УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




 

Основная литература:

1. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. вузов /А.Н. Джуринский. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: изд. Центр Академия, 2003.

3. Социальная педагогика / под ред. Никитина В.А. – Владос, 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Альжев Д.В. Социальная педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 128.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. – 448.

3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: РПА,
1995.

4. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж – Москва, 1996.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Изд-во «Пи­тер», 2000.

6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

7. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

8. Корчак Я. Как любить детей. – М.: Педагогика, 1996.

9. Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация детей группы социально­го риска. – Курган-Челябинск, 1995.

10. Куприянов Б.В. Социальное воспитание учащихся в клубах ролевых игр: учебное пособие – Кострома: КГУ, 2004.

11. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 320.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

13. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.

14. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образова­ние, культура. – Н. Новгород, 1995

15. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Academia, 2008. – 208.

16. Макаренко А.С. Сочинения. – Т. 1-7. – М., 1957-1958.

17. Марадахаев Л.В. Социальная педагогика. – М: Гардарики, 2008. – 269.

18. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1997.

19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Про­свещение, 1996.

20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999.

21. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педаго­гика: учебное пособие. – М., 1997.

22. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 416 с.

23. Стенсмо К. Социальная педагогика (главы из книг) / Перевод со шведского Н.Ю. Берестенниковой. – Барнаул, 1995.

24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника: учеб, пособ. – К.: Полиграф.-изд. комбинат, 1998.

25. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педа­гогика. – М.: Владос, 2008. – 447.

26. Яковлев К.Г. Социализация сельских школьников. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999.

 

Периодическая литература:

Журналы:

1. Вопросы образования.

2. Вопросы психологии.

3. Воспитание школьников.

4. Дошкольное воспитание.

5. Завуч начальной школы.

6. Классный руководитель.

7. Культурно-историческая психология.

8. Образование и саморазвитие.

9. Образовательные технологии.

10. Развитие личности.

 

Интернет-ресурсы:

1. www.edu.ru – Российский федеральный портал.

2. www.vspu.ru – задания на педагогическую практику, предлагаемые
студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

3. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в интернет».

4. rs240.kubsu.ru – Электронный сборник упражнений по педагогике.
Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

5. www.yspu.yar.ru – Журнал «Педагогический Вестник» (ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского).

6. https://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/Docum/Public/SP-3.html – Парадигмы развития социальной педагогики.

 

 

Сроки сдачи – 31 декабря2011 г

 

Глоссарий

 

Авторитарное воспитание — воспитание, цель и основной метод которого — подчинение воспитанника воле воспитателя.

Авторитарность (лат. autoritas — влияние, власть) — черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует.

Авторская школа — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей пси­холого-педагогической концепции, разработанной определен­ным автором или авторским коллективом.

Адаптация — приспособление органа или организма (физиологи­ческая адаптация) или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межлич­ностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познава­тельную деятельность обучаемых.

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом, озна­чающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайний вариант норм, гранича­щих с патологией. Крайние проявления нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнару­живается избирательная уязвимость в отношении определен­ного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Акцентуация характера — крайние проявления нормы, при кото­рых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего об­наруживается избирательная уязвимость в отношении отдель­ного рода психогенных воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим.

Альтернативные учебные заведения — вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным за­ведениям и дающие альтернативное государственному (содер­жанию или формам и методам работы с обучающимися) обра­зование.

Альтруизм - (от лат. alter — другой) — система ценностных ори­ентаций личности, выражающаяся в готовности жертвовать соб­ственными интересами в пользу другого человека или соци­альной общности; этический принцип, выдвигающий в каче­стве главного критерия нравственной оценки соблюдении ин­тересов другого человека или социальной общности. Данный термин используется как противоположный понятию эгоизм.

Анализ (в педагогике) — изучение каждого элемента или стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдель­ных сторон.

Андрогогика — отрасль педагогики, изучающая психолого-педаго­гические закономерности и процесс обучения взрослых.

Аутизм (от греч. autos — сам) — сложное, порой болезненное состо­яние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглублен­ности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.

Аутсайдер — человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудач­ник, не нашедший признания в формальной группе или орга­низации, не имеющий возможностей для самореализации.

Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональ­ный процесс взрывного характера, который может дать не под­чиненную сознательному волевому контролю разрядку в дей­ствии. Аффекты связанны с шоками — потрясениями, выража­ющимися в дезорганизации деятельности.

Базовое образование — единый государственный минимум-опти­мум общего образования, основа для дальнейшего общего образо­вания более высокого уровня и специального профессиональ­ного образования. Б.о. призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить свои жиз­ненные планы.

Барьер психический — интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие эффективной деятельно­сти, реализации личностного смысла, личностной потенции.

Барьер общения (коммуникативный барьер — от лат. communico — делаю общим, связываюсь, общаюсь) — психические трудности, возникающие в процессе общения.

Беседа (в образовании) — вопросно-ответный метод обучения, применяется преподавателем с целью активизации умственной (познавательной) деятельности студентов в процессе приобре­тения новых знаний или повторения и закрепления знаний, полученных ранее.

Биографические методы — способы исследования, диагностики, кор­рекции и проектирования жизненного пути личности.

Валидность — комплексная характеристика методики, включаю­щая сведения об области исследуемых явлений и репрезентатив­ности психодиагностической процедуры по отношению к ним.

Вербальный — (от лат. verbalis — словесный, устный) — в психоло­гии: термин для обозначения информации, выраженной знако­вой, а именно словесной, языковой системой (в отличие от не­вербальной информации, например, образной).

Власть — способность или возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью ка­ких — либо средств. Некоторые американские специалисты в области управления считают, что при иерархической модели управления власть осуществляется в основном пятью типами средств: с помощью поощрений, наложений взысканий, с помо­щью наделения ограниченными и контролируемыми полномо­чиями; с помощью авторитета профессиональных знаний уп­равляющего (которыми он обладает) и с помощью личност­ных достоинств управляющего, вызывающих уважение и даже преклонение сотрудников.

Влияние (в воспитании) — деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к измене­нию каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяют 4 основных способа «влияния»: убеж­дение, внушение, подражание; все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.

Внеаудиторные учебные занятия — различные виды самостоятель­ной учебной деятельности студентов — выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений; факультативные занятия, спортивные секции, инди­видуальные занятия, техническое творчество и другие виды само­стоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

Внушение (суггестия) — подчинение воздействию, характеризую­щееся неосознанным восприятием того, что внушается.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности в ин­тересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (ма­териальных, духовных, организационных) для развития челове­ка. Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике.

Воспитывающее образование — обучение, направленное на форми­рование мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представлений и убеждений.

Высшее образование — уровень знаний, получаемых в высших учеб­ных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различ­ных отраслях народного хозяйства, науки и культуры.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целе­направленности и импульсивности поступков, повышенной аф­фективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нару­шений концентрации внимания.

Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, ут­верждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Дебилыюсть — относительно легкая степень врожденной умствен­ной неполноценности.

Делинквентное поведение — система незначительных правонаруше­ний, провинностей, проступков (от лат. «delinguens» — соверша­ющий проступок). Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой», или крайне жестким обращением, неблагопри­ятным влиянием микросреды, низкой педагогической квали­фикацией отдельных учителей.

Диагностика педагогическая — особый вид деятельности, представ­ляющий собой установление и изучение признаков, характери­зующих состояние и результаты процесса обучения, и позволя­ющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки ква­лифицированных рабочих и специалистов.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражитель­ностью, агрессивностью, нередко страхами.

Защитные механизмы — психологическое «ограждение» сферы со­знания от негативных, травмирующих личность переживаний. У детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механиз­мы. В дошкольном и раннешкольном возрасте — это чаще всего фантазирование.

Идеал (фр. ideal от греч idea — идея, первообраз) — образ, являю­щийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стрем­лений человека.

Идентификация — 1) опознание кого-либо, чего-либо; 2) уподоб­ление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Имбецильность — средняя степень врожденной умственной непол­ноценности.

Индивид — (от лат. individuum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Ноmo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врож­денного и приобретенного, носитель индивидуальных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности.

Инновация (нововведение) — процесс создания, освоения и прак­тической реализации педагогических научно-технических дос­тижений.

Интересы — это мотив, который действует в силу своей осознан­ной значимости и эмоциональной привлекательности. В на­правленности интересов и путях их формирования наблюда­ются значительные индивидуальные различия.

Интернал — тип личности, в случае неудачи более обвиняющий в ней себя, а не других и окружающие обстоятельства. Для И. характерно умение вызывать доверие у людей, находить кон­такты с ними, особая чувствительность в межличностных отно­шениях, к оценке себя окружающими. И. чаще достигают успе­ха в творческой профессиональной деятельности; они менее агрессивны, способы более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы.

Интроверт — тип личности (по классификации З.Айзенка, К Юнга и др.), активность которого по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятель­ностью. Для типичного интроверта характеры следующие чер­ты: самоуглубленность, замкнутость, затрудненность в общении, склонность к увлечениям профессиями, не связанными с обще­нием, с работой с людьми.

Инфантилизм — задержка в развитии организма. Характерный при­знак — сочетание физического и психологического недоразвития.

Исследование — (в педагогике) — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значи­мых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, мето­дике учебно-воспитательной работы, ее организации, принци­пах, методах и формах.

Истерия — патологическое состояние психики человека, характери­зующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т.п.

Колледж (англ. college) — учебное заведение (высшее, среднее, по­вышенное среднее) или научное учреждение в Англии, США и некоторых других странах. Иногда входит в состав университета.

Коммуникация — 1) в широком смысле — общение; 2) смысловой аспект социального взаимодействия.

Консультация — письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методи­ческому вопросу, проблеме. «Консультация» — важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного са­мостоятельного изучения той или иной темы. «Консультации» могут быть индивидуальными и групповыми.

Конформист — человек, который легко поддается влиянию автори­тетов, хорошо адаптируется в новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые цен­ности и нормы.

Личность — индивид как субъект социальных отношений и созна­тельной деятельности; «личность» — это человек, обладающий определенным творческим потенциалом; качества личности формируются в совместной деятельности и общении.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действи­тельного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектов безличных знаний о мире.

Любовь — 1) чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо (материнская любовь, любовь к другу, любовь к Родине и т.д.); 2) чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола (жениться по любви); 3) внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимо­связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик (от греч. melas — черный, chole — желчь) — субъект, обладающим одним из четырех типов темперамента, характери­зующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью не­рвных процессов, проявляющийся в высокой реактивности пси­хики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой зам­кнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д. Однако ряд качеств М. важен для многих сфер деятельности: высокая психическая реактивность позволяет выполнять тонкую работу, требующую повышенного внимания (например, работу радиста, наблюдате­ля, гидроакустика и т.д.); высокая эмоциональная чувствитель­ность, необходимая для эмпатии, позволяет улавливать тончай­шие эмоциональные сопереживания с окружающими, особенно с тонкими личностями и т.д.

Метод наблюдения — общенаучный метод исследования, который в психологии предполагает целенаправленную, систематичес­кую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Н. может быть сплошным и выборочным; включен­ным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных услови­ях) и лабораторным (в экспериментальных условиях) и т.д.

Метод педагогического исследования — путь, способ исследования педагогических процессов, система правил и приемов изучения педагогической теории и практики, средство научного объясне­ния педагогического опыта.

Методика — совокупность способов, приемов, средств целесообраз­ного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению (изучению) учебных предметов.

Методология — путь, способ познания и учение системы принци­пов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достиже­ния истинного значения и оптимального практического эффекта.

Мировоззрение личности — система взглядов на мир в целом, на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основ­ная форма направленности личности.

Мораль — общая ценностная основа культуры, направляющая че­ловеческую активность на утверждение самоценности личнос­ти, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, пережива­ния, связанные с отношением человека к другим людям, к об­ществу и своим общественным обязанностям.

Наблюдение — систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических из­менений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений.

Навыки — отдельные элементы действия, которые в результате упражнения становятся автоматическими (неосознанными).

Направленность (личности) — динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Направленность включает в себя предметное содержание и на­пряжение, которое при этом возникает.

Непрерывное образование — единая система, включающая общеоб­разовательную и профессиональную школу, высшие специаль­ные учебные заведения, курсы повышения квалификации, пе­реподготовки кадров, экономическое образование, самообразо­вание. В систему образования, наряду с собственно учебными заведениями, включаются внешкольные и культурно-просве­тительские учреждения, а также самообразование, средства мас­совой информации и др.

Нормы духовные — определяют степень свободы человека, отноше­ние к творчеству, уровень овладения социокультурными нор­мами общественного сознания.

Образование — процесс и результат усвоения систематизирован­ных знаний, умений и навыков, в ходе организованного обуче­ния; уровень умственного развития личности и ее профессио­нальной квалификации.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе ко­торого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимо­связи с ее воспитанием и развитием: «Обучение» — процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (дея­тельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установ­лении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Одаренность — биологически, генетически обусловленное сочета­ние способностей.

Опыт — это результат взаимодействия человека с объективным миром. «Опыт» включает формы и результаты практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые в практике законы человеческой деятельности и развития объек­тивного мира.

Паралингвистическая система (экстралингвистическая система) — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашли­вания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи.

Педагогика — наука о воспитании как осознательно и целенаправ­ленно организованном процессе. «Педагогика» изучает задачи, сущность, закономерности, принципы, содержание, формы, мето­ды, приемы и условия эффективного построения учебно-вос­питательного процесса.

Педагогический процесс — целенаправленное, сознательно органи­зованное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходи­мые задачи образования и воспитания. «Педагогический про­цесс» представляет собой единство процесса обучения и воспи­тания (в узком, специальном смысле) и процесса развития воспитуемых. Основные компоненты «педагогического процесса»: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания.

Персонифицировать — относить к себе, воспринимать, как свое, отож­дествлять с собой.

Потребность — объективная, испытываемая субъек­том нужда в чем-то, которая отражается и субъективно, является источником активности развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой и субъективным отра­жением нередки противоречия, которые существенно влияют на развитие личности. В самом общем виде П. людей принято делить на биологические и социальные, нередко это деление называют иначе — материальные и духовные. П. в психологии рассматриваются и как особые психические состояния — со­стояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и вне­шними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, а могут проявляться в неосознанных влечениях, моти­вах деятельности, установках и др. П. изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены. Удовлетворение П. про­текает в результате целенаправленной деятельности.

Профессионализм — приобретенная в ходе учебной практической деятельности способность к компетентному выполнению оп­лачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастер­ства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессия — род трудовой деятельности (занятий) человека, вла­деющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специаль­ной подготовки и опыта работы.

Психическая адаптация — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Психодиагностика — область психологической науки, разрабатыва­ющая методы выявления и измерения индивидуально-психо­логических особенностей личности.

Развитие — процесс познания окружающего мира, осознание чело­веком своего места в нем, своих функций, своего предназначе­ния как средства обеспечения гармонии во Вселенной, на Земле, окружающем мире.

Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель.

Релаксация — физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т.д., а также полное или частичное расслаб­ление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.

Респондент — участник социально-психологического исследова­ния, выступающий в роли опрашиваемого.

Речь - это деятельность общения — выражения, воздействия, сооб­щения — посредством языка, это язык в действии; это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для дру­гого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мыш­ления.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на воз­можно более полную реализацию человеком себя как личнос­ти.

Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).

Самообразование — в той или иной мере систематическая учебная деятельность, построенная на самостоятельном (вне стен учеб­ного заведения) изучении какого-то вопроса или проблемы с периодическими консультациями у специалиста или без них.

Саморегуляция — целесообразное функционирование живых сис­тем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции этих си­стем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.

Сангвиник (от лат. sanguis — кровь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся под­вижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, вы­сокой психической активностью, работоспособностью.

Система — совокупность взаимосвязанных элементов, функцио­нирующих как нечто единое, целостное. Понятие «система» ох­ватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования. Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности и организованности.

Социализация личности — процесс вхождения индивида в соци­альную среду, его овладение навыками практической и теоре­тической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Социальный институт – совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:

- удовлетворять потребности людей;

- гарантировать необходимый уровень и качество жизни;

- обеспечивать воспроизводство человеческих ресурсов и профессионально подготовленных кадров для всех сфер национальной экономики.

Социальную инфраструктуру образуют: жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, физкультура и спорт, розничная торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, система образования, учреждения культуры, наука и т.д.

Социометрия — (от лат. societas — общество, metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж. Морено), позво­ляющий выразить количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию..

Спонтанный — самопроизвольный, возникший без внешнего воз­действия.

Способ — процесс выполнения действий над материальным объек­том. Новые, более эффективные способы обычно составляют предмет изобретения.

Способности — индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения одной или несколь­ких видов деятельности.

Среда внешняя — совокупность социальных и физических усло­вий, в которых развивается личность, социальная общность.

Среда социальная — конкретное проявление общественных отно­шений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития.

Стресс - состояние, вызванное чрезмерными психическими и фи­зическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мо­билизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (ди-стресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

Творчество — сознательная, активная деятельность человека, на­правленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существо­вавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствова­ния материальной и духовной жизни общества. Процесс «твор­чества» в основных чертах един для любой человеческой дея­тельности. Он включает деятельность интеллектуальную — по осмыслению жизни, созданию новых теоретических обобще­ний, выдвижению идей и деятельность физическую — по вне­дрению их в жизнь.

Теория — систематизированное и логически последовательное воспро­изведение в мышлении объективной — природной и социальной — реальности. Теория отличается от обыденного знания своей систематичностью и тем, что в ней логика действительности вос­производится в строго последовательной системе понятий.

Умение — результат овладения новым действием (или новым спо­собом действий), основанным на каком-либо правиле и ис­пользовании его соответствующим образом в процессе реше­ния определенных задач. Умелые действия отличаются от не­умелых своей целесообразностью, выражающейся в соответствен­ном выборе приемов деятельности. «Умение» означает не толь­ко выбор, но и выполнение разумных приемов на практике.

Установка личности — это занятая ею позиция, которая заключает­ся в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Филогенез — процесс возникновения и развития психики и пове­дения человека, а также эволюция его сознания.

Флегматик (от греч. phlegma — слизь) — субъект - носитель одно­го из четырех основных типов темперамента, характеризую­щийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относи­тельно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических про­цессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упор­ный труженик жизни». (Павлов И.П. Поли. собр. соч., М.-Л., 1951, т. 3, кн. 2, с. 86). кн. 2, с. 86).

Фобии — навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: на­вязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых ме­стах, страх смерти, страх перед школой и т.д.

Характер (от греч. charakter — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все сто­роны поведения человека, обусловливающая его устойчивое от­ношение к окружающем миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и про­являющаяся в стиле деятельности и общении.

Холерик (от греч. chole — желчь) — субъект — носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процес­сов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Цель — один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мыш­лении результата деятельности и путей, способов ее достиже­ния: «цели человека порождены объективным миром и пред­полагают его»

Ценностные ориентации (в социальной психологии) — 1) идеоло­гические, политические, моральные, эстетические и др. Основа­ния оценок субъектом окружающей действительности и ори­ентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индиви­дов по их значимости.

Эвристическая беседа — вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а уме­ло поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Экстернал — тип личности, склонный объяснять последствия своих поступков, неудач влиянием обстоятельств, других людей тем са­мым как бы снимая с себя моральную ответственность (см. Локус контроля). Э. более склонны к проекции, чем интерналы.

Экстраверсия (от лат. extra — сверх, вне, versio — поворачивать, обра­щать) — преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Элективный (курс) — избирательный, выборочный, необязатель­ный, предлагаемый в качестве факультатива.

Эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание) - качество лично­сти, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их пере­живания. Как показывают психологические исследования, Э. труд­но воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Я-концепция — одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое вни­мание изучению механизма отражения личностью своего «Я». Согласно этой концепции (К.Роджерс, 1951, 1959) «Я» высту­пает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, оно развивается в процес­се самоактуализации личности, на основе интернализации по­зитивного отношения к себе со стороны других. «Я



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: