От дружинной администрации к «дворянской».




В Древней Руси закладывались основы ГУ и гос службы, которые были нераздельны с военной организацией и строились на принципах вассалитета. Князь заботился о «кормлении» дружины. Местное упр-е было в руках местных князей и их администрации. Н а смену дружинной организации управления пришла иная, основу которой составляло дворянство. Высшие должности занимали бояре, остальные – дворяне (люди княжеского двора).

С татаро-монгольским нашествием Северо-Восточная Русь попала в зависимость от Золотой орды. Наследственность в передаче власти была потеряна.

XV-XVII вв - выделение управленч деят-ти в профессиональную сферу, происходит становление централизованного русск гос-ва и формирование самодержавия (царства). Обществен система в период Московского государства строилась уже на принципах подданства. Формируется институт Государев двор (подобие госаппарата). Формируется сложная иерархия чинов. Высший слой «государевых слуг» сформировался в самост сословную корпорацию – дворянство. Составлена официальная разрядная книга – Государев разряд. Смута XVII века показала, что в гос службе необходимы изменения.. В ГУ появились элементы светскости. Для контроля за чиновниками был учреждён Приказ тайных дел, кот подчинялся царю. Во второй половине XVII века отношения власти и общества регламентировались светскими законами, закреплёнными в Соборном уложении 1649 г.

Увеличение централизации, а также недовольство бояр отменой системы кормлений породило создание нового приказно-воеводского управления. Воеводы назначались государем по согласованию с Думой сроком на 1-2 года. Круг полномочий определялся наказами. Наряду с Боярской думой стержнем полит системы становятся центральные админ учреждения – приказы.

Среди административно-политических реформ первым делом следует назвать создание Сената и коллегий, а также нового административного деления государства. Сенат (официальное название: Правительствующий Сенат) был создан в 1711 г. Членами Боярской Думы были без исключения аристократы, тогда как во время царствования Петра I. Большое значение и высокие государственные посты приобрели выходцы из низших общественных сословий. Сенат, задуманный как высшее государственное учреждение, полностью во всем подчинялся царю и должен был, прежде всего, проводить в жизнь царские указы. Сенат осуществлял контроль как за административным так и судебным аппаратом, публиковал царские указы и комментарии к ним, занимался делами, связанными со сбором налогов, государственными расходами и торговлей с иностранцами, проводил т.наз. ревизии в различных учреждениях на местах, и замещал царя во время его отсутствия В 1722 г. при Сенате был создан пост генерального прокурора, в чьи обязанности входило следить за работой самого Сената. Коллегии стали возникать с 1717 г. вместо бывших приказов как центральные органы власти с четко разграниченными полномочиями и коллективной (коллегиальной) системой принятия решений и ответственности за них.

В 1708 г.Россия получила новое административное деление на восемь больших губерний: Московскую, Ингерманландскую (позже Петербургскую), Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую, Киевскую и Архангельскую. Позже число губерний росло, а их административные границы часто менялись. Во главе губерний стояли губернаторы - высшие представители местной власти, наделенные широкими, хотя никогда до конца не определенными, полномочиями. Губернии делились на края под управлением воевод, а края в свою очередь делились на уезды. И это деление позже претерпевало многочисленные изменения; изменялся и состав коллегиальных управлений при губернаторах - как правило, в них входили представители, выбранные местным дворянством. В области юриспруденции и судов было больше экспериментов и временных постановлений, чем существенных и постоянных перемен. Ср.пр. при Петре были созданы окружные суды в десяти самых крупных городах России.

Реформы способствовали централизации государственного аппарата и укрепляли царское самодержавие, недвузначно подчиняя все органы власти и государственные учреждения воле царя. Осуществление такой тенденции не обошло стороной даже православную Церковь, тем более что церковные власти, а особенно новый патриарх Адриан (1690-1700), откровенно не покровительствовали реформам. Петр пробовал противодействовать этому, утверждая епископами малороссийских духовников, особенно тех, которые обучались в Киеве и благосклонно относились к некоторым западным обычаям.

В области военных реформ на первое место выдвигается создание постоянной армии и морского флота. В начале царствования Петра I положение в этой области было не самым лучшим: стрелецкое войско было распущено после бунта 1698 г., а народное ополчение не в состоянии было выполнять те задачи, которые перед ними поставила Северная война.

В отраслевом управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в 1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной властью. Во главе коллегии находился ее президент, но он был лишь председательствующий и не более. В отличие от приказов коллегии имели регламент на структуру. Первоначально коллегий было около 10 и из низ было три важнейших: военная, военно-морская и коллегия иностранных дел. Представители этих трех коллегий оставались в сенате даже когда представители всех остальных были выведены из состава сената.

В то время судебными полномочиями обладали все коллегии, а не только юстиц-коллегия.

В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: