Детский дом в г. Славгороде 1942г.-1945г.




Директором детского дома была Мария Михайловна, бывшая невеста героя гражданской войны Сергея Лазо, которого японцы сожгли в топке паровоза. Мария Михайловна в 26 лет была вся седая, её все дети и персонал очень уважали и любили, она могла к каждому из нас найти материнский подход и каждого понять. Когда я прибыл в детский дом, меня в палате «встретили», как новичка по традиции, избиением подушками. Руководил всем Борис Богунов, которого я первого поколотил. Так закончилась наша вежливая «встреча». Меня с Борисом переместили из большой палаты на 10 человек в отдельную двухместную палату, как особо драчливых ребят. Он был ещё шаловливым мальчиком: в тихий час, когда я начинал дремать, он прокладывал бумажки между пальцами моих ног и поджигал их ---вспыхивала драка, а он хохотал и был доволен своей «шуткой». Однажды он поспорил со мной: -Cлабо-говорит-пройти вокруг детского дома ночью”. Была в эту ночь кромешная тьма, «ни зги не видно». Я решил доказать, что ничего не боюсь, и, держась за стенки, двинулся в путь. Пройдя большую часть пути, я почувствовал сильную боль ниже коленки левой ноги. Нащупав рукой железку, я понял, что это плуг, и Борис жестоко «пошутил» со мной. Прихрамывая на левую ногу, я зашёл в палату, но виновника не нашёл. Мы часто по-дружески боролись, боксовались и, в конце – концов, подружились. Ещё моим другом был Коля Трофимов. Он, наоборот, был тихий, спокойный, рассудительный. Я часто беседовал с ним, читали разные книжки (я записывал в блокнотик прочитанные книжки), спорили на разные темы. Погода в Сибири суровая. Летом жарко, суховеи с пыльными бурями, воздух сухой, по полям ветер гоняет перекати-поле (это засохшая трава в виде маленького кустарника размером до 400мм в диаметре). Обильные проливные дожди при низко плывущих грозовых тучах. Молнии мечутся между тучами и землёй, словно расписываются в мрачной глубокой темноте. Летняя жара переносится легко из-за малой влажности воздуха. Зимы суровые. Морозы иногда доходили до температур ниже 40 градусов, но переносились легко, только пар шёл при дыхании и нос щипало. Это так же от малой влажности воздуха (климат континентальный). В 1945 году при сильной грозе и проливном дожде я видел шаровую молнию. Она плавно перемещалась над травой, делая волнообразные движения. До неё было расстояние ближе 50 метров. По краям этого шара была зона тончайших искр, как будто шар кипел загадочными брызгами. Я всё думал, что она вот-вот взорвётся, но взрыва я не слышал, она укатилась за угол дома. В детском доме были дети всех возрастов, от дошкольников до десятиклассников. Девочек в детском доме было меньше, они жили в отдельных палатах от мальчиков. В детском доме было несколько больших палат на 10 человек, одна двухместная (для карантина), три персональных кабинета, учительская, кухня с кладовкой, туалеты с умывальниками, зал. В зале у нас стоял длинный стол, покрытый зелёной бархатной скатертью. На этой скатерти я нарисовал свой первый рисунок: зайчика на первом плане и следы от него, ведущие в горку, где стоял домик и ёлочка вся в снегу. Из трубы домика шёл чёрный дымок. Зайчик шёл в гости на Новогодний праздник. В зале стояло пианино, а рядом с пианино стояла кровать, на которой лежала красивая молодая женщина, у которой были атрофированы обе ноги. У этой женщины был чистый красивый голос, она часто пела, репетируя и отрабатывая свой голос как бы для выступления на концерте. Она замечательно рисовала берёзки на большом ватманском листе, прорисовывая каждый листочек. У неё это получалось очень хорошо. Мне её было очень жаль. Потом эту девушку увезли в какую-то больницу. Однажды ко мне приходила со стороны чья-то знакомая тётя и попросила меня нарисовать для её вышивки какой-нибудь цветочек. Я нарисовал ей орнамент из цветов. Тёте понравилось. В разное время в детском доме организовывались кружки: хоровой (я запомнил песню «Есть на севере хороший городок…….»), танцевальный, акробатический, шахматный, музыкальный (я играл на мандолине, Борис играл на барабане и участвовал в акробатическом кружке), кружок по резьбе по дереву. Руководил кружком по дереву и музыкальным кружком Василий Васильевич пожилой сухощавый мужчина, виртуозно играющий на скрипке, на мандолине, талантливо владеющий резьбой по дереву. Василий Васильевич имел маленькую мастерскую под лестницей, куда я часто заходил посмотреть, как он вырезает оленей в лесу на шкатулке и многое другое, как он играет на мандолине «паровозик», «петухов», «курочек» и другое, заслушаешься, какой талантища! Он тоже, как мы, эвакуировался из Ленинграда, мы очень гордились тем, что нам попался такой знаменитый, талантливый воспитатель, организатор. Наши хоровые и танцевальные коллективы часто выезжали на гастроли в Омск. Во многом наш досуг помогала организовывать Мария Михайловна. Однажды она помогла достать у местного сельсовета списанную грузовую машину без колес, но с действующим двигателем. Машина была газогенераторной, она заводилась изогнутой ручкой спереди машины. Сзади кабины с боку была приделана труба диаметром приблизительно 250мм, в которую забрасывали маленькие деревянные чурочки, которые там сгорали. Вырабатывался горячий газ, и двигатель начинал работать. Детский дом нуждался в транспорте для доставки продуктов питания и других вещей, а машин в то время в сельсовете и в ближайшем окружении было очень мало, большинство их было откомандировано на фронт. Так вот что было удивительно, старшеклассники достали где-то много листов фанеры и вырезали из них…колёса! Подняли машину на домкратах, подставляя брёвна. Установили фанерные «колёса» толщиной около 5 сантиметров и настал торжественный момент снятия брёвен. Затаив дыхание мы ждали, выдержат или не выдержат? Не выдержали. Хорошая затея провалилась. Стали довольствоваться совхозной лошадкой. Мария Михайловна часто занималась со старшеклассниками в своём кабинете по изучению Марксизма и Ленинизма. У неё в кабинете все книжные полки были заполнены томами этих вождей-теоретиков. Старшеклассники часто спорили, приводили свои доводы по тому или другому учению, тезису. В жарких разговорах затрагивался и вопрос о дальнейшем трудоустройстве ребят. Новый год мы всегда с радостью ждали. Игрушки почти все были сделаны нашими руками. Я, например, склеил сороку, самолёт, звёздочку для макушки ёлки. Другие ребята склеивали танки, домики, парашютистов и разные другие игрушки. Девочки делали разные цветные флажки (прямоугольные, треугольные, зубчатые) на длинной нитке, дождик из ваты. Особенно всем нам нравились гирлянды цветов из разноцветных «стружек», цветных ленточек шириной до 10мм. Дед Мороз и Снегурочка были из старшеклассников. Организаторами праздника были пионервожатая и воспитатели. Ёлку нам привозили подшефные из совхоза. Стеклянные цветные игрушки приносили из своих запасов родители ребят. На Новый год питание было праздничное: апельсины, мармелад, конфеты, груши, соки и многое другое вкусненькое. К нам в детский дом приезжал профессор Никольский. Он делал осмотр тех ребят, которые были эвакуированы из Ленинграда, анализировал отдалённые результаты своих методов лечения. В 1943 году в детском доме разразилась эпидемия свинки. Большинство ребят переболели этой болезнью, меня эта болезнь миновала. Основными заболеваниями у нас были простудные и зубные. Врачи приезжали к нам по заявкам. Ребята в детском доме жили дружно, но иногда нарушали дисциплину. Обычно мы в «тихий час» пускали змей через форточку, когда был сольный ветер. На «шухере» стоял один из нас. Группами в 3,4 человека прокрадывались в ближайший парк играть в прятки, в войну. Однажды нас заметила в парке пионервожатая Роза Михайловна и стала ловить нас, чтобы наказать. Ребята все разбежались в разные стороны, а я попался, так как с больной ногой далеко не убежишь. Меня заперли в кладовку под замок и забыли. Я долго ревел, стучал по дверце, но никого не было, чтобы помочь мне. Уже обед прошёл, я очень захотел есть. Я с большой обидой думал:---вот я вырасту большой и покажу Розе Михайловне как маленьких обижать. Отличительной чертой Розы Михайловны было то, что она часто кричала на ребят, и из-за этого сама нервничала, понимая, что это непедагогично. В тихий час мы занимались интересными для нас делами. То к лапе большой мухи привяжем нитку с кусочком бумаги и любуемся, как она летает. То делаем «трактора» из катушек с палочкой, резинкой, кусочком мыла и пускаем их по подушкам. То перекликаемся «морзянкой» с соседней палатой при помощи катушки, длинной крепкой ниткой, привязанной к катушке и смоченной для создания звука. В свободное от учёбы время и в выходные ребята играли во дворе в разные игры: в лапту, в кости, в городки, в прятки и другие игры. Не заметно от воспитателей мы в парке стреляли из рогаток по мишеням пульками от разбитых батарей отопления и, так же, стреляли из самодельных луков, оперения стрел делали из перьев. В помещении играли в самодельные шахматы, шашки, домино. Элементы городков и настольные игры всё это было сделано руками ребят. Особенно я любовался самодельными, точёными на самодельном станке, шахматами, которые делали старшие ребята. Малыши, от первого до четвёртого класса, любили играть в палочки, которые изготавливали сами. Тоненькие круглые палочки с заострёнными концами длиной 10-12см, на каждой палочке посредине наносились круговые полоски от одной до пяти, и таких одинаковых было по 2,3 штуки. Ведущий брал в кулак палочки и рассыпал в беспорядке. Затем по очереди свободной палочкой отбирали свободно лежащие палочки и палочки в нагромождении. Старались выбрать палочки с большим количеством колечек. Тот, кто набрал большее количество колечек, считался победителем. Однажды разнеслась новость:---скорей на улицу, аэроплан, аэроплан. Мы все выбежали смотреть на это чудо. Высоко в небе летел самолёт (его позже называли кукурузником), который медленно делал большие круги и сбрасывал парашютистов. Он уходил на посадку за новыми парашютистами и снова появлялся перед нами. Мы долго очарованно смотрели на это удивительное представление. Позже у ребят сложилась поговорка:---Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман. А в кармане пусто, выросла капуста. В выходные дни нам иногда показывали кинофильмы. Я помню кинофильмы «Подводная лодка Т-9», «Василий Тёркин», «Три танкиста», «Джульбарс». Кинофильмы про изобретателя «Катюш» Леонтьева и про ядерные бомбы величиной с горошину, которая помещалась в небольшой чемоданчик и могла уничтожить большой город, нас особенно волновали и потрясали. В зале висела большая географическая карта. На ней мы загадывали друг другу города, реки, озёра, острова и другие обозначения. Мне, особенно, запомнилось, как я загадывал найти речку мама и город Лида (впоследствии я называю свою жену мама Лида). Каждый день мы отмечали на карте города, сданные при отступлении после жестоких боёв за каждый клочок нашей земли, а после 1943г.- освобождённые города и продвижение на Запад наших войск. При первом освобождённом городе у нас затеплилась надежда, мы ещё не сломлены. Мы интуитивно чувствовали, фашизм силён и очень опасен. Только после разгромной битвы под Сталинградом мы поняли, это переломный ход войны. Мы были малышами, но война повзрослела нас. Она отняла у нас полноценное счастливое детство, она отняла у нас здоровье, отразилась на психическом здоровье, большинство детей потеряло своих родителей, родственников, друзей. Были в детском доме ребята, родители которых были местные. Эти ребята иногда ходили домой, им директор разрешала посещать родителей. Они носили красивые тюбетейки (это местный головной убор) и нам давали поносить. Отцы и братья этих детей были на фронте. Перед приездом группы детей из Ленинграда, в которой был и я, из детского дома сбежал к родителям, которые жили далеко, мальчик Шаталов. Этот мальчик оставил о себе память, вырезав ножом свою фамилию на многих деревьях, на деревянных конструкциях здания. Я до сих пор помню эту фамилию, хотя мальчика не видел. Возможно, это был будущий космонавт. У каждого желающего из нас были маленькие грядки. Мы выращивали арбузы, тыквы, дыни, огурцы, подсолнухи, морковь, лук, укроп, свёклу и другие овощи. Этот урожай был подспорьем к общему столу. Картошку и капусту поставлял нам совхоз. Сухофрукты покупали в магазине. Нам не хватало мясных продуктов. Сами мы ели кислицу, финики (это продолговатые плоды-ягоды с серебристых деревьев, у которых узкие листья), иногда цветки акации. Нам не хватало сладкого, выручал компот. Иногда я и другие ребята выпрашивали у старших ребят, которые чистили картошку, сладкую картошку и ели её сырой. Иногда нам доставались редко косточки, из которых мы высасывали и выковыривали мозг. Особенно было событием для нас редкие походы наших «разведчиков» за жмыхом в ближайший скотный двор в тихий час, втайне от воспитателей. Мы делили этот ценный продукт из прессованных семечек на маленькие кусочки, чтобы хватило всем, и с удовольствием ели. Нам недоставало жиров и масла, подсолнечное масло иногда добавляли в каши. Рыбы и молока мы не видели. Хлеба нам доставалось по маленькому кусочку только с супом, и то только с 1943 года. В хлебе попадали остистые вкрапления (кожура от зёрен), которыми я однажды повредил горло до крови при попытке хлебной корочкой удалить мешающее препятствие (в дальнейшем у меня бывали спазмы в горле, был затруднён вдох---врачи определили как ложный круп--- и я не мог пить крепких спиртных напитков). Все продукты, необходимые солдатам, шли на фронт. Свежие сливы, абрикосы, персики осенью редко, но были. Мы больше любили грызть косточки от них, потому что там была сладкая водичка и вкусные орешки. Особенно крепкие орешки разбивали камнями. В результате многие из нас испортили зубы в детстве, в том числе и я (страдал зубами всю свою жизнь). Я годами поражался, как это у людей, родившихся после войны, почти все зубы целы в 40, 50 лет. Наша жизнь проходила на фоне ежедневных сводок с фронтов, обсуждениях этих сводок. При посылке наших добровольцев-лётчиков в Испанию была выпущена стенная газета «Чистое небо» (это название совпадало с названием операции по освобождению неба над Испанией от фашистских самолётов) с протестными статьями и рисунками наших героев лётчиков, карикатурами сбитых немецких самолётов. Готовились посылки на фронты, девочки вязали тёплые рукавицы, вышивали платочки с надписью «Смерть фашистам», старшие ребята делали ящики для посылок, младшие ребята писали на посылках «На фронт. Нашим доблестным воинам от детдомовцев г. Славгорода». Игры у нас тоже были на военную тему. Мы клеили из картона трёхсторонние фигурки. На одной стороне фигурки писали дредноут, линкор, эсминец, миноносец, танк, пехота, дивизия, минное поле и так далее. При передвижении по клеточкам, встречаясь, сильный противник побеждал слабого противника. Осенью, после сборки урожая пшеницы, всех детдомовцев организовали на сбор оставшихся колосков пшеницы на полях. Фронту был нужен хлеб, а работников тыла для сборки урожая было мало. Целый день при сильном пыльном суховее, гоняющем перекати-поле по полям и забивающем пылью глаза, мы мужественно и с большой ответственностью собирали колосок за колоском. Через несколько дней, в награду за наш хороший труд на полях, нас повезли на солёное озеро купаться. Я помню к озеру мы долго шли по ровному потрескавшемуся полю солончака, где не было ни одной травинки. Окунувшись в солёные воды озера, я удивился тому, что вода держит меня на плаву, даже грести не надо---не утонешь, правда глаза только щиплет. Накупавших вдоволь нас отвезли обратно в детский дом. Соль ещё неделю выступала из кожи, зато чувствовалось легко, хорошо. Ещё я помню, как с Лагутиным Борисом играли в ближайшем парке в войну. Он всегда меня побеждал. Я долго не мог открыть секрета его побед, но потом вспомнил: когда я приподнимал голову выше травы (мы прятались в высокой траве) то замечал иногда движение участка травы в горизонтальном направлении. Оказывается, Борис пользовался зеркалом, лёжа на спине и просматривая участок травы перед собой. Увидев в зеркало движение травы там, где я полз, он открывал огонь по мне шишками и говорил:---Василий, ты убит. В течение двух лет было организовано две экскурсии в г. Омск. Первая экскурсия была на металлургический завод, где мы видели: как заливают «чушки» раскалённым металлом из большого подвижного ковша, как заливают ковш раскалённым металлом, как берут пробу металла для определения качества металла, как производится управление ковшом из маленькой кабинки молодой женщиной. Вторая экскурсия была на завод по изготовлению асбоцементных волнистых листов для кровель. Это был первый в СССР завод по изготовлению шифера. В первый класс я пошёл с 9 лет в 1943г., так как многим из нас не был определён возраст. Был вызван специальный медицинский работник, который по определённым качествам устанавливал возраст ребёнка. Впоследствии мой возраст совпал с настоящим возрастом. У нас не было ручек. Изготавливали стержни из алебастра и олифы (точно не помню) толщиной 8мм. Вместо бумаги были куски рубероида. Во втором классе появились тетрадки, ручки и перья «Союз», которые плохо писали и царапали. У меня почерк был самый плохой из моих одноклассников. Учебников было мало. Помню, как нам поручали зачёркивать в учебниках истории старших классов плохих вождей Блюхера, Троцкого, Зиновьева, Юденича, Каменева. Вечерами воспитатели читали нам главы из книг классиков. Мне особенно запомнились страшные рассказы по повести Гоголя «Вий». Ночью мне приснился сон, как я перелетаю с одной крыши дома на другую крышу через улицу. Я от испуга проснулся. На литературную тему у ребят была придумана игра квартет. На каждого писателя было заведено 4 карточки с названием разных авторских книг и указанием автора этой книги. И таких писателей было несколько, в основном из литературной тематики. Называлось произведение. Кто правильно называл автора произведения---получал эту карточку. Победителем считался тот, кто собрал больше произведений писателей. В этой игре участвовали 2, 3, 4-тый классы. В 1944 году старшеклассники девятого и десятого класса решили идти на фронт добровольцами и долго серьёзно разговаривали с директором Марией Михайловной, чтобы она разрешила им пойти в военкомат. Мария Михайловна со слезами на глазах пыталась уговорить их остаться в детском доме и помогать персоналу в воспитании детей младших классов (а помощь ребят была большая в воспитании младших, в поддержании дисциплины, в организации досуга, по хозяйственным вопросам). Объяснив значимость и зрелость их поступка, Мария Михайловна не сразу, с болью в сердце, благословила любимых воспитанников на святой подвиг, защищать свою Родину. Были организованы проводы. Все ребята детдомовцы с персоналом и учителями выстроились в несколько рядов перед зданием детского дома. Добровольцы стояли перед ними. После торжественных напутственных слов бить врага и вернуться живыми, Мария Михайловна сказала всем:---Эти ребята добровольцы идут защищать наш дом, наших родных и близких, чтобы нога фашистов не топтала нашу прекрасную землю, мы всеми силами будем помогать фронту. Роза Михайловна кивнула головой, и хор дружно запел:-

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца. И степи с высот огляди. Навеки умолкли весёлые хлопцы. В живых я остался один. Орлёнок, орлёнок, блесни опереньем, Собою затми белый свет. Не хочется думать о смерти, поверь мне, В шестнадцать мальчишеских лет. Орлёнок, орлёнок, гремучей гранатой от сопки солдат отмело. Меня называли орлёнком в отряде, враги называют орлом. Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ, Ты видишь, что я уцелел. Лети на станицу, родимой расскажешь, Как сына вели на расстрел. Орлёнок, орлёнок, товарищ крылатый, Ковыльные степи в огне. На помощь спешат комсомольцы-орлята, И жизнь возвратится ко мне. Орлёнок, орлёнок, идут эшелоны. Победа борьбой решена. У власти орлиной орлят миллионы, И нами гордится страна.

Будущие призывники тепло поблагодарили директора, воспитателей, пионервожатую, учителей и всех нас, и последовали в военкомат. Мы долго провожали их взглядом и махали на прощание руками.

Незадолго до дня Победы на тихом часе мы услышали немецкую песню, которая была чуть слышна. Мы прянули к окнам и увидели, далеко на горизонте две крытых машины и оттуда выходит много людей. Мы спросили воспитательницу:--- что это? Она ответила:---это прислали немцев рыть скотомогильник. Больше недели немцы рыли скотомогильник, и всё пели песни в перерывах. Однажды мы услышали что-то похожее на немецкий гимн. Посмотрев в окна, мы увидели большую насыпь земли в виде срезанного конуса на горизонте. На верху конуса стояли солдаты, а внизу стояли две машины. Пришла дежурная воспитательница и велела нам всем спать, был тихий час. Немного погодя мы снова услышали какой-то торжественный гимн на немецком языке. Гимн слышался громче и громче, затем стал медленно, медленно затихать. День Победы был для нас самим большим праздником. Словами не выразить, какой груз был сброшен с наших детских душ. Напряжение постепенно стихало. Но немцы в отдельных городах ещё делали вылазки, и наши солдаты погибали уже после победы. Нюрнбергский процесс поставил точку в этой кровавой войне. Главные организаторы войны были осуждены народами и приговорены к смертной казни. Наша вся страна праздновала Победу. Однажды мы увидели, на горизонте появилась колонна каких-то людей. Когда колонна приблизилась, мы увидели, что это идут наши солдаты-освободители. Они были все запылённые, уставшие, наверно шли издалека. По пути им попался огород с морковкой. Они бросились врассыпную отведать свежий урожай моркови. Сторож один раз выстрелил в воздух, но, рассмотрев кто перед ним, позвонил директору совхоза. Всё уладилось. Подоспевший директор познакомился с солдатами, узнал некоторых своих земляков, узнал, откуда солдаты идут и в какие места направляются. Затем директор попросил своих работников организовать питание для солдат в столовой и определить их на отдых. Вскоре в детский дом к некоторым ребятам стали приезжать родители и брать их домой. Как-то вызвали и меня. Сказали, что приехала мама. Я был взволнован, сердце сильно колотилось перед предстоящей встречей. Увидев женщину, я ещё не понял кто передо мной. Спрашивая про бабушку, сестричек и братьев, про корову по её ответам я понял, что это не моя мама. Взрыву моего потрясения и слезам не было предела. Это потрясение было самым большим в моей жизни. Надежды, ожидания внезапно оборвались. За что мне это? К этой беде вскоре прибавилась сильная зубная боль с правой стороны. Мне пришлось вырвать зуб (впоследствии я отметил, что самая сильная боль зуба с удалением его совпадала со смертью бабушки, отца, матери). Вскоре приехала ко мне моя настоящая мама. С первых слов, с интонацией голоса я сразу узнал свою маму. Я поплакал, но это были слёзы радости. Кто это пережил, тот поймёт меня. Мы ехали в купе пассажирского поезда. Мама кормила самой вкусной горячей рассыпчатой гречневой кашей с холодным кипячёным молоком. Я думал, лучшей пищи не бывает. Мы сделали остановку на станции Татарка. Там у мамы жил родственник Иван двоюродный брат. На рынке брат помогал продать мамину атласную юбку, не хватало денег на дальнейшую поездку. Он часто и с разных сторон подходил к ней, и, как будто покупатель, долго торговался. Благодаря брату мама продала ценную для неё вещь, и мы поехали дальше. Мы ехали целую неделю. Мне запомнился длинный зелёный откос вдоль железной дороги в городе Горьком. Было много остановок. Наконец мы приехали домой в Лодейное Поле. Там я встретил свою семью, которая жила в бараке, на территории бывшего аэродрома, со второй семьёй Воробьёвых в одной комнате. Тётя Клава Воробьёва была женой маминого брата Ивана. Бабушка наша не дождалась меня, умерла пока мама ездила за мной. Я написал письмо моему другу Борису Богунову, сообщил, что доехали хорошо, и семья встретила нас хорошо. Борис написал о своих новостях и в конце письма написал стишок:- Ты живёшь в городке небольшом, К материнскому сердцу прижатый, Вспоминая о друге своём, О проказах его с вожатой. Так закончилось моё военное детство, и началась спокойная счастливая жизнь в кругу родных.

Фото 1. Стойку делает Борис Богунов.

 

Фото 2. Струнный оркестр детского дома. Слева на первом ряду мой друг Борис Богунов. Во втором ряду слева Борис Лагутин. Справа преподаватель музыки Василий Васильевич.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Слушая источники информации в наше время, уши вянут при односторонней критике жизни в Советском Союзе. Во все времена жизни государств есть положительные и отрицательные стороны. Не надо подчёркивать одни недостатки. Жизнь достаточно сложна. Надо охватывать всю гамму событий. Нужны, одновременно, и положительные примеры, а то их в последнее время совсем стало мало.

А я думаю, что новому поколению надо больше давать информации о лучшей стороне жизни предыдущего поколения, затрагивая одновременно в меньшей степени информацию об отрицательных сторонах жизни страны. Жизнь страны держится не на одних вождях и отрицательных героях---простые люди живут не за страх, а за совесть. Совесть это их бог. С совестью легче, чище жить. Каждый выбирает себе---жить по совести или не совсем. Бог их рассудит. В нашем государстве во все времена было и есть много хорошего. Где у нас в России за последние 100 лет имена великих учёных, изобретателей, новаторов производства? Где у нас подвижки, рывки в разных отраслях производства? Какие производства и их отрасли надо подтягивать? Где сами люди продвигающие прогресс? Где прислушивание к их мнению, к их мудрым решениям? Сила в творчестве большего количества людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: