладели Куфой,онистали распространять свои идеи, считая кяфирамитех, кто не согласен с ними.Они вынесли решение куфра даже Али бин Абу Талибу (радыяллаху анху). Так как он признавал третейский суд при разногласиях, а они говорили, что решение только у Аллаха. Они ворвались в мечеть, где был Абу Ханифа,и сказали имаму: «О Абу Ханифа, сделай таубу!» На что Абу Ханифа сказал: «Я делаю тауба от всех видов грехов. От всех форм неверия». Тогда они позволили ему уйти. Но затем они осознали, что Абу Ханифа сделал тауба от форм неверия известных лишь им самим. Они снова привели его назад в мечеть и сказали ему: «Мы поняли, что тауба которое ты сделал, было согласно вашим убеждениям». Тогда Абу Ханифа сказал: «У тебя есть явное знание об этом или же это подозрение?» И Даххак ибн Кайс, являвшимся лидером хариджитов, сказал, что это основано на подозрении. Затем имам Абу Ханифа прочёл аят из Корана: «Поистине, подозрение - это грех»,и сказал:«Согласно твоему же принципу, ты совершил грех, и по-твоему, это считается куфром. Ты делай таубу». Так Даххак сделал таубу. После чего повернулся к имаму Абу Ханифе и сказал: «Теперь ты делай таубу». Имам Абу Ханифа спросил: «От чего?» Даххак сказал: «От третейского суда. Так как ты поверил, что Али признавал третейские суды, а они не были разрешены». Имам Абу Ханифа же сказал: «Готов ли ты вступить со мной в диспут? Или же ты убьешь меня?» Даххак сказал: «Я буду дискутировать с тобой».Абу Ханифа сказал: «А что если мы не придем к соглашению?» Тот сказал: «Мы выберем человека». Абу Ханифа выбрал одного из его же соратников, и сказал ему: «Ты садись». Потом спросил Даххака: «Ты доволен этим человеком, как судьей?» И Даххак сказал: «Доволен». На что Абу Ханифа сказал: «О Даххак! Согласно своему же принципу, ты впал в куфр, потому что ты разрешил третейский суд». И Даххак снова должен был сделать таубу.

Хариджиты считали дозволенной кровь того, кто противоречил им, а их женщин делали дозволенными. И все, даже большинство значимых ученых, прятались в своих домах, чтобы спастись. Но имам Абу Ханифа сам пришёл к Даххаку и сказал: «О Даххак! Скажи мне, почему ты убиваешь мусульман?» Тот ответил: «Потому что они становятся вероотступниками». Имам сказал: «Скажи мне, Даххак! Всегда ли они пребывали в таком вероубеждении? Они родились с этим вероубеждением? Или же они переняли это позже?» Даххак сказал: «Нет, они были рождены с этим». Абу Ханифа же сказал: «Если так, согласно твоим словам, получается, что они не были мусульманами изначально». Тогда Даххак призадумался и перестал убивать мусульман. Куфа была благодарна имаму Абу Ханифе, потому что он сохранил их головы, он спас их жизни.

После Оммеядов к власти пришли Аббасиды. Первоначально у Аббасидов было хорошее отношение к имаму Абу Ханифе. И некоторое время имам Абу Ханифа даже работал с ними. И они считали Абу Ханифу имамом его времени. Когда Иса бин Муса, правитель Куфы, познакомил имама Абу Ханифу с Абу Джа’фаром аль-Мансуром, который был халифом,сказав: «Оправитель правоверных, это самый великий ученый нашего времени». И Абу Джа’фар аль Мансур сказал имаму: «О Абу Ханифа! Где ты учился? У кого ты обучался?» И Абу Ханифа ответил: «Я обучился у тех, кто передавал знания от Умара ибн Хаттаба, Абдуллаха ибн Аббаса, Абдуллаха ибн Мас’уда и Абдуллаха ибн Умара (радыяллаху анхумаджмаин)». Тогда Абу Джа’фар сказал: «Значит у тебя надежные знания». Когда Абу Джа’фар поссорился со своей женой, и он спросил ее: «Кого бы ты хотела видеть судьей?», она сказала: «Абу Ханифу». Так, они пошлик Абу Ханифе. И Абу Джа’фар сказал Абу Ханифе: «Сколько жен я могу иметь?» Имам ответил: «Ты можешь иметь 4 жен». Тот спросил: «Кто-нибудь не согласен с этим?» Имам Абу Ханифа сказал: «Нет!» Затем Абу Джа’фар повернулся к своей жене и сказал: «Ну, видишь!? Я ведь говорил тебе. Я могу иметь 4 жен». И тут имам Абу Ханифа сказал: «Постой! Постой! Это для тех, кто боится и справедлив. А для тех же, кто боится, что не сможет быть справедливым, Аллах говорит: «А если же вы боитесь, что не будете справедливы, то женитесь только на одной».

А Абу Джа’фар, будучи правителем, был удивлён храбрости Абу Ханифы. Поэтому, на должность верховного судьи в Аббасидской империи, он хотел назначить имама Абу Ханифу. Но имам Абу Ханифа отказался принимать ее. Тогда Абу Джа’фар начал настаивать и давить на него. Но Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился и если бы какое-то решение было против тебя, клянусь Аллахом, я бы осудил тебя, хотя ты и правитель правоверных. И поступив таким образом, если бы даже ты бросил меня в самую глубокую реку, я все равно не отказался бы от своего решения. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность? Я не достоин того, чтобы занимать этот пост». Тот сказал: «Ты лжешь!» Абу Ханифа же сказал: «Я говорил тебе, что лжец не может быть судьей».

 

Смерть Абу Ханифы

Абу Джа’фар разозлился, взял плеть и начал бить Абу Ханифу. Затем они бросили его в тюрьму и каждый день били его. В конце концов, они отравили его. Когда же Абу Ханифа осознал, что уже умирает, он пал на земной поклон и умер в тюрьме в возрасте 70 лет в 150 году хиджры.

Тело Абу Ханифы омыл Хасан ибн Аммара. Свыше 50-ти тысяч человек приняли участие в его джаназа намазе. Он был похоронен в Багдаде.

Однажды, после смерти имама, некий человек пришел к Абдуллаху ибн Мубараку. Он оскорбительно отзывался об имамеАбу Ханифе. Тогда Абдуллах ибн Мубарак сказал: «Знаешь, твой пример похож на пример барана, который бодается рогами против горы. Его рога сломаются, но с горой ничего не произойдет. Так вот ты этот баран, а Абу Ханифа - эта гора».

Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Одним из признаков Судного Дня является то, что последние из этой общины будут проклинать первых». Имам Шафии говорил: «Почему Аллах не остановил людей, проклинающих сподвижников, хотя сподвижники были лучшими людьми ходившими на поверхности этой земли после пророков?» И истина в том, что те, кто проклинают имама Абу Ханифу, только лишь повышают его уровень.

 

Наследие

Суфьян ибн Уйайна сказал: «Я не знаю ничего, кроме двух вещей, которые вышли за пределы Куфы и достигли всех уголков этого мира: первое - это чтение Хамзы[4], и второе – это фикх имама Абу Ханифы».

Прекрасное знание Корана, арабского языка и решений, которые выносили его предшественники, позволили Абу Ханифе достичь больших высот в богословии. Опираясь на аяты Корана и хадисы Пророка, он успешно разрешал спорные проблемы. Отсутствие всеобъемлющих сборников хадисов в тот период побудило его совершенствовать метод суждения по аналогии (кыяс). Он же впервые ввёл в практику метод исправления решений, получивший название истихсан.

Абу Ханифа был выдающимся представителем школы сторонников умозаключений (асхаб ар-рай). Абу Ханифа написал много произведений, но до нашего времени дошли только десять его работ, часть которых передана его учениками: 1) «Рисала-у-РэддиКадариййа»; 2) «Аль-Фикх-уль-Акбар»; 3) «Аль-Фикх-уль-Эбсат»; 4) «Ар-Рисала Осман-ы Бусти»; 5) Китаб-уль-Алим ва-ль-Мутаалим»; 6) «Васиййат-Нукирру»; 7) «Касида-и Нуъманиййа»; 8) «Ма'рифат-уль-Мазахиби»; 9) «Аль-Асл»; 10) «Аль-Муснад-уль-Имам-ыА'зам ли Абу Ханифа».

Разработанные им религиозно-правовые принципы были развиты в трудах его учеников, среди которых наибольшую известность получили имамы Абу Юсуф (731-798), Мухаммад аш-Шейбани (749-804) и Имам Зуфар (728-775) Абдуллах Бин Мубарак Аль-Марвази (736-797)

1-Имам Зуфар был учеником ИмамаА'зама. Выходец из Исфахана, начальное образование получил в Басре. Потом учился у Мухадиссов того времени и собирал хадисы. Затем учился в Куфе у Имама Абу Ханифа Фикху и Къыясу. Стал одним из известных ученых своего времени. ИмамА'зам отзывался о нем так: "Мой самый безупречный ученик". Имам Зуфар, достигнув высокого уровня "Муджтахид фи-ль-Мазхаб", совершал иджтихад согласно правилам, установленным его знаменитым учителем.

2-Имам Абу Юсуф, да будет милостив к нему Аллах, - самый известный Факих мазхабаХанафи, после ИмамаА'зама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид. Написал книги по основам Фикха и собственно по Фикху: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закят», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фараиз», «Китаб-уль-Буйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сайд ва-з-Забаих», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра». Согласно просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, он написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны.

3-Мухаммад аш-Шэйбани, да будет милостив к нему Аллах, был потомком Хурмуза, принявшего Ислам в присутствии Праведного Халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Хурмуз был в свое время султаном Багдада и родственником ИмамаА'зама. После Имама Абу Юсуфа, Имам Мухаммад второй выдающийся ученик Имама Абу Ханифа. Родился в городе Васит. Имам Мухаммад - один из крупнейших ученых Ислама, собиратель сообщений и продолжатель школы Имама Абу Ханифа, муджтахид второго уровня – "Муджтахид фи-л-Мазхаб".

В юношестве учился в Куфе - центре исламских наук того времени. Здесь его учителями были: Суфьян ас-Саури, Абд ар-Рахман аль-Авзаи и другие. С 14-ти лет начал учебу у ИмамаА'зама Абу Ханифа, да будет милостив к ним ко всем Аллах. После смерти великого Имама, продолжил учебу у Имама Абу Юсуфа, лучшего ученика ИмамаА'зама. Затем, на протяжении 3-х лет, учился хадисам и фикху у Имама Малика бин Анаса, да будет милостив к нему Аллах, и полностью освоил его знаменитую книгу «Муватта». После 3-х летнего обучения, вернулся в Куфу. Прожив в Куфе довольно продолжительное время, перехал в Багдад и жил там почти до конца своих дней. Умер в городе Рэй.

4-Известный последователь Табиунов, ученик ИмамаА'зама, Абдуллах бин Мубарак был ученым по фикху и хадисам. Один год он совершал Хадж, один - джихад и один год занимался торговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды, находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в город Мерв. Там, вспомнив о своем долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернуть карандаш.

Абдуллах бин Мубарак написал много книг. Приводим названия некоторых из них: «Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик» - Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его Сподвижников и Табиунов. «Китаб-уль-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх».

 

Учёные про Абу Ханифу

Имам аш-Шафии говорил о нём следующее: «Основой всех знаний по фикху являются работы Имама Абу Ханифы и его учеников. Кто хочет изучать фикх, пусть обращается к Имаму Абу Ханифе и его ученикам».

Когда у Имама Малика спросили, видел ли он Имама Абу Ханифу, он ответил: «Видел и слышал его неопровержимые доказательства. Когда он что-либо утверждал, никто не мог опровергнуть приведенные им факты».

Шурайк ан-Наха‘и говорил: «Абу Ханифа был очень молчаливым, всегда погруженным в размышления о величии Аллаха и немногословным с людьми».

В предисловии к своей известной книге "Мизан-уль-Кубра"28 имам аш-Ша'рани пишет:"Один из современников Имама Абу Ханифы Абу Мути свидетельствует: "Как-то раз, когда мы вместе с Имамом были в мечети в городе Куфе, к нам подошли ученые Суфьян ас-Саури, Имам Мукатил, Хаммад б. Салама, Имам Джафар ас-Садык и другие (да будет милостив к ним Аллах), и обратились к Имаму со словами: "Мы слышали, что ты пользуешься знаниями, полученными путем сопоставления аналогий. Не слишком-ли это опасно? Ведь первым, кто начал делать сопоставления, был Иблис". Это было сразу после утренней молитвы. И Абу Ханифа вплоть до полуденной молитвы отвечал на их вопросы, разъяснял способы получения им скрытых знаний, рассказал об основных методах, применяемых в его правовой школе. Он говорил: "Ответ на поставленный вопрос вначале я ищу в Благородном Коране. Не найдя там, ищу в Хадисах, мною собранных. Не найдя и там, смотрю, каково было согласованное мнение Сподвижников по этому вопросу. Если этот вопрос ими обсуждался, и они не пришли к согласованному мнению, то опираюсь на мнение большинства из них. Если и этого нет, то только в этом случае решаюсь на сопоставление аналогий – аль-Къыяс". В подтверждение сказанному, привел множество примеров. После этого они все встали и начали пожимать ему руки, признали его главой ученых и просили прощения за возможные огорчения, причиненные ему по незнанию. На что он им ответил: "Да простит Аллах субхана ва тааля и меня и вас".

На сегодняшний день последователи этого мазхаба составляют более половины всего мусульманского населения земли. Он распространён в Турции и Ираке, Сирии и Ливане, Афганистане и Пакистане, Индии и Китае, Албании и Босниии в большей части Российской Федерации.

 

О мазхабе

Как мы видим из жизнеописания, Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) является первым из учёных Ислама. Учёные трёх иных мазхабов по фикху жили после него и были последователями фундамента,возложенного им в науке фикх. Абу Ханифа был очень проницательным и богобоязненным человеком, что можно увидеть при принятии им решений. На очень многие проблемы и вопросы Абу Ханифа и его ученики отвечали в такое время, когда технологий и различных научных продвижений ещё не было. Имам Абу Ханифа был очень скромным, как и другие учёные, из-за чего не считал себя не ошибающимся и не грешным. Он говорил, что если кто-то найдёт довод сильней, чем его, пусть следует по более сильному доводу. Это его слова и это истина, которую каждый праведный учёный говорил и наставлял. Но найти довод сильнее и решить вопрос лучше, чем Абу Ханифа, под силу не каждому. Для этого нужно быть глубоко понимающим религию. Надо быть хафизом Къур’ана и хафизом хадисов и знать еще много из жизни сподвижников и об их понимании религии. Лучшим образом знать арабский язык и литературу, и даже стихи поэтов написанных до и после Ислама. Ибо их стихи нам помогают понять слова Къур’ана и хадисов.

Абу Ханифа выводил решения основываясь на аяты Къур’ана, если же не находил доводов в Къур’ане, то он искал их в хадисах Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). В случае если не нашел ответа в этих двух источниках, он основывался на единогласное мнение сподвижников. Иджма сподвижников или иджма учёных является третьей основой в выведении решений. После чего следует Къыяс (техника понимания ответа на вопрос по аналогии с вопросом, объясненным в Къуране и Сунне), которую принимали большинство учёных, а затем Истихсан (предпочтения муджтахида), Маслахат (принимать то, что в пользу мусульман и отвергать то, что во вред), Седд-и зераи(принцип отвержения норм, противоречащих шариату и ведущих к плохому), Урф(обычия, бытующие среди людей, не противоречащие нормам шариата), Фатвы и слова сподвижников.

Фикх подразделяется на 4 раздела:

1. Ибадат (поклонения) – это обязанности человека перед Аллахом. Сюда относится: намаз, пост, закят, хадж, садакъа, фитр и др.

2. Муамалят (отношения) – это права и обязанности в межличностных отношениях. Например: права государства и гражданина, заключение брака и расторжение, экономика, различные договора, аренда и др.

3. Укъубат (правоохранение) – наказания, предписанные за отклонение от правил и норм шариата.

4. Фараиз (наследство) – распределение имущества усопшего его наследникам определяет наука про наследство Фараиз.

 

Выше мы перечислили основы религии, по которым ученые выводили решения, и подразделение Фикха на четыре раздела. Основываясь на это можно сказать, что Фикх это не простая наука, которую можно понять каждому человеку. Это сложная наука, которая основалась на методике использованная учёными в выведении решений Шариата. Ханафитская школа это школа Имама и его учеников.

Имам Абу Ханифа получал хадисы у людей, которые были учениками сподвижников или у тех, кто видел многих из них. Цепочка передатчиков не велика и все передатчики были доверяемыми и правдивыми в своих делах людьми, а также и обладателями отличной памяти. Передатчики с такими качествами считаются «Сикъа» - доверяемыми. Абу Ханифа указывал, у кого брал хадис и качества передатчика. У него даже есть книга под названием «Муснад Абу Ханифы». Здесь собраны хадисы, на которые основывался Имам при выведении решений. Хадисы которые использовал Абу Ханифа были конечно же достоверными.

«Однаждыученый Авзаи спрашивает: «По какой причине вы не поднимаете руки перед руку и после когда поднимаетесь?» Имам: «Потому что хадис, указывающий на поднимание рук не достоверный». Авзаи: «Как он может быть не достоверным, если мне Зухри от Салима, и он от отца передал что Посланник Аллаха, когда вставал на молитву, когда шел на руку и поднимался с руку поднимал руки». Имам: «Хаммад передал мне от Ибрахима, а он от Алкъамы и от Асвада, а они от Абдуллаха бин Мас’уда, что Посланник Аллаха поднимал руки только когда начинал молитву и кроме этого не поднимал их». Авзаи: «Я тебе передаю от Зухри, Салима и его отца слова Пророка (мир ему и благословение), а ты говоришь, что Хаммад тебе от Ибрахима сообщил хадис?» Абу Ханифа: «Хаммад бин Абу Сулейман более сльныйфаких (учёный по фикху) чем Зухри, а Ибрахим чем Салим. Ибн Умар сподвижник Пророка, и честь его ясна, но Алкъама не хуже него в фикхе. У Асвада много превосходств, но Абдуллах бин Мас’уд это просто Абдуллах бин Мас’уд (нет необходимости в разъяснении)!» На такой ответ Авзаи ни чем не ответил и предпочел молчать.»

Да сделает нас Аллах из тех, кто жил и умер на Его пути. Да возвысит Аллах степень имама Абу Ханифы! Да сделает нас Аллах в этой жизни просвещенными и объединит нас в следующей жизни с такими, как имам Абу Ханифа и со всеми праведными предшественниками, со всеми четырьмя имамами. И да соберет нас всех Аллах в ДжаннатульФирдавс. АМИН!


[1] В другой версии упоминается как Ну’ман

[2] Центр Исламского Государства

[3]Ибн Хаджар, ХейсемиХайратульХисан с. 44.

 

[4] Один из десяти учёных по кыраату.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: