Одна из проблем, которой озабочены все тренеры, это проблема сохранения учениками знаний и умений не только на протяжении тренинга, но и по окончании оного, когда бывшие ученики начинают применять эти знания и умения в реальной рабочей ситуации. Тре-
Глава 8
нинг, как правило, производится за сравнительно короткий промежуток времени и иногда имеет чрезвычайно интенсивный характер. Очень часто по окончании курсов ученики высказывают сожаление, что на те или иные занятия было выделено слишком мало времени; предложение о сокращении сроков тренинга звучит крайне редко. Помня о том, что неиспользование знаний и умений приводит к их утрате, тренер должен продумать, какие тактики могут быть использованы для того, чтобы время и силы, вложенные как им самим, так и учениками, не оказались потраченными зря.
Брифинг и дебриф. Перед началом любого обучения линейные руководители должны проинформировать своих подчиненных — будущих учеников — о предстоящем тренинге. В ходе брифинга они должны осветить общие цели тренинга, его методологию и структуру, объяснить работнику необходимость прохождения тренинга и рассказать, каким образом он сможет использовать полученные знания и умения. Цель дебрифа — еще раз подтвердить, как будут применяться новые знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга, с тем чтобы довести эту информацию до тренера.
В результате тщательно проведенного брифинга ученики приходят на тренинг достаточно мотивированными и готовыми к освоению учебной программы; в этом случае тренер может смело приступать к исполнению своей непосредственной функции. Однако, как показывает практика, тренеры часто оказываются в дурацком положении, будучи вынуждены делать то, что должны были сделать линейные начальники, а именно мотивировать учеников и объяснять им необходимость тренинга. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что линейные начальники не всегда располагают достаточной информацией о предстоящем тренинге; тренеры могли бы помочь им, подготовив перечень тех моментов, которые требуют разъяснения в ходе брифинга.
Тесты, упражнения и практика. Данный вид активности включает письменные и устные тесты на знания, упражнения и задачи типа Case study, которые проверяют следование процедурам и использование интеллектуальных умений, а также практические задания по развитию физических навыков. Эти тесты и упражнения преследуют цель не только проверки, но и закрепления выученного материала; они способствуют сохранению и переносу приобретенных знаний и
Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
умений. Большинство людей лучше учатся в процессе делания, нежели просто слушая или наблюдая. Подкрепление правильных ответов, реакций и исполнения повышает вероятность запоминания информации и сохранения умения. Некоторые ученики боятся «тестирования», и поэтому иногда целесообразнее называть это «упражнением по закреплению материала», «проверкой пройденного» или «викториной». Составление предметных тестов, особенно тех, что предполагают выбор из нескольких возможностей, требует времени и умения.
Тезисы. Это краткое изложение основных моментов материала, изученного в ходе тренинговых сессий. Тренер должен побуждать ученика делать собственные заметки, — это поможет ученику сосредоточиться и обеспечит его конспектом, в котором будут представлены ключевые моменты тренинга. Однако при невозможности проверить конспекты тренер не может быть уверен в том, что каждый ученик правильно отразил всю важную информацию. Тезисы для раздачи снимают эту проблему, и вопреки утверждениям, что их, дескать, никто не читает, известно, что правильно составленные и хорошо сформулированные тезисы не только прочитываются, но и используются при необходимости в качестве рабочей памятки.
Рабочие пособия. Освоению процедурных заданий помогают так называемые чек-листы и диаграммы, представляющие алгоритм действий или схему решений. Такого рода пособия можно использовать во время тренинга и в реальной рабочей ситуации. Благодаря хорошему дизайну, в том числе цветной печати и использованию ламинированных материалов, обеспечивающих долговечность пособий, последние могут стать полезным подспорьем в работе.
При разработке пособия важно обсудить его с линейными руководителями и супервайзерами, чтобы оно не шло вразрез с принятой практикой.
Повторительные курсы. По завершении тренинга организации бывает крайне трудно выделить время и средства на проведение повторительного курса. Однако многие виды работ претерпевают постоянные изменения, некоторые умения ввиду редкого применения требуют повторения, а отсутствие адекватной обратной связи не способствует сохранению и повышению квалификации исполнителей. Краткий повторительный курс помогает исполнителям вспомнить, чему их учили во время тренинга. Он особенно полезен, когда речь идет о развитии установок, и может быть реализован в форме учебных дней и рабочих семинаров.
Глава 8