Институт гуманитарных наук




Кафедра философии и этики

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Тематика семинарских занятий

Для студентов 413 группы

 

Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.

 

 

Сыктывкар 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………………………. …3

Рекомендованная литература ……………………………………………………5

Темы семинарских занятий ………………………………………………...……6

Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества…………………. 6

Тема 2.Своеобразие древнекитайской и древнеиндийской философской мысли…………………………………………………………………………….. 6

Тема 3. Основные темы и представители античной философии…………….. 7

Тема 4. Средневековая философия: основные проблемы и представители…. 8

Тема 5. Основные идеи философии Нового времени……………………….. 8

Тема 6. Немецкая классическая философия………………………………….. 9

Тема 7. Современная философия Запада. …………………………………… 9

Тема 8. Специфика русской философии……………………………………….10

Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….10

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):

· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· способности следовать этическим и правовым нормам;

· толерантность;

· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

4. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

5. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

6. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

7. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

8. Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/

9. Федеральный портал «Российское образование» https://www.edu.ru/

10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

11. https://school-collection.edu.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: