Структурированное интервью
Описание. Собеседование, в ходе которого интервьюер, ориентируясь на заранее подготовленный чек-лист, задает интервьюируемому ряд вопросов (как правило, открытые вопросы чередуются с закрытыми — ранжированными или типа «да—нет» — и вопросами на решение проблем). Интервью может проводиться и на рабочем месте и за его пределами, и с одним человеком и с небольшой группой, располагающей релевантной информацией. Это могут быть исполнители работы, супервайзеры, руководители более высокого ранга и, в некоторых случаях, заказчики.
Цель. Исследовать, чем вызвана неудовлетворительная работа отдельных индивидов или подразделений организации или собрать информацию о содержании работ/заданий. Для этого нужно выяснить точки зрения, мнения, соображения и установки лиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой работе/заданию. При исследовании поведенческих проблем может быть полезно привлечь работников из числа персонала среднего звена, чтобы выяснить их мнения о характере и степени важности проблемы.
Регистрация информации. Интервьюер может регистрировать информацию на специальных бланках (они могут содержать заранее кодированные ответы) либо в ходе интервью, либо по его окончании, сверяясь с черновыми заметками. В некоторых случаях возможна запись интервью на пленку с последующей категоризацией и анализом содержания.
Методы сбора информации о проблемах исполнения...
Уровень и характер исследования. Обычно к интервью прибегают при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и операционно-должностном уровнях независимо от того, является исследование реактивным или проактивным. Интервью может также служить дополнительным инструментом при изучении общеорганизационных проблем.
Достоинства
• Возможность задавать уточняющие вопросы с целью более детального изучения фактов и субъективных мнений.
• Может применяться для изучения работ и с коротким и с продолжительным циклом.
• Гибкость с точки зрения времени, уделяемого каждому интервьюируемому.
• Полезно для изучения психологически насыщенных работ/заданий.
• Очевидная валидность.
Недостатки
• Может требовать больших временных затрат. Иногда на одно интервью уходит 2-3 часа.
• Самый медленный способ получения информации. Иногда очень много времени занимает сам процесс подготовки интервью.
• Интервьюируемый может искажать факты, отвечать неискренне или иметь трудности с вербализацией собственных чувств и соображений.
• Высокие требования к квалификации интервьюера, что обусловливает необходимость тщательного и, возможно, дорогостоящего тренинга.
• В ситуации группового интервью некоторые члены группы могут чувствовать себя скованно из-за присутствия лиц более высокого ранга или доминантных личностей, что может помешать им поделиться важной информацией.
Наблюдение
Описание. Период времени, в течение которого наблюдатель следит за тем, как работник выполняет различные операции и задания, из которых складывается данная работа. Наблюдатель может следить за действиями индивида или группы людей, выполняющих одну и ту же
324
Приложение 1
работу. Наблюдение может быть сопряжёно с интервьюированием работников на рабочих местах.
Цель. Получить ясную картину и понимание работы/задания в контексте средовых, социальных и психологических факторов. Наблюдатель имеет возможность сравнить манеру исполнения и навыки различных работников, а также сопоставить их с требованиями должностных инструкций, нормативных документов и т. п. При сочетании с первым методом (интервью) информация, полученная в ходе наблюдения, может подсказать интервьюеру направление уточняющих вопросов.
Регистрация информации. Результаты наблюдения фиксируются на специальных бланках или заносятся в таблицу либо в процессе наблюдения, либо по его окончании.
Уровень и характер исследования. Метод наблюдения наиболее целесообразно использовать при исследовании объектов тренинга на индивидуальном и операционно-должностном уровнях независимо от того, является исследование реактивным или проактивным.
Достоинства
• Возможность получить ясное представление о всей совокупности условий труда.
• Наблюдение не нарушает трудовой процесс.
• Гибкость с точки зрения временных затрат.
• Полезно для изучения работ с коротким циклом.
• При сочетании с методом интервью обеспечивает качественный сбор информации.
• Достоверность информации.
Недостатки
• Требует больших временных затрат при исследовании работ с продолжительным циклом.
• Метод непригоден для изучения редко выполняемых заданий.
• Присутствие наблюдателя может возмущать исполнителя, вызывать у него скованность и послужить причиной нехарактерных действий с его стороны.
• Трудность нахождения удобной формы регистрации данных.
• Наблюдатель должен иметь определенные знания о работе/задании, чтобы «понять смысл» наблюдаемых действий.