Кафедра социальной и практической психологии




Кафедра социальной и практической психологии

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой социальной и практической психологии

 

профессор______Росина Н.Л.

 

«___» _____________ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине ОСНОВЫНЕЙРОФИЗИОЛОГИИ

 

Специальность ПСИХОЛОГИЯ

 

Специализация

 

Курс 1 Семестр 1

 

Всего часов на дисциплину по ГОСу

 

Всего часов на дисциплину по рабочему учебному плану 54

 

Лекции 10

 

Семинарские занятия 8 (-)

 

Самостоятельная работа 36 (44)

 

Зачет (семестр) 1 семестр

Киров – 2012

 

Пояснительная записка

Курс «Основы нейрофизиологии» представляет собой дисциплину, формирующую у студентов профессиональные знания о сущности, закономерностях и тенденциях функционирования центральной нервной системы, а также умения и навыки оценки деятельности центральной нервной системы.

Проблемы курса рассматриваются в контексте предыдущего изучения в школе в курсе биологии «Общая цитология», «Анатомия и физиология человека». Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов

Итоговой формой контроля знаний является зачет.

1. Цель и задачи дисциплины.

Целью дисциплины является ознакомление студентов-психологов с проблемами функционирования центральной нервной системы.

Задачи дисциплины: изучить основные принципы функционирования головного мозга; мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; характеристику анализаторных систем у человека.

Требования к усвоению уровня дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия нейрофизиологии, функционирование различных отделов центральной нервной системы; особенности познавательных процессов, эмоциональных состояний и поведения человека; основные принципы и методы исследования функций центральной нервной системы.

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между анатомо-физиологическими особенностями центральной нервной системы и поведенческими и эмоциональными проявлениями жизнедеятельности человека.

Иметь представление: о нейрофизиологии как самостоятельной отрасли психологического знания, ее основных теориях, концепциях, методах исследования.

Иметь навыки: выявление и оценка основных физиологических свойств центральной нервной системы.

Тематический план лекций по курсу

«Основы нейрофизиологии»

Очная форма обучения

 

 

Содержание дисциплины Лекций Семинарских Практических Сам. раб
  Нейрофизиология как наука. Цели, задачи, методы исследования. Биоэлектрические явления в нервной клетке.   - -  
  Основные принципы функционирования ЦНС. Нейронные сети, их роль в обеспечении процессов памяти и эмоций.   - -  
  Принципы функционирования и значение спинного мозга, ствола мозга.   - -  
  Принципы функционирования и значение лимбико-ретикулярного комплекса, базальных ганглиев и коры больших полушарий.   - -  
  Общие принципы и закономерности функционирования анализаторных систем.   - -  
  Физиология зрительного анализатора. Методы оценки. -   -  
  Физиология слухового анализатора. Методы оценки. -   -  
  Физиология вкусового и кожно-кинестетического анализаторов. Методы оценки.   -   -  
  Интегративная деятельность ЦНС -   -  
  Всего по курсу:     -  

Тематический план по курсу

«Основы нейрофизиологии»

Сокращенная заочная форма обучения

 

Содержание дисциплины Лекций Семинарских Практических Сам. раб
  Нейрофизиология как наука. Цели, задачи, методы исследования. Биоэлектрические явления в нервной клетке.   - -  
  Основные принципы функционирования ЦНС. Нейронные сети, их роль в обеспечении процессов памяти и эмоций.   - -  
  Принципы функционирования и значение спинного мозга, ствола мозга.   - -  
  Принципы функционирования и значение лимбико-ретикулярного комплекса, базальных ганглиев и коры больших полушарий.   - -  
  Общие принципы и закономерности функционирования анализаторных систем.   - -  
  Физиология зрительного анализатора. Методы оценки. - - -  
  Физиология слухового анализатора. Методы оценки. - - -  
  Физиология вкусового и кожно-кинестетического анализаторов. Методы оценки.   - - -  
  Интегративная деятельность ЦНС - - -  
  Всего по курсу:   - -  

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая учебная программа (Киров, 2012; Еликов А.В.)

2. Литература:

Основная:

1. Физиология человека: Учебник. / Под ред. Н.А. Агаджаняна и В.И. Циркина. - М., 2009. - 528 с.

Дополнительная:

1. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. - 277 с.

2. Нормальная физиология: Учебник. / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: "Академия", 2010. - 480 с.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

a. Бланки, задания, задачники и т.д.

b. Технические средства обучения (персональные компьютеры, компьютерные классы, видеотехника, аудиотехника и т.д.)

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

ОСНОВЫНЕЙРОФИЗИОЛОГИИ

1. Предмет и задачи нейрофизиологии.

2. Методология исследований в нейрофизиологии.

3. Методологический аппарат в нейрофизиологии.

4. Строение и особенности функционирования нейрона.

5. Глия - морфология и функции.

6. Биоэлектрические явления в ЦНС.

7. Возбуждение нейрона.

8. Проведение возбуждения.

9. Интегративная деятельность нейрона. Пространственная и временная суммации.

10. Особенности передачи информации в нервных центрах.

11. Синапс.

12. Медиаторы нервной системы.

13. Торможение в ЦНС.

14. Принципы координации рефлекторной деятельности.

15. Опиатные рецепторы и опиоиды мозга.

16. Физиологические механизмы сна.

17. Физиологические механизмы регуляции вегетативных функций.

18. Лимбическая система головного мозга.

19. Регуляция пищевого и полового поведения.

20. Нервные механизмы страха и ярости.

21. Физиология миндалины и гиппокампа.

22. Нейрофизиология мотиваций. Стресс.

23. Рефлекторный уровень организации движений.

24. Физиология мозжечка.

25. Нейрофизиология стрио-палидарной системы.

26. Нисходящие системы регуляции движений.

27. Нейрофизиология зрительной системы.

28. Нейрофизиология слуховой системы.

29. Нейрофизиология соматосенсорной системы.

30. Нейрофизиология обонятельной системы.

31. Нейрофизиология вкуса.

32. Асимметрия полушарий головного мозга человека.

33. Лобные доли мозга и регуляция психической деятельности человека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: