ности тренера. Тренер должен иметь не только техническую подготовку, но и принимать решения, касающиеся темпа, содержания и тактик обучения, а также владеть навыками межличностного общения, чтобы мотивировать и консультировать учеников, предоставлять им обратную связь и т. д. Подробнее об умениях, необходимых тренеру, мы поговорим ниже, но совершенно очевидно, что слабый тренер может свести на нет все преимущества тренер-центрированной стратегии.
Термин «ученик-центрированная стратегия» вовсе не означает, что тренер не несет никакой ответственности за тренинг. В том-то и заключается достоинство данной стратегии, что тренер отвечает за тренинг и контролирует процесс, играя несколько иную роль, например выступая в качестве распорядителя ресурсов, фасилитатора1 и т. п. Перенос акцента на ученика означает, что последний сам устанавливает темп и последовательность обучения, сам выбирает материал, и подразумевает более тесный контакт между тренером и учеником в плане совета, предоставления информации и обратной связи.
Подобно тому как тренер-центрированная стратегия предъявляет определенные требования к тренеру, ученик-центрированная стратегия в значительной степени зависит от мотивации и склонностей ученика, а также от его способности адаптироваться к незнакомой и внешне неструктурированной учебной ситуации. Не каждый способен сам руководить своим обучением. Кроме того, такая стратегия сопряжена с большой работой по обеспечению ресурсами и их правильному распределению и своевременному обновлению. Тренеру приходится выступать в разных качествах, и не все тренеры способны быстро адаптироваться к новой роли.
Выбор стратегии в огромной степени зависит от объекта тренинга, особенностей целевой аудитории и ограничений, с которыми приходится считаться разработчикам тренинга. Возможно использование обеих стратегий в рамках единого тренингового плана, как, например, в случае, когда ученики должны самостоятельно освоить какой-то учебный пакет перед посещением курсов. Кроме того, временные ограничения и разная степень доступности учеников могут диктовать применение разных стратегий в отношении членов одной и той же целевой аудитории.
1 От англ. facilitate — облегчать, содействовать, способствовать. — Примеч. перев.
Глава 8
Определившись с тем, какую стратегию следует применить, тренер может приступать к выбору методов, или тактик, обучения. Так же как стратегии, каждая тактика имеет свои плюсы и минусы, и они должны быть учтены тренером на стадии разработки программы.
Тактики
Лекция. Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые наглядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудитории существующих практик, процедур, политики и т. п. Ученики не принимают активного участия в процессе, пока их не попросят задавать вопросы, что обычно происходит в самом конце.
Плюсы
• Тренер полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала.
• Возможность охвата большой аудитории.
• В сравнении со многими другими методами, позволяет представить больше материала за определенный промежуток времени.
Минусы
• Метод непригоден для обучения умениям.
• Недостаток взаимодействия между тренером и учениками.
• Трудность удержания внимания учеников в силу их неучастия в процессе.
• Высокие требования к мастерству лектора.
Демонстрация. Живой показ, непосредственное выполнение задания, процедуры или применение умения перед учениками, сопровождаемое объяснениями тренера или ассистента. Обычно является частью урока (сессии) или практических занятий; обеспечивает учеников моделью исполнения перед тем, как они приступят к выполнению задания.
Плюсы
• Сравнительная легкость привлечения и удержания внимания учеников.
• Закрепляет правильный образ действий, предоставляя модель исполнения.
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
• Показывает взаимосвязь между различными операциями в рамках задания.
• Возможность варьирования темпа с учетом уровня и темпов продвижения группы.
Минусы
• Необходимость тщательнейшей подготовки демонстратора во избежание ошибок.
• При неспособности группы выполнять задание в необходимом темпе может быть сопряжен с большими временными издержками, связанными с монтажом и демонтажом оборудования.
• При слишком многочисленной аудитории или слишком сложном задании возникает необходимость многократного показа.
Урок. Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фактов, так и для обучения умениям. Структура урока открывает возможность для активного взаимодействия тренера с учеником посредством вопросов и ответов, практики и обратной связи.
Плюсы
• В силу гибкости и адекватности может инкорпорировать другие тактики.
• Возможность варьирования содержания, темпа и подходов с учетом опыта и способностей учеников.
• Идеальный метод для обучения умениям.
• Высокая степень участия учеников.
• Высокая степень взаимодействия между тренером и учениками.
• Позволяет тренеру оценить исполнение учеников.
• Формат урока не представляет большой сложности для неопытного тренера.
Минусы
• Размер группы должен быть ограничен, чтобы обеспечить участие
учеников.
Симуляция/Ролевая игра. Презентация работы или задания в такой форме, которая как можно более близко воспроизводит основные черты реальной работы. Ученики должны использовать оборудование, решать проблемы, следовать определенным процедурам и
226
Глава 8
исполнять роли, как если бы они действовали в реальной ситуации. К данной категории относится целый ряд упражнений.
• В упражнении In-Basket1 ученик должен ознакомиться с рядом документов — письмами, записями в ежедневнике, отчетами и т. п. — и затем предпринять по ним соответствующие действия. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т. д. Обычно ученики работают индивидуально с одинаковыми документами, но можно придумать упражнения, в которых ученики получали бы разные материалы, побуждающие их к взаимодействию друг с другом.
• Интерперсональные упражнения, в которых ученики играют отведенные им роли, требующие применения навыков межличностного общения. К таким ситуациям относятся решение дисциплинарных вопросов, работа с жалобами покупателей и сотрудников как в непосредственном общении, так и по телефону, проведение различных интервью, текущих встреч и т. п. Тренер и ученики взаимодействуют друг с другом, играя разные роли.
• В упражнении Case study2 ученики, работая индивидуально или в группах, должны найти решение проблемной ситуации. Они могут представить свое решение в письменном виде или сделать презентацию.
• Деловые игры проводятся по правилам, предусмотренным сценарием. Участники играют роли ключевых руководителей из одной или разных организаций, которые стараются выполнить стоящие перед ними задачи.
• Симуляционные упражнения направлены на развитие навыков управления техникой и оборудованием и предполагают применение тренажеров. Они используются, когда доступ к реальному оборудованию затруднен, а также в тех случаях, когда цена ошибки слишком велика или сопряжена с угрозой для жизни, например при обучении пилотов, водителей и т. п.
Плюсы
• Содержат элемент реализма.
• Требуют активности от ученика, что способствует поддержанию его интереса и мотивации.
1 Буквальный перевод «в корзине». — Примеч. перев.
2 Буквальный перевод «изучение дела ». — Примеч. перев.
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
• Задействуют опыт ученика.
• Могут использоваться для измерения уровня компетентности учеников.
• Позволяют ученикам принимать решения в безопасной ситуации. Минусы
• Подготовка и проведение упражнений требуют много времени.
• Могут оказаться крайне дорогостоящими — все зависит от того, какие ресурсы и какая степень достоверности необходимы.
• Материалы упражнений In-Basket и Case study требуют постоянного обновления.
• Интерперсональные упражнения могут представлять угрозу для неопытных и плохо подготовленных учеников, а некоторые упражнения могут быть испорчены излишним усердием и «переигрыванием».
• Тренер должен обладать большим мастерством, чтобы руководить упражнениями.
Наставничество. Структурированный тренинг, предполагающий индивидуальное общение тренера с учеником. Такой тренинг может осуществляться и на рабочем месте, и за его пределами. В первом случае в качестве тренера может выступать исполнитель работы, который показывает и объясняет подопечному операции, из которых складывается работа или задание, и порядок их исполнения. Этот метод может применяться в рамках коррекционного и развивающего тренинга. Развивающий тренинг может включать ту или иную программу для потенциальных руководителей или производиться в контексте планирования преемственности.
Плюсы
• Возможность учета индивидуальных потребностей с точки зрения темпа и содержания обучения.
• Постоянное взаимодействие между тренером и учеником.
• Предоставление постоянной обратной связи ученику.
• Возможность обучения без отрыва от производства. Минусы
• Подготовка и обучение одного человека требуют столько же времени, сколько уходит на обучение группы.
228
Глава 8
• Обучение на рабочем месте может быть прервано ввиду необходимости выполнения оперативных задач.
• Существует опасность, что последовательность тренинговых мероприятий будет определяться производственными приоритетами, а не законами научения.
• От тренера требуется не только техническая компетентность, но и умение работать с подопечным, диагностические умения и владение методами корректировки.
• Тренер и ученик должны быть совместимы друг с другом и составлять работоспособную пару.
Дискуссия. Групповое обсуждение, обычно протекающее под руководством тренера, различных предложений, подходов, идей, способов решения проблемы и т. п. Лучше всего работает как дополнение к другим методам и применяется для закрепления основных моментов материала, изученного во время других сессий.
Плюсы
• Каждый имеет возможность высказать свое мнение и выслушать точки зрения других.
• Высокая степень участия учеников.
• Ученики могут опираться на свои знания и опыт.
Минусы
• Плохо структурированная дискуссия может занять слишком много времени.
• Может оказаться бессмысленной, если участники не подготовлены к ней или не обладают необходимыми знаниями и опытом.
• Довольно высокий уровень требований к тренеру, который должен задавать направление дискуссии, контролировать участников и следить за временем, чтобы добиться необходимого результата.
• Чтобы дискуссия была эффективной, в ней должно участвовать не более двенадцати человек.
Учебные пакеты. Набор учебных материалов, предполагающих направленное чтение, изучение проблемных ситуаций, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, выполнение различных заданий и упражнений и т. п. Составляет одну из форм дистанционного обучения.