Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства




АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

краткий курс лекций

 

 

Г.Шахунья.



 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................... 4

§ 1. история возникновения и развития административного права в россии 5

§ 2. Понятие, предмет и метод административного права.. 7

§ 3. Система и источники административного права.......... 10

§ 4. Принципы административного права............................ 14

§ 5. Субъекты административного права............................... 18

§ 6. административно-правовой статус граждан рф.............. 20

§ 7. административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 22

§ 8. Органы исполнительной власти...................................... 24

§ 9. государственная служба в российской федерации.. 29

§ 10.Правовые акты в сфере государственного управления. 34

§ 11. Законность и дисциплина в сфере государственного управления 37

§ 12.административное правонарушение и ответственность по административному праву 41

§ 13.административный процесс............................................. 48

§ 14.Стадии административного процесса............................. 52

Вопросы для оценки качества освоения курса....................... 57

тестовые задания........................................................................ 62

Литература.................................................................................. 76


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Административное право является одной из важнейших отраслей права России, а административное законодатель- ство – основой построения и функционирования исполни- тельной ветви власти. Кроме того, это уникальная отрасль права, включающая в свою систему изучение и анализ обя- занностей граждан и юридических лиц как субъектов права, исполнительную власть, регулирующую все сферы жизни об- щества, административный процесс и многое другое. Следует отметить, что законодательство, имеющее своим предназна- чением регулирование административного права, по своему объему существенно превышает законодательство любой дру- гой отрасли российского права.

Представленный курс лекций для студентов заочного от- деления, изучающих курс административного права, является подспорьем для понимания курса. Лекции написаны простым, доступным для понимания языком.

Курс лекций предназначен для студентов,преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.


§ 1. История возникновения и развития административного права в России

административное право, предметом которого является изучение взаимоотношений государства и общества, имеет яр- кую и продолжительную историю. рассматривая этот вопрос, можно с уверенностью указать на то, что административное право возникло еще в племенах восточных славян, у которых был вождь, регулировавший хоть и примитивные, но тем не менее вопросы управления обществом. Далее появляются со- вет старейшин, вече, князь, царь, император и т.д.

Предметом нашего обсуждения будет история админи- стративного права начиная с XVII века. Возникновение ад- министративного права как такового обусловлено созданием и укреплением государства, административного аппарата. изучив и проанализировав мнения различных ученых по рас- сматриваемому вопросу, хотелось бы указать основные пред- посылки становления и формирования науки административ- ного права, среди которых можно выделить:

– необходимость обеспечения безопасности гражданина в целом и общества в частности путем развития экономики, управления, социальных вопросов;

– создание и укрепление аппарата управления, упорядоче- ние управленческой деятельности;

– создание порядка управления путем издания законов;

– правовая регламентация взаимоотношений между госу- дарством и обществом;

– регламентация порядка рассмотрения споров, возника- ющих по регламентированным административным правом вопросам;

– обеспечение законности.

исторический анализ возникновения и становления науки административного права позволяет, на наш взгляд, выделить


три основных этапа становления этой науки: имперский, со- ветский и российский.

Имперский этап (1698–1917). Старт данному этапу без- условно дал великий реформатор Петр I. из курса истории из- вестно, что в марте 1697 г. в Западную Европу через Лифлян- дию из россии было отправлено Великое посольство, в состав которого входило 250 человек, среди которых под именем Петра Михайлова находился и сам царь Петр I. По возвраще- нию, в августе 1698 г., началась его переворотная для развития россии деятельность1. В этот период административное пра- во именовалось «полицейским правом». В конце XVIII века учеными была обоснована теория о разделении предмета полицейского и административного права, однако еще на про- тяжении долгого времени наука административного права рас- сматривалась учеными как составная часть теории права в об- щем и полицейского права в частности.


После революции 1917 г. в россии учеными принято выде- лять советский этап (1917–1991) развития науки администра- тивного права. Весь советский этап можно выразить одним емким словом – многосторонность. административная систе- ма менялась кардинально. революции, сталинские репрессии, перевороты играли в этом не последнюю роль. В это время наука административного права связывается с марксистко- ленинской идеологией, коммунистическими догмами, идеями партии; подчеркивается классовый характер права. тогда же обосновывается необходимость всестороннего государствен- ного руководства всеми сферами жизни общества, особенно же ярко выделяется приоритет общественного над личным. После революции 1917 года наука административного права

1 По сведениям историков, преобразованию правовой системы россии мы обязаны посещению царя Вестминстерского дворца, где проходят за- седания Британского парламента.


несколько раз «закрывалась» – прекращались научные иссле- дования, запрещалось преподавание. итогом борьбы за нау- ку стало принятие 23 октября 1980 года Верховным Советом СССр Основ законодательства Союза ССр и союзных респуб- лик об административных правонарушениях. а затем, 20 июня 1984 г., принимается Кодекс об административных правонару- шениях СССр, что положило начало следующему этапу раз- вития административного права.

Российский этап (с 1991). Начало российскому этапу, безусловно, положили экономические и политические ре- формы 1991–1993 годов. распад СССр, развал КПСС, приня- тие новой Конституции, провозгласившей человека основной ценностью государства, привнесли в историю развития науки административного права свои новшества. Новый политиче- ский виток обязывает рассматривать соотношение таких по- нятий, как «государственное управление» и «исполнительная власть», взаимоотношения Президента и исполнительной вла- сти, федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов. административное право уже рассматривается не как «право для администрации», а как

«право граждан на контроль администрации».

таким образом, рассматривая историю возникновения и развития науки административного права в россии, можно прийти к выводу о том, что она развивалась в зависимости от исторических событий, изменения политического мышления в стране и других объективных причин.

 

§ 2. Понятие, предмет и метод административного права

Существует множество определений понятия администра- тивного права. С одной стороны, административное право оп- ределяют как совокупность юридических норм, определяющих


всю государственную деятельность, с другой – как регуля- тор общественных отношений, складывающихся в сфере государственного и муниципального управления. Порой ад- министративное право определяется как «право управле- ния», «управленческое право». Нами предлагается определять административное право как отрасль российского права, регулирующая отношения, возникающие между органами власти, с одной стороны, и организациями, а также инди- видуальными субъектами права – с другой.

В юридической науке административное право рассматри- вается в трех аспектах: как наука, отрасль российского права и учебная дисциплина.

Административное право как наука – это неотъемле- мая составная часть всей юридической науки, предметом изучения которой является генезис возникновения админи- стративного права, его развитие, государственно-управленче- ские нормы, законы, регламентирующие отношения в сфере государственного управления, социальных сфер жизни об- щества. развитие науки административного права неизмен- но порождает изменения, вносимые в нормативно-правовые акты, способствующие улучшению положения субъектов пра- ва, прозрачности деятельности власти, а также уменьшению правонарушений.

административное право как отрасль российского пра- ва – это совокупность юридических норм и правил поведения субъектов права в процессе осуществления ими прав и обя- занностей в рамках административного права. известно об- щее деление российского права на право уголовное и право гражданское. При этом административное право признают ветвью гражданского права. Однако многие ученые выделяют административное право как самостоятельную и очень важ- ную отрасль права. Следует отметить, что административное


право соединяет в себе общие начала гражданского и уголов- ного права. При помощи административного права государ- ство реализует систему общественных отношений, складыва- ющихся в процессе взаимодействия власти с обществом.

Учебная дисциплина «административное право» скла- дывается из изучения истории административного права, его предмета, метода, системы, принципов, субъектов и т.д. административное право как учебная дисциплина подлежит изучению в высших учебных заведениях. Построение систе- мы изучения зависит от профиля учебного заведения и спе- циализации.

Предмет административного права условно можно разде- лить на несколько групп отношений. Первую из них можно обозначить как управленческие отношения. Это отношения, складывающиеся в сфере управления политической, экономи- ческой, социальной сферы жизни государства. Вторая груп- па отношений представляет собой отношения юстиции. Эта группа отношений включает в себя обеспечение правовой за- щиты субъектов административного права. Следующая груп- па – это административно-принудительные отношения. Дан- ная группа отношений, как правило, возникает в процессе обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

таким образом, предметом административного права можно определить разновидность способов воздействия на совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе государственного управления.

Юридической науке известны несколько методов админи- стративного права, среди которых ярко выделяются только три: метод властных предписаний, метод дозволения и запрет. Метод властных предписаний, или императивный ме- тод, понимается как установление определенного (предпи- санного) порядка действий субъектов права. Он выражается


в соблюдении норм, надлежаще закрепленных в праве. импе- ративный метод является наиболее распространенным мето- дом регулирования общественных отношений. Примером мо- гут служить правила дорожного движения (став участником дорожного движения, необходимо соблюдать правила).

Метод дозволения наделяет правом и дает право выбора на совершение или отказ от совершения определённых дей- ствий. К примеру, приобретение или отказ от приобретения водительского удостоверения, организация или отказ от орга- низации митинга.

Под методом запрета в административном праве понима- ется прямое запрещение совершения тех или иных действий под угрозой применения определенных административно- правовых санкций.

 

§ 3. Система и источники административного права

Понятие системы в целом определяет множество струк- турных элементов, соединенных в одно целое. Система ад- министративного права – это его внутреннее содержание, строение, организация. Как и любая другая отрасль россий- ского права, административное право имеет свою систему, ко- торая подразделяет его на Общую и Особенную части. Общая часть объединяет в себе и раскрывает следующий круг воп- росов:

– определение понятия административного права;

– предмет, метод, систему;

– принципы и источники;

– субъекты административно-правовых отношений;

– административные правонарушения и ответствен- ность за их совершение;

вопросы назначения административного наказания.


В Особенную часть входит более широкий круг вопро- сов, среди которых вопросы организации и функционирова- ния государственной власти, общественной жизни в области:

– общественной безопасности;

– здравоохранения и общественной нравственности;

– транспорта и дорожного движения;

– промышленности, строительства, энергетики;

– предпринимательской деятельности и финансов;

– таможенного дела;

– защиты государственной границы и паспортно-визового контроля;

– воинского учета.

Необходимо выделить некоторые аспекты, которые рассма- триваются в Особенной части административного права. Стоит сказать, что Кодекс российской федерации об административ- ных правонарушениях (далее КоаП рф) в своем содержании, кроме материальных норм, содержит еще и процессуальные. Это является некой особенностью, можно сказать, отличитель- ной чертой такой отрасли юриспруденции, как администра- тивное право. речь идет о нормах, содержащихся в разделе III, IV и V КоаП рф, а именно: субъекты, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонаруше- ниях и вопросы исполнения постановлений по делам об ад- министративных правонарушениях.

Под источниками административного права понима- ются внешние, конкретные нормативно-правовые акты, со- держащие в себе вопросы регулирования административного права. Нормативно-правовые акты представляют собой не- сколько групп, которые делятся в зависимости от юридиче- ской силы и субъекта принятия. Многообразие рассматри- ваемых административным правом вопросов определяет


необходимость принятия и издания как законов (Конституция рф, фЗ «О полиции рф»), так и подзаконных актов (Поста- новление Правительства рф от 02.10.2002 № 726 «Об утверж- дении Положения о порядке отбывания административного ареста»), которые, в свою очередь, делятся на законные и подзаконные акты органов федеральной власти (КоаП рф) и законные и подзаконные акты субъектов Российской Фе- дерации (КоаП рт).

При всем многообразии законов и подзаконных актов орга- нов федеральной власти и актов субъектов рф имеется необ- ходимость в «регулировании вопросов на местах», локально, что порождает принятие правовых актов органов местного самоуправления (Постановление исполкома муниципально- го образования «г. Набережные Челны» от 25.12.2012 № 9404

«Об определении видов обязательных работ и объектов, на ко- торых они отбываются»).

Конституция рф в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором рос- сийской федерации установлены иные правила, чем предусмо- тренные законом, то применяются правила международного договора. Это позволяет нам выделить еще один источник адми- нистративного права – международно-правовые акты. Нор- мы административного права могу выражаться как в статьях, так и в параграфах и пунктах международно-правового акта.

история россии позволяет проследить различные этапы развития нашей страны: княжество, империя, союз, федера- ция. Богатая история россии оставила нам в наследие и право- вые акты, принятые в Советском Союзе. Некоторые из них не были отменены и продолжают действовать до сих пор (Указ Президиума ВС СССр от 23.05.1966 № 4961-VI «Об утверж-


дении положения о дипломатических и консульских предста- вительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических республик»). таким образом, можно выделить еще одну группу источников – акты орга- нов СССР. Безусловно, следует отметить тот факт, то акты органов СССр применяются только в той части, которую не регулируют нормативно-правовые акты современной россии. административное право россии велико по объему, разно- образно и изменчиво по содержанию, поэтому законодатель представляет нам огромный выбор нормативно-правовых ак-

тов, регулирующих предмет административного права.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет федеральный закон от 02.10.2007 № 229-фЗ «Об исполни- тельном производстве».

федеральный закон от 25.07.2002 № 115-фЗ «О правовом положении иностранных граждан в российской федерации» регламентирует отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного само- управления, должностными лицами, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в россий- ской федерации и осуществлением ими на территории рос- сийской федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Правовое положение и организация работы высшего го- сударственного органа исполнительной власти – Правитель- ства российской федерации – урегулированы фКЗ № 2-фКЗ

«О Правительстве российской федерации» от 17 декабря 1997 года.

Правовые и организационные основы системы государ- ственной службы, общие принципы служебного поведения государственных служащих, правовые, организационные


и финансово-экономические основы государственной граж- данской службы регулируются различными нормативно-пра- вовыми актами, среди которых такие, как: федеральный за- кон от 27.05.2003 № 58-фЗ «О системе государственной служ- бы российской федерации», федеральный закон от 27.07.2004

№ 79-фЗ «О государственной гражданской службе россий- ской федерации», Указ Президента рф от 12.08.2002 № 885

«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

административная ответственность регулируется прежде всего Кодексом российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-фЗ.

В соответствии с КоаП рф основания административной ответственности могут устанавливаться также законами субъ- ектов рф. В частности, в республике татарстан действует «Ко- декс республики татарстан об административных правонару- шениях» от 19.12.2006 № 80-Зрт (принят гС рт 16.11.2006). Правоотношения, связанные с реализацией гражданином рф закрепленного за ним Конституцией рф права на обраще- ние в государственные органы и органы местного самоуправ- ления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправ- ления и должностными лицами регламентируются федераль- ным законом от 02.05.2006 № 59-фЗ «О порядке рассмотре-

ния обращений граждан российской федерации».

 

§ 4. Принципы административного права

Каждая отрасль российского права обладает определен- ным набором общих принципов, при этом выделяя свои соб- ственные, придающие ей уникальность. говоря о важности и необходимости принципов в российском праве, следует опре-


делить, что основным моментом определения этой самой важ- ности принципов является тот факт, что содержание принци- пов той или иной отрасли российского права, как правило, заложено в самое начало правовых актов, регулирующих кон- кретную отрасль права. так, принципы гражданского права сформулированы в п. 1 ст. 1 гК рф. Принципы уголовного права определены в ст. 3–7 УК рф, принципы уголовно-про- цессуального права указаны в ст. 6–18 УПК рф.

В отличие от многих других отраслей права в админи- стративном праве нет единого перечня принципов. КоаП рф акцентирует внимание на специальных принципах законода- тельства об административных правонарушениях. так, выде- ляются: принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоаП рф), принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоаП рф), обе- спечение законности при применении мер административ- ного принуждения в связи с административным правона- рушением (ст. 1.6 КоаП рф).

Принципы в административном праве подразумевают основополагающие начала, руководящие идеи, лежащие в основе административного права, выражающие его сущность и необходимость существования. Принципы определяют юри- дическую природу административного права, они являются своего рода ориентиром для законодателя при создании раз- личных норм административного права.

В общей теории административного права можно выделить два конкретных способа закрепления принципов. Во-первых, это текстуальный способ, т.е. закрепление принципа в кон- кретной статье нормативного правового акта. Во-вторых, это смысловой способ, т.е. содержание принципа, вычленяется из анализа нормативного правового акта.

Как указывалось выше, КоаП рф выделяет в своем содер- жании три принципа:


Принцип равенства перед законом, изложенный в ст. 1.4 КоаП рф, определяет, что физические лица в случае совершения административного правонарушения подлежат администра- тивной ответственности. При этом не имеют значения ни пол, ни раса, ни имущественное или должностное положение, а так- же другие обстоятельства. Что же касается юридических лиц, то они также подлежат административной ответственности независимо от организационно-правовых форм организации, ее места нахождения, подчиненности, а также других обстоя- тельств. Следует отметить, что какие-либо иные условия, при- меняемые при обеспечении производства по делу об адми- нистративном правонарушении или привлечении к админи- стративной ответственности определенных должностных лиц, выполняющих государственные функции, могут устанавли- ваться Конституцией рф и иными федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоаП рф). рассматриваемый принцип административного права есть не что иное, как детальное отражение положений ст. 49 Консти- туции рф: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказа- на в предусмотренном федеральным законом порядке и уста- новлена вступившим в законную силу приговором суда. Само слово «презумпция» означает предположение, которое призна- ется истинным, пока не будет доказано обратное. из анализа презумпции невиновности вытекают несколько правил, имею- щие важное практическое значение и отражающие глубинный юридический и нравственный смысл. Во-первых, по общему правилу лицо, привлекаемое к административной ответствен- ности, не обязано доказывать свою невиновность. Во-вторых, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемо- го к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В-третьих, недоказанная виновность лица, при-


влекаемого к административной ответственности, юридиче- ски абсолютно равнозначна доказанной невиновности.

Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с администра- тивным правонарушением, установленный ст. 1.6 КоаП рф, базируется на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции рф, которая гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объедине- ния обязаны соблюдать Конституцию рф и ее законы. рассма- триваемый принцип является одним из важнейших принципов современного правового государства. из рассматриваемого принципа следует то, что лицо, привлекаемое к администра- тивной ответственности, может быть подвергнуто админи- стративному наказанию только лишь на основании и в поряд- ке, установленных действующим законодательством в области административного права. При применении мер администра- тивного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

административному праву рф присущи как общеправо- вые принципы, так и межотрослевые. анализ КоаП рф и дру- гих источников права позволяет выделить следующие прин- ципы, которые служат основными началами различных сфер общественных отношений, регулируемых нормами админи- стративного права.

Принцип демократии реализуется через предоставлен- ную государством возможность гражданам принимать участие в создании нормативно-правовых актов. Одной из позиций, высказанной первыми лицами государства, – «контроль необ- ходим во всех сферах» – является необходимость открытого для граждан действия государственных органов.

Принцип взаимной ответственности государства и лично- сти. За нарушение административно-правовых норм гражданин


должен претерпевать установленные действующим админи- стративным законодательством правоограничения. Соответ- ственно, если нарушения допускает государство или госу- дарственные органы (должностные лица), они также должны привлекаться к юридической ответственности.

Принцип гуманизма один из необходимых принципов современного государства. Он заключается в юридическом признании, соблюдении и защите прав и законных интересов человека и гражданина как высшей ценности государства.

Принцип гласности означает, что акты административно- го нормотворчества должны, как правило, вступать в закон- ную силу не ранее чем с момента их опубликования в офи- циальных изданиях российской федерации и быть достояни- ем общественности. При этом необходимо учитывать мнение граждан, общественных объединений и т.д. при принятии и реализации норм административного права. Еще одним про- явлением рассматриваемого принципа является обязанность органов исполнительной власти, государственных и муници- пальных служащих информировать общественность о своей деятельности.

Следует отметить, что приведенный выше перечень прин- ципов административного права относится к числу наиболее распространенных и не является закрытым.

 

§ 5. Субъекты административного права

Одним из важнейших вопросов административного права, безусловно, является вопрос о его субъектах. именно субъекты административного права, взаимодействуя между собой, по- рождают административно-правовые отношения. Как правило, под субъектами административного права понимаются граж- дане (физические лица) и организации (юридические лица)


любой формы собственности, обладающие определенными правами и обязанностями, которые при взаимодействии попа- дают в сферу влияния предмета административного права.

В теории административного права различаются также ин- дивидуальные и коллективные субъекты административно- го права. К индивидуальным субъектам административ- ного права относятся: граждане рф, государственные слу- жащие, иностранные граждане и лица без гражданства. Как правило, индивидуальные субъекты не находятся в постоян- ном взаимодействии с органами государственной власти или публичного управления. Взаимодействие происходит ввиду необходимости, например, получения лицензии (разрешения), оспаривания действия (бездействия) органа исполнительной власти.

К коллективным субъектам административного права относятся государственные (органы исполнительной власти) и негосударственные организации (общественные, коммерче- ские объединения).

Каждый субъект административного права – это индиви- дуальный потенциальный участник административного пра- воотношения, в которые он так или иначе вступает. Вступить в административно-правовые отношения можно либо по соб- ственному усмотрению, либо повинуясь определенной норме (попадая в определенную ситуацию). К примеру, гражданин, выехавший за рулем автомобиля, является участником дорож- ного движения и, повинуясь правилам дорожного движения, обязан пристегнуться, иметь при себе водительское удосто- верение и т.д.

говоря об участии субъектов административного права в административно-правовых отношениях, необходимо обра- тить внимание на тот факт, что для участия в вышеуказанных правоотношениях необходимо наличие административного


права субъектности, включающую в себя административную правоспособность и административную дееспособность. ад- министративная правоспособность включает в себя способ- ность иметь права и нести обязанности. Возникает админи- стративная правоспособность с момента рождения. Однако с момента рождения она не полная. так, право избираться на пост Президента рф имеет гражданин, достигший 35 лет. так- же как и административная правоспособность, администра- тивная дееспособность с возрастом может развиваться и изме- няться. административная дееспособность несет в себе спо- собность реализации принадлежащих субъекту прав и свобод. В полном объеме она возникает в 18 лет. Частично админи- стративная дееспособность возможна и с более раннего воз- раста. С 16 лет наступает административная деликтоспособ- ность, т.е. способность гражданина в силу норм права нести административную ответственность за совершение админи- стративного правонарушения.

 

§ 6. Административно-правовой статус граждан РФ

раскрывая тему административно-правового статуса граж- дан рф, следует понять, что означает слово «статус». Статус в переводе с латинского – состояние, положение. говоря о пра- вовом статусе, следует определять его как правовое положе- ние гражданина, установленное нормами права. также следует отметить, что термин «правовой статус» заменяется порой та- кими терминами, как «правовое положение», «правовое со- стояние». Как правило, под «правовым состоянием» понима- ется совокупность закрепленных за субъектом права полно- мочий, запретов и обязанностей. По общему смыслу «право- вой статус гражданина» – это его (гражданина) юридически закрепленное правовое положение. таким образом, предлага-


ется рассмотреть административно-правовой статус личности через призму нескольких составляющих. Во-первых, это пра- вовой статус гражданина РФ. «Человек, его основные права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблю- дение, защита прав человека – обязанность государства», – гласит статья 2 Конституции рф. Приведенная выше цитата Конституции рф является главной гарантией государства его гражданину. Безусловно, Конституция рф содержит множе- ство других норм относительно правового статуса человека, среди них следует выделить: удостоверение неотчуждаемо- сти прав человека, принадлежащих ему от рождения (ст. 17); гарантию равенства прав и свобод человека и гражданина не- зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде- ния, имущественного и должностного положения, места жи- тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19); право на жизнь (ст. 20); право на охрану достоинства личности гражданина (ст. 21); неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб- рого имени (ст. 22); неприкосновенность жилища (ст. 25) и т.д. Следующая составляющая административно-правового статуса – социальность. Социальность определяется соци- альным значением человека в обществе. реализуя свое право свободно распоряжаться своими способностями к труду, гражданин может заниматься различной трудовой деятель- ностью: работать в организации, служить в вооруженных си- лах и т.д. Занимая ту или иную социальную позицию в об- ществе, гражданин через предоставленные ему законом пра- ва и установленные законом обязанности реализует часть административно-правового статуса. При этом социальный статус гражданина следует делить на «общий» и «особенный». Общий статус – это статус, присущий всем гражданам рф


со всеми их правами и обязанностями, «особенный» же при- надлежит определенным группам лиц. Ярким примером может служить военнослужащий. Обладая общим статусом граж- данина рф, он имеет право на отдых, при этом вправе выбирать место отдыха по своему усмотрению. Но как лицо, обладаю- щее «особенным» статусом военнослужащего, он органичен в выборе места отдыха, а именно имеет ограничение в выез- де за пределы рф.

В-третьих, это индивидуальный статус, который вклю-

чает в себя некие права и обязанности, которые граждане са- мостоятельно приобретают по своему усмотрению и для удо- влетворения своих индивидуальных потребностей. Одним из примеров этому может служить автолюбитель, охотник. Каж- дый из них индивидуально должен получить разрешитель- ный документ (водительские права, охотничий билет), поз- воляющий заниматься избранным делом. Следует отметить, что, приобретая права на то или иное индивидуальное заня- тие, гражданин приобретает и ряд обязанностей.

таким образом, совокупность всех вышеперечисленных элементов и дает нам содержание понятия административно- правового статуса граждан рф.

 

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

административно-правовой статус иностранного гражда- нина или лица без гражданства может возникнуть лишь при взаимодействии его с органами государственной власти, въез- де и нахождении на территории рф.

В соответствии со ст. 3 федерального закона от 31.05.2002

№ 62-фЗ «О гражданстве российской федерации» иностран- ный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином


российской федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином российской федерации и не име- ющее доказательства наличия гражданства иностранного го- сударства. российское законодательство определяет лицо без гражданства как апатрид, т.е. физическое лицо, не являющееся гражданином российской федерации и не имеющее дока- зательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. При этом Конституция рф в ч. 3 ст. 62 определя- ет, что иностранные граждане и лица без гражданства поль- зуются в российской федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами российской федерации с некоторыми изъятиями. В частности, можно выделить следующие отличия иностранных граждан от граждан рф:

1) иностранные граждане не могут избирать и быть из- бранными в государственные органы власти и органы мест- ного самоуправления;

2) не участвуют во всенародном голосовании;

3) не несут обязанностей по военной службе;

4) не могут занимать служебные должности или занимать- ся определенной деятельностью, если это неразрывно связан- но с принадлежностью к рф;

5) не могут принимать участие в отправлении правосудия;

6) исключительно к ним возможно применение такой меры административной ответственности, как административ- ное выдворение за пределы российской федерации (п. 7 ч. 1 ст. 3.2 КоаП рф) и т.д.

Следует также отметить, что в отношении некоторых ино- странных граждан в россии действует такое понятие, как адми- нистративно-деликтный иммунитет. так, согласно п. 3 ст. 2.6 КоаП рф «вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от


административной юрисдикции российской федерации в соот- ветствии с федеральными законами и международными дого- ворами российской федерации и совершившего на территории российской федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права». Безусловно, следует отметить, что иностранные гражда-

не и лица без гражданства, находящиеся на территории рф, должны соблюдать законы нашей страны, чтить традиции и обычаи народов рф

 

§ 8. Органы исполнительной власти

Как нам известно из курса теории государства и права, государственная власть в россии осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Нельзя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: