Меланхолический темперамент




У школьников этого темпе­рамента психические процессы протекают замедленно, ребята с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное исиль­ное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Они быстро утомляются. Но в привыч­ной и спокойной обстановке дети с таким темпераментом чув­ствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются, глубиной, большой силой и длитель­ностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к зам­кнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обста­новке. В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Такой школьник чуждается детского коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

У меланхолика повышенная чувствительность, поэтому он болезненно обидчив. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Голос тихий. Редко смеется во весь голос. Трудно приспосабливается к новой обстановке. С трудом сходится с новыми людьми. Поведение и переживания определяются больше внутренними образами, чем внешними впечатлениями в силу его интровертированности. Предпочитает чтение или телевизор общению с людьми. Обладает богатым воображением. Склонен к рассуждениям. Обычно серьезно относится к принятию решений, но не заботится о практически важных вещах, так как погружен в себя и не чувствует в себе способности к выполнению требований, предъявляемых жизнью.

Меланхолику слишком часто достается от внешнего мира, отсюда его пессимистичность: ничего хорошего от этого грубого мира он не ждет. Зато меланхолик имеет свой богатый внутренний мир, способность к глубоким устойчивым чувствам. Эти преимущества делают меланхолика изысканно утонченным человеком. От неблагодарного окружения ему чаще достается роль порабощенного грубым партнером, страдальца или обманутого.

Общение с меланхоликом требует самообладания и особенно осторожного поведения, деликатности и тактичности. Меланхолика надо основательно расшевелить, прежде чем он заговорит о своих чувствах. Необходимо постараться войти в его положение, помочь ему преодолеть свой пессимизм и поддержать веру в собственные силы.

Эти люди склонны к унынию не потому, что они врожденные пессимисты, а от своей излишней впечатлительности. Неприятное событие еще не произошло и, может быть, не произойдет никогда, а меланхолик уже предвидит его последствия, печалится о потерях и, в какой-то мере, уже жалеет себя.

Внешне люди с меланхолическим темпераментом отличаются задумчивостью, погруженностью в себя. Их взгляд как бы все время обращен внутрь, они склонны к самокопанию и долго вспоминают свои неудачные шутки или оплошности.

Но с другой стороны, никто не способен так сопереживать другим, как меланхолик. Именно способностью к сочувствию и сопереживанию так привлекательны эти люди. Они не отмахнутся от мнительных фантазий собеседника, как от сущей и ничего не значащей ерунды, как это сделает жизнерадостный холерик. Меланхолик выслушает ваши опасения, прочувствует их, а, если и не даст правильный совет, то хоть попереживает с вами, что иногда важнее.

Люди меланхолического типа эмоциональны, не способны длительное время переносить нервные нагрузки.

Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная эмоциональная поддержка и регулярный отдых.

В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов. Теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.

Меланхолики чувствительные, тонкие и наблюдательные люди, которые способны заметить такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Примите во внимание также и то, что именно среди подчиненных меланхоликов вы можете ожидать поддержки при обсуждении новой нетрадиционной и на первый взгляд неожиданной идеи. Меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только понять вас, но и дополнить ваши размышления новыми деталями и аргументами.

С подчиненными меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой. Им следует оказать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов так же не желательно.

Меланхоликов вы никогда полностью не заинтересуете только материальными благами. Ему важно иметь хорошие отношения с начальством, он ценит спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе складываются напряженные отношения, меланхолик подаст заявление об уходе и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать у него спокойно и приятно.

Меланхолики обычно не склонны к тяжелому труду. Для них идеально подходит монотонная работа, способная дисциплинировать неустойчивую нервную систему этого типа. Они отличные работники, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а их поощряют и поддерживают. Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Меланхоликов довольно трудно расшевелить, зато потом им плохо удается контролировать свои эмоции и поведение.

Им больше подходит работа точная, пусть и кропотливая, но зато не требующая инициативы, решения практических задач со многими неизвестными.

В отношении с меланхоликом недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие.

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактич­ность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше дей­ствовать и проявлять активность. Но следует соблюдать посте­пенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спра­шивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадри­вание.

У детей меланхолического темперамента необходимо разви­вать общительность, через общественную деятельность посте­пенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной рабо­те воспитывать коллективистские чувства, чувства дружбы и товарищества.

Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к но­вой деятельности, избегают всего нового. Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися I класса.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: