Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками. (стр. 29 в методичке)




Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Следует различать научные и практические задачи педагогики. Задачи педагогической науки — вести исследования, а практические задачи школы, вуза — осуществлять воспитание, образование школьников, студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

В состав постоянных задач педагогической науки входит и задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. В числе задач науки о воспитании важное место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

К основным категориям педагогики относят: Обучение, Воспитание, образование.

Воспитание как категория педагогики – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творчесткой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги.

Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

ВКЛАД Я.А. КОМЕНСКОГО - (1592-1670)- Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Ему принадлежит оптимистическое утверждение, что каждый ребенок при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Он считал, что знания должны приносить практическую пользу в жизни. В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654)Я.А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса, по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении.

Ф.В. Фребель. (1782-1852) - Центром педагогической системы Фребеля является теория игры. По Фребелю, детская игра - "зеркало жизни" и "свободное проявление внутреннего мира". Игра -- мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - это средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

К.Д. Ушинский. (1824-1870) - считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Воспитание, по мнению Ушинского, должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга. Считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный процесс. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах).

М. Монтессори (1870-1952) - Первоначально занималась вопросами воспитания умственно отсталых детей, разработала методы развития у них органов чувств. Позднее применила эти методы с соответствующими модификациями к нормальным детям. Первоначальному воспитанию и обучению нормальных детей посвятила затем всю свою деятельность. В целом взгляды Монтессори -- разновидность идеи свободного воспитания. Они оказали значительное влияние на развитие педагогической теории и практики, способствовали борьбе против гербартианства, против муштры и догматизма в практике обучения. Монтессори имела последователей во многих странах мира, в том числе и в России.

Проблема развития личности реб.ребенок-дошкольник как объект научного исслед-я и субъект воспитания. Воспитание как ведущая функ дошк пед-ки. Цель и задачи восп-я детей дошк возр.

Развитие-это положительное изменение(физическое, интеллектуальное, социальное, творческое, духовно-нравств.). Социалогизаторская позиция – согласно ей, определяющим в развитии личности явл. Окружающая социальная среда: благоприятная / неблагоприятная. Биологизаторская – определяющий фактор – наследственность. Воспитательская концепциия – определяющим явл. Воспитание и обучение, т.е. деят-тьпедагогов.

Воспитание обеспечивает управление процессом разв. Личности. Цель педагога – формирование личности. Воспитание – средство формирования личности..Значение – учитываются движущие силы развития ребенка, его возраст, инд. ос-ти, используется положительное влияние обществ. И природной среды, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внеш. Среды. Эффективность В. в том, что оно целенаправленно, систематично, квалифицированное руководство. Слабость в том, что основывается на сознании чела и требует его участия в то время как среда и наследственность действует бессознательно. Именно это определяет роль, место и возможности В. в формировании личности. – В. – эт заполнение пробелов в программе человечесокго развития, - выявление склонностей и дарований ребенка. Цель современного воспитания – создание условий оптимального созревания личности на базе кот. Возможно последующее интеллектуальное развитие в соответствии с генетичекой и социальной программой. Задачи: задачи физического воспитания, зад. Социально –нравственного воспитания, зад. Умств. Воспитания, зад. Художественно-эстетич восп.

Место дошкольного обр-я в системе образования РФ.хар-ка совр.системы дошк. Обр-я.виды дошк. Образоват учр-ий.нормативно-правовое обеспечегние системы дошкольного обр-я.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:

- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка.

Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входитьобщеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677

- Письмо Министерства образования РФ N 212/19-12 от 30.03.94

- Примерный устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации.

- Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное учреждение в Российской Федерации

-Примерный договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации

-О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Письмо Министерства образования РФ от 07.06.94 N 58-М.

-Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 17.11.94 N 442

 

4. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возораста (Лесгафт, аркин, леви-гориневская и др.). Задачи, содержание, средства и формы организации физического воспитания.

Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура – одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале, гармоническим развитом человеке, знание о единстве тела и духа и система деятельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил. Физическое воспитание - воспитание осуществляется в целях укрепления здоровья и достижения правильного физического развития. Это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка на формирование двигательных навыков, умений, знаний и на воспитание физических качеств. Физическая культура -это часть общей культуры человека, характеризуется достижениями общества в области физического, психического и социального здоровья человека. Содержание физической культуры составляют: 1.личная гигиена включает в себя навыки и привычки к гигиеническому режиму. 2.закanивание организма. 3.физические упражнения. Наиболее характерная особенность организма - интенсивный рост и развитие, но организм еще не сформировался. Оздоровительные задачи: 1.охрана жизни, борьба с заболеваемостью, повышение сопротивления организма влиянием внешней среды. 2. правильное и своевременное развитие всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы. Одним из важнейших условий полного физического и психического развития охрана нервной системы. Она обеспечивается, прежде всего, организующей рационального режима (чередование видов деятельности). Следующее условие - создание необходимой среды, санитарно-гигиенической обстановки в соответствии физическими нормативами, создание соответственного режима. В процессе физического воспитания развиваются: морально - волевые качества, мужество, смелость, находчивость, сила, воля, навыки коллективных действий, чувства дружбы и творчества, привычка к порядку. Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми другими видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкультуры происходит умственное воспитание, формируется тактическое мышление, вырабатывать способность принимать решение в экстремальных ситуациях. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достигается гармония человеческого тела и духа. Физическое воспитание - неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности.

 

5. теоретические основы социально-нравственного воспитания(СНВ) дошкольников. Задачи, принципы, содержание, средства, методы.ценностные основы содержания нравств.воспитания дошк.

СНВ – комплексный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Основные категории- нравств.чувства – постоянные эмоц. Ощущения, переживания реальных нравственных отношений. Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, постоянное осмысление своего нарвственого положения в обществе. Нравственное поведение – действенно-практическое отношение к миру во всех ситуациях, связанных со стремлением. Механизм нравств. Восп. Знания и представления; мотивы; чувства и отношения; поступки и поведение. Задачи СНВ1 (на основе содержания). Восп. Гуманности, доброжелательности, трудолюбия, коллективизма, патриотизма. 2. (на основе механизма) восп нравств. Чувств, форм. Нравственных представлений, воспитание нравств. Привычек и норм культурного поведения. Ценности: 1. восп., основанное на социоцентрических ценностях. (высшая ценность – общество, формирование позитивного отношения детей к большим и малым гнруппам людей); 2. на антропоцентрических ценностях (возвышение индивидуальности, т.е. разв собственных сущностных сил) 3. на трансцендентальных ценностях (нацелено на приближение чела к абсолютной ченности высшему существу.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: