Валидизация в контексте научения




Валидизация тренинга в контексте научения предполагает измерение исполнения учеников с точки зрения знаний, умений и установок


252


 

Глава 9


в течение обучения и сразу по его завершении. Критерии и стандар­ты, установленные для этой стадии, могут отличаться от тех, что ис­пользуются при оценке труда опытных работников. Так, например, во время тренинга от ученика требуют прежде всего точного исполнения задания, предполагая, что нужная скорость будет выработана им не­посредственно на рабочем месте. Вопрос о стандартах исполнения и методах оценки должен быть решен на стадии проектирования, и стандарты должны быть заявлены в целях тренинга.

Многие тренеры сводят задачу измерения к проведению заключи­тельного теста. Однако для оптимального использования тренинга тренер должен постоянно производить замеры исполнения, что по­зволит ученикам регулярно получать обратную связь, а тренеру — своевременно вводить коррекционные стратегии и практические за­нятия.

Оценка знаний. Любая работа требует от исполнителя обладания некими знаниями, на которые он должен опираться и которые дол­жен так или иначе применять, выполняя работу. На характер при­менения этих знаний указывают ясно сформулированные цели ис­полнения, описывающие ожидаемое поведение учеников с помощью таких глаголов, как «определить», «изложить», «перечислить», «опи­сать», «вычислить» и т. п. Иными словами, измерить степень усвое­ния знания можно с помощью кратких открытых вопросов. На­пример:

• «Дайте определение термину "валидизация"».

• «Перечислите условия и преимущества бессрочного вклада».

• «Вычислите среднее арифметическое следующих групп данных...»

Такого рода вопросы позволяют получить достаточно однородные ответы, которые легко поддаются оценке и снижают вероятность больших расхождений в оценках тренеров.

Недостаточно четкая формулировка задания подталкивает учени­ков к пространным ответам. Например:

• «Опишите, как различные особенности проекта влияют на оцен­
ку имущества».

В подобных случаях велика вероятность получения разнородных ответов, оставляющих простор для субъективизма со стороны тре­неров. В этом случае тренерам поможет лист наблюдений и оценки,


Оценка эффективности тренинга


 

253


или чек-лист (checklist), содержащий перечень положений, которые могут присутствовать в пространном ответе. В некоторых случаях полезно перечислить только самые важные моменты, которые не­пременно должны быть освещены в ответе и которые влияют на его оценку. Как правило, тренеры апробируют разные варианты чек-листа и отслеживают их применение, прежде чем прийти к единому мнению.

Таким образом, чем более общий характер носит вопрос и чем бо­лее длинным является ответ, тем большую остроту приобретает про­блема достоверности и согласованности оценок, и именно поэтому в контексте измерения тренинга неприменимы вопросы, требующие чересчур развернутых ответов.

Наряду с краткими открытыми вопросами достижению большей Объективности служат так называемые объективные тесты. Как вы­текает из самого названия, этот метод измерения исключает возмож­ность субъективизма. Существует несколько типов вопросов, или за­даний, используемых в подобных тестах.

Вопросы с множественным выбором. Вопросы этого типа состоят из стволовой части и альтернативных ответов. Стволовая часть пред­ставлена в виде прямого вопроса или незаконченного утверждения. Варианты ответов включают один правильный или несомненно луч­ший ответ и три-четыре неверных ответа, которые, впрочем, выгля­дят вполне правдоподобно и призваны отвлечь внимание отвечающе­го от правильного варианта. Например:

Стволовая часть Какой из нижеперечисленных городов

является столицей Австралии?

Варианты ответов а. Мельбурн

б. Сидней

в. Канберра

г. Аделаида

При конструировании вопросов с множественным выбором при­держиваются следующих правил.

• Вопросы должны касаться существенных моментов.

• Они должны быть четко сформулированы.

• Они не должны быть перегружены нерелевантными деталями.



Глава 9


• Стволовая часть должна содержать как можно больше информа­ции.

• Варианты ответов должны быть правдоподобными.

• Варианты должны включать только один правильный или несо­мненно лучший ответ.

• Стволовая часть вопроса не должна содержать отрицания.

• По возможности следует избегать формулировок типа «все ниже­перечисленные» или «ни один из нижеперечисленных».

• Во избежание подсказок не следует использовать в качестве отве­тов:

 

— фразы из учебника и слишком длинные предложения;

— ключевые слова из стволовой части;

— слова, явно противоположные правильному ответу;

— частично совпадающие ответы;

— разные части речи.

 

• Распределение правильных ответов должно быть случайным.

• Вопросы не должны быть связаны друг с другом.

Вопросы типа «верно—неверно». Такого рода вопросы представле­ны в виде утверждения, и задача ученика — ответить, верное оно или нет. Например:

В Соединенных Штатах Америки Верно

автомобили должны перемещаться Неверно

по правой стороне дороги.

Каждое утверждение должно охватывать не больше одной идеи. Нельзя считать удачной, например, такую формулировку: «В Соеди­ненных Штатах Америки автомобили должны перемещаться по пра­вой стороне дороги со скоростью, не превышающей 50 миль/час». В данном случае ответ «Верно» на одну часть утверждения автома­тически распространяется на вторую. Очевидно, что еще большие сложности возникают, когда одна часть утверждения верна, а дру­гая — нет.

Задания на завершение/исключение. Эти задания требуют от уче­ника закончить утверждение. Ученик должен либо вписать недоста­ющее слово (или слова), либо исключить те варианты ответов, кото­рые не относятся к делу. Например:




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: