Методы закрепления и переноса




Одна из проблем, которой озабочены все тренеры, это проблема со­хранения учениками знаний и умений не только на протяжении тре­нинга, но и по окончании оного, когда бывшие ученики начинают применять эти знания и умения в реальной рабочей ситуации. Тре-



Глава 8


нинг, как правило, производится за сравнительно короткий промежу­ток времени и иногда имеет чрезвычайно интенсивный характер. Очень часто по окончании курсов ученики высказывают сожаление, что на те или иные занятия было выделено слишком мало времени; предложение о сокращении сроков тренинга звучит крайне редко. Помня о том, что неиспользование знаний и умений приводит к их утрате, тренер должен продумать, какие тактики могут быть исполь­зованы для того, чтобы время и силы, вложенные как им самим, так и учениками, не оказались потраченными зря.

Брифинг и дебриф. Перед началом любого обучения линейные руководители должны проинформировать своих подчиненных — бу­дущих учеников — о предстоящем тренинге. В ходе брифинга они должны осветить общие цели тренинга, его методологию и структу­ру, объяснить работнику необходимость прохождения тренинга и рассказать, каким образом он сможет использовать полученные зна­ния и умения. Цель дебрифа — еще раз подтвердить, как будут при­меняться новые знания и умения, выявить учеников, которые нуж­даются в дополнительном или коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга, с тем чтобы довести эту ин­формацию до тренера.

В результате тщательно проведенного брифинга ученики прихо­дят на тренинг достаточно мотивированными и готовыми к освоению учебной программы; в этом случае тренер может смело приступать к исполнению своей непосредственной функции. Однако, как показы­вает практика, тренеры часто оказываются в дурацком положении, будучи вынуждены делать то, что должны были сделать линейные начальники, а именно мотивировать учеников и объяснять им необ­ходимость тренинга. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что линейные начальники не всегда располагают достаточной инфор­мацией о предстоящем тренинге; тренеры могли бы помочь им, под­готовив перечень тех моментов, которые требуют разъяснения в ходе брифинга.

Тесты, упражнения и практика. Данный вид активности включа­ет письменные и устные тесты на знания, упражнения и задачи типа Case study, которые проверяют следование процедурам и использова­ние интеллектуальных умений, а также практические задания по раз­витию физических навыков. Эти тесты и упражнения преследуют цель не только проверки, но и закрепления выученного материала; они способствуют сохранению и переносу приобретенных знаний и


Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение



умений. Большинство людей лучше учатся в процессе делания, неже­ли просто слушая или наблюдая. Подкрепление правильных ответов, реакций и исполнения повышает вероятность запоминания инфор­мации и сохранения умения. Некоторые ученики боятся «тестирова­ния», и поэтому иногда целесообразнее называть это «упражнением по закреплению материала», «проверкой пройденного» или «вик­ториной». Составление предметных тестов, особенно тех, что пред­полагают выбор из нескольких возможностей, требует времени и умения.

Тезисы. Это краткое изложение основных моментов материала, изученного в ходе тренинговых сессий. Тренер должен побуждать ученика делать собственные заметки, — это поможет ученику сосре­доточиться и обеспечит его конспектом, в котором будут представ­лены ключевые моменты тренинга. Однако при невозможности про­верить конспекты тренер не может быть уверен в том, что каждый ученик правильно отразил всю важную информацию. Тезисы для раз­дачи снимают эту проблему, и вопреки утверждениям, что их, дескать, никто не читает, известно, что правильно составленные и хорошо сформулированные тезисы не только прочитываются, но и использу­ются при необходимости в качестве рабочей памятки.

Рабочие пособия. Освоению процедурных заданий помогают так называемые чек-листы и диаграммы, представляющие алгоритм дей­ствий или схему решений. Такого рода пособия можно использовать во время тренинга и в реальной рабочей ситуации. Благодаря хоро­шему дизайну, в том числе цветной печати и использованию ламини­рованных материалов, обеспечивающих долговечность пособий, по­следние могут стать полезным подспорьем в работе.

При разработке пособия важно обсудить его с линейными руко­водителями и супервайзерами, чтобы оно не шло вразрез с принятой практикой.

Повторительные курсы. По завершении тренинга организации бывает крайне трудно выделить время и средства на проведение повторительного курса. Однако многие виды работ претерпевают по­стоянные изменения, некоторые умения ввиду редкого применения требуют повторения, а отсутствие адекватной обратной связи не спо­собствует сохранению и повышению квалификации исполнителей. Краткий повторительный курс помогает исполнителям вспомнить, чему их учили во время тренинга. Он особенно полезен, когда речь идет о развитии установок, и может быть реализован в форме учеб­ных дней и рабочих семинаров.



Глава 8




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: