в сфере государственного управления




Законность и дисциплину называют основами существова- ния любого демократического государства, его обязательны- ми чертами. С древних времен людям пришло осознание того,


что имеется необходимость узаконить некие виды отношений, дабы не допустить хаоса. Обычаи, уклады, правила поведения были приведены в систему.

Под законностью обычно понимают принцип реального действия права, при котором все граждане, организации обя- заны соблюдать правовые установки, законы. Законность под- разумевает под собой верховенство закона, его единую трак- товку на всей территории рф, гарантированность всех прав граждан, их равенство перед законом, неотвратимость наступ- ления наказания.

В первую очередь, законность – это наличие в государстве правовых актов в частности и правового поля в целом. Практи- ческий смысл законности заключается в том, чтобы он реаль- но действовал и оказывал необходимое регулятивное воздей- ствие на жизнь общества. Следует отметить, что наличие зако- нов не является само по себе признанием наличия законности. Необходимым условием являет соблюдение законов, жизнь об- щества и государства в пределах правового поля. Конституция рф провозглашает человека, его права и свободы высшей ценно- стью. В юриспруденции давно выработано «золотое правило» – человек как высшая ценность в государстве обладает безгранич- ными правами. Единственным запретом для человека являет- ся покушение на права и законные интересы другого человека. Стоит ли говорить о том, что если все будут придерживаться указанного правила, то мир навсегда избавится от бед.

Безусловно, для поддержания законности на должном уровне необходимо наличие дисциплины. Общественная дис- циплина очень важная составляющая для нормального функ- ционирования государства и общества. Дисциплина – обяза- тельная форма поведения, соответствующая установленным порядкам. Дисциплина подразумевает под собой повиновение нормам права, морали, этики.


Дисциплинарные установки, правила поведения людей, их взаимоотношения в обществе устанавливаются с помощью за- конодательства, общественных соглашений, межличностных договоров и иных общедоступных способов. «Законность вы- ступает основой дисциплины» – это нехитрое правило выте- кает из ст. 15 Конституции рф. Жизнь в обществе должна подчиняться установленным в этом обществе правилам, иначе все придет к хаосу. Законность и дисциплина – почти нераз- рывные понятия. говоря о государственных служащих, мы должно четко понимать, что служение закону неразрывно свя- занно с соблюдением дисциплины. Закон един и двойное его толкование недопустимо.

Юридическая наука выделяет множество видов дисципли- ны, среди которых свое место занимает государственная дис- циплина. Под государственной дисциплиной принято пони- мать соблюдение гражданами и организациями установленного порядка в сфере государственного управления. государство через установление правила стремится к достижению обще- ственной стабильности, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности во всех сферах государственной жизни. В россии такая дисциплина строит- ся на так называемых демократических принципах организа- ции управления государством

Законность и дисциплина в государственном управле- нии выражают определенный порядок поведения субъектов государственно-управленческих процессов. Конституция рф в ч. 2 ст. 15 закрепляет принцип законности, с которым не- разрывно связана дисциплина в государственном управлении. В нормально развивающемся демократическом государстве с развитой юридической системой предполагается соблюдение всех требований обеспечения законности и поддержания дис- циплины на должном уровне.


Поддержание законности и дисциплины в обществе осу- ществляется различными способами. Наиболее действенные из них – проведение контроля, осуществление надзора и об- ращение граждан.

Контроль является важнейшим способом обратной связи государства, благодаря которому власть имеет возможность получить информацию о практическом действии принятых ими законов. При этом многими учеными контроль относит- ся к составной части элемента управления государством.

говоря же о надзоре, следует знать, что в россии сложи- лись три вида надзора за законностью управленческой дея- тельности органов государственной власти: административ- ный, прокурорский и судебный.

Административный надзор представляет собой разно- видность надведомственного контроля исполнительной вла- стью за коллективными и индивидуальными субъектами ад- министративного права.

Прокурорский надзор заключается в надзоре за соблюде- нием Конституции рф и исполнением законов, действующих на территории россии, всеми гражданами и юридическими лицами. Следует отметить, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет собой иные государственные органы. актами прокурорского реаги- рования являются: протест прокурора, представление проку- рора, постановление прокурора, и предостережение о недопу- стимости нарушения закона.

В порядке судебного надзора реализуется конституцион- ное право граждан на судебную защиту прав и свобод. Данный вид надзора заключается в проверке принимаемых законов и нормативных актов на предмет соответствия Конституции рф. Еще один вид контроля, давно известный и набирающий обороты на современном этапе, – общественный контроль.


Обращение граждан в органы государственной власти с пред- ложениями, жалобами и заявлениями есть форма обществен- ного контроля.

Предложение это форма обращения граждан, имеющая рекомендательный характер, направленная на улучшение за- конов или иных нормативных актов, работы учреждений и ведомств, улучшения различных сфер общественной жизни.

жалоба как разновидность народного контроля пред- ставляет собой письменное обращение гражданина в орган с просьбой о защите его прав или законных интересов.

Заявление – это письменное обращение граждан в ком- петентные органы с просьбой в оказании помощи в реализа- ции конституционных прав и свобод, сообщение о нарушении законодательства, критика в адрес органов власти и т.д.

 

§ 12. Административное правонарушение и ответственность по административному праву

россия – страна, имеющая строго определенный государ- ственный и общественный порядок, в которой существуют правовые нормы и определенные правила поведения в обще- стве. Нарушение устойчивых правил не приветствуется как обществом, так и законодательством. Любое виновное дея- ние, нарушающее какие-либо нормы права, государственные или гражданские устои, совершенное умышленно либо по неосторожности, является правонарушением. Безусловно, за- конодателем позиционируется неотвратимость наказания за совершенное правонарушение, наступление какого-либо из видов ответственности.

КоаП рф административным правонарушением при- знает противоправное, виновное действие (бездействие) фи- зического или юридического лица, за которое КоаП рф или


законами субъектов рф об административных правонарушени- ях установлена административная ответственность. таким об- разом, исходя из легального определения, данного ст. 2.1 КоаП рф, можно выявить обязательные критерии административ- ного правонарушения. Во-первых, это деяние выражающее- ся в действии или бездействии. Следует обратить внимание на то, что бездействие в административном праве признается противоправным, в случае если лицо было обязано совершить определенные действия и фактически могло его совершить. Примерами формы противоправного бездействия являются: невыполнение требований, уклонение от явки и т.д.

Чтобы получить статус административного правонаруше- ния, деяние должно быть: а) противоправным, б) виновным, в) умышленным или неосторожным; посягающим: а) на права и свободы человека и гражданина, б) собственность (незави- симо от ее формы), в) окружающую природную среду, г) госу- дарственный или общественный порядок. исходя из вышеиз- ложенного признаками административного правонаруше- ния можно признать: деяние, противоправность, виновность и наказуемость.

В соответствии со ст. 1.5 КоаП рф лицо подлежит адми- нистративной ответственности только за те административ- ные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина – самый важный признак любого правонарушения, в частности административного. Вина имеет свои специфиче- ские особенности. Если с противоправностью все понятно и просто (совершение деяния, запрещенного законом или иным правовым актом), то виновность подразумевает под собой со- вершение деяния умышленно или по неосторожности. Дея- ние признается совершенным умышленно в том случае, если лицо, его совершившее, осознает противоправный характер своего действия (бездействия), при этом предвидит его вред-


ные последствия и желает либо сознательно допускает насту- пление этих последствий или относится к ним безразлично. КоаП рф имеет ряд статей, где наказуемость наступает при умышленном совершении правонарушения (ст. 11.30 КоаП рф «умышленное сокрытие авиационного происшествия или инцидента» или ст. 19.2 КоаП рф «умышленное поврежде- ние или срыв печати (пломбы)»). Неосторожностью счита- ется тот случай, когда лицо, совершившее деяние, предвидит возможность наступления вредных последствий своего дей- ствия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение или не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. таким образом, неумышленность совершения правонаруше- ния можно представить в виде легкомыслия и небрежности. говоря о легкомыслии, мы должны понимать, что в этом слу- чае лицо предвидело возможность наступления вредных по- следствий своего действия или бездействия, однако самонад- еянно, без достаточных к тому оснований рассчитывало их предотвратить. В отличии от легкомыслия небрежность это непредвидение лицом возможности наступления вредных по- следствий при условии, что оно должно было и могло предви- деть наступление указанных в законе последствий.

Наказуемость – наступление ответственности за содеян- ное. реализация административной ответственности осущест- вляется через различные виды административного наказания. Совокупность всех признаков административного пра- вонарушения и образует юридический состав, являющийся основанием для административной ответственности право-

нарушителя.

Структуру состава административного правонарушения представляют несколько элементов. Во-первых, это объект правонарушения, т.е. общественные отношения в области


государственного управления, регулируемые нормами адми- нистративного права. родовым объектом административного проступка будут выступать: права и свободы граждан, госу- дарственный и общественный порядок, установленный поря- док управления. В качестве видового объекта, т.е. непосред- ственного объекта посягательства, могут выступать, напри- мер, общественная нравственность, честь, достоинство граж- дан – при мелком хулиганстве; спокойствие граждан – при шуме в ночное время.

Во-вторых, объективная сторона, представляющая собой совокупность признаков внешнего проявления общественно опасного посягательства в реальной действительности, насту- пивших последствий и причинно-следственной связи между ними.

В-третьих, это субъект административного правонаруше- ния. Субъектом административного правонарушения призна- ется лицо (физическое или юридическое), виновное в совер- шении деяния, запрещенного федеральным или региональным законодательством в сфере административного права. КоаП рф устанавливает два вида субъектов административного пра- вонарушения – общий и специальный. К общим субъектам от- носятся граждане, достигшие к моменту совершения админи- стративного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. К специальным субъектам законодатель относит лиц, обла- дающих специальным статусом, – предпринимателей, долж- ностных лиц, военнослужащих. Науке административного права известно еще одно деление субъектов на индивидуаль- ных (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и коллективных (государственные и негосударственные, ком- мерческие и некоммерческие организации).

и, в-четвертых, субъективная сторона – внутреннее от- ношение субъекта к совершенному им деянию.


Законодателем определено, что лицо подлежит админи- стративной ответственности по достижению к моменту со- вершения административного правонарушения шестнад- цати лет. Проводя параллель административного права с гражданским и уголовным, следует отметить, что по обще- му правилу уголовного права ответственность наступает также с шестнадцати лет, в то время как в соответствии с гражданским кодексом рф за вред, причиненный в граждан- ских правоотношениях, граждане в определенных случаях несут имущественную ответственность начиная уже с че- тырнадцатилетнего возраста. таким образом, можно сделать вывод, что законодатель считает достижение шестнадцати- летнего возраста достаточным для осознания необходимо- сти соблюдения установленных правовых норм и правил, а также способности оценивать свои действия и нести за них ответственность.

административной ответственностью в общей теории права считается обязанность субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение того или иного административного правонарушения. таким образом, целью административного наказания является предупре- ждение совершения новых правонарушений как самим пра- вонарушителем, так и другими лицами. Статья 1.2 КоаП рф определяет в качестве главной задачи административного пра- ва защиту личности и охрану прав и свобод человека и граж- данина. Логично указание в ч. 2 ст. 3.1 КоаП рф установ- ки о том, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физиче- ского лица, совершившего административное правонаруше- ние, или причинение ему физических страданий, а также на- несение вреда деловой репутации юридического лица. В дан- ной позиции законодателя находит свое проявление принцип


гуманизма. казанные правила и установки целиком соответ- ствуют положениям Европейской конвенции о защите прав че- ловека и основных свобод, Всеобщей декларации прав чело- века, а также Конвенции ООН против пыток и других жесто- ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов об- ращения и наказания. россия – современное светское государ- ство, и вследствие этого административное наказание должно применяться в пределах общепринятых мировых стандартов. административная ответственность неразрывно следует

за административным правонарушением. Это позиция госу- дарства, которое обязано реагировать на нарушение законо- дательства. При этом законодатель, осознавая многостепен- ность жизни и жизненных ситуаций, в которых может нахо- диться субъект правонарушения, вместе с административной ответственностью устанавливает и условия освобождения от административной ответственности. так, лицо, действующее в момент совершения правонарушения в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоаП рф) или находившееся в со- стоянии невменяемости (ст. 2.8 КоаП рф), не подлежит ад- министративной ответственности. В дополнение к вышеука- занным нормам законодатель определил, что судья, орган или должностное лицо при малозначительности административ- ного правонарушения имеет право освободить лицо от адми- нистративного наказания и ограничиться устным замечани- ем (ст. 2.9 КоаП рф). Безусловно, следует отметить, что при- влечение к административной ответственности не влечет су- димости и не является основанием для увольнения с работы. В статье 3.2 КоаП рф систематизированы и установлены виды административных наказаний, применяемые к лицам,

совершившим административное правонарушение:

1) предупреждение – мера административного наказа- ния, выраженная в официальном порицании физического или


юридического лица. Предупреждение выносится в письмен- ной форме;

2) административный штраф – денежное взыскание, вы- раженное в рублях;

3) конфискация орудия совершения или предме- та административного правонарушения – принудитель- ное безвозмездное обращение в федеральную собствен- ность или в собственность субъекта российской федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей;

4) лишение физического лица, совершившего админи- стративное правонарушение, специального права, ранее ему предоставленного, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом;

5) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавли- вается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требова- ний режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до тридцати суток. адми- нистративный арест назначается судьей;

6) административное выдворение за пределы РФ ино- странного гражданина или лица без гражданства заключа- ется в принудительном и контролируемом перемещении ука- занных граждан и лиц через государственную границу за пре- делы рф, а в случаях, предусмотренных законодательством рф, – в контролируемом самостоятельном выезде иностран- ных граждан и лиц без гражданства из рф;

7) дисквалификация заключается в лишении физическо- го лица права замещать определенные должности;

8) административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;


9) обязательные работы заключаются в выполнении фи- зическим лицом, совершившим административное правонару- шение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязатель- ные работы назначаются судьей;

10) административный запрет на посещение мест про- ведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете граждани- ну на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных сорев- нований в дни их проведения назначается судьей и устанавли- вается на срок от шести месяцев до семи лет.

§ 13. Административный процесс Административный процесс – совокупность действий,

совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций. Законодатель указы- вает, что задачами производства по делам об административ- ных правонарушениях являются всестороннее, полное, объ- ективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению админи- стративных правонарушений.

исходя из вышеизложенного можно определить, что про- изводство по делам об административных правонаруше- ниях является особым механизмом юридической процес- суальной деятельности, целью которой является рассмотре-


ние и разрешение определенной группы дел по строго опре- деленным законом правилам. Представляется логичным вы- вод о том, что производство по делам об административных правонарушениях является составной и неотъемлемой частью административного процесса.

Следует указать, что административный процесс, реализо- вывая принцип языка судопроизводства, определяет, что про- изводство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке и на государственном языке респуб- лики, на территории которой находятся судья, орган, долж- ностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об адми- нистративных правонарушениях. При этом следует учесть не- обходимость участия в производстве переводчика в случаях, если лицо, участвующее в деле, не владеет языком судопро- изводства. Участие в определенных законом случаях перевод- чика является важной гарантией равноправия, объективности и обеспечения выполнения задач, провозглашенных ст. 24.1 КоаП рф, о которых говорилось ранее. Нарушение данного принципа является существенным и влечет за собой отмену постановления по делу.

Одной из форм реализации принципа гласности заключа- ется в открытом рассмотрении (за исключением случаев, пря- мо предусмотренных законом) дел об административных пра- вонарушениях. федеральный закон от 02.07.2013 № 166-фЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» дополнил КоаП рф еще одной формой реализации принципа гласности, запретив в ст. 24.3.1 КоаП рф внепроцессуальное обращение к судье, председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или пред- седателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в их производстве. Законо- дателем установлено, что информация о внепроцессуальных


обращениях, поступивших судье, в производстве которого на- ходится дело об административном правонарушении, подле- жит преданию гласности и доведению до сведения участни- ков производства.

В КоаП рф содержится перечень обстоятельств, являю- щихся основаниями, исключающими производство по делу об административном правонарушении. иными словами, при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое под- лежит прекращению независимо от стадии производства по делу (ст. 24.5 КоаП рф):

– отсутствие события административного правонару- шения;

– отсутствие состава административного правонаруше- ния, в том числе недостижение физическим лицом на мо- мент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоаП рф для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

– действия лица в состоянии крайней необходимости;

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет приме- нение административного наказания;

– отмена закона, установившего административную ответ- ственность;

– истечение сроков давности привлечения к администра- тивной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения проти- воправных действий (бездействия) лицом, в отношении ко- торого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении администра- тивного наказания, либо постановления о прекращении про-


изводства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– смерть физического лица, в отношении которого ведет- ся производство по делу об административном правонару- шении.

Закон определяет исчерпывающий перечень участников про- изводства по делам об административных правонарушениях. Всех субъектов производства по делам об административ- ных правонарушениях можно условно разделить на несколь- ко групп в зависимости от их процессуальной роли.

Во-первых, это компетентные органы и должностные лица, наделенные государством правом принятия властных актов по делу, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела. В данной группе можно выделить:

– районные (городские) комиссии по делам несовершенно- летних и защите их прав;

– судьей;

– органы внутренних дел (полиция);

– органы (должностные лица), осуществляющие админи- стративно-надзорные функции (прокурор, органы и учрежде- ния уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, таможенные орга- ны и т.д.).

Второй группой предлагается определить заинтересован- ных субъектов, т.е. имеющих личный интерес в деле. Среди них принято выделять:

– лицо, привлекаемое к административной ответствен- ности;

– потерпевшего;

– защитников и представителей обеих сторон (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное органом юридического


лица, уполномоченный при Президенте российской федера- ции по защите прав предпринимателей).

третью группу субъектов составляют лица и органы, со- действующие осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся:

– свидетель,

– понятой,

– специалист,

– эксперт,

– переводчик.

Правовое положение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, регламентирова- но главой 25 КоаП рф.

 

§ 14. Стадии административного процесса

Под стадиями административного процесса понимается ряд последовательных этапов принятия решений, направлен- ных на изобличение, наказание правонарушителя и возмеще- ние причиненного им вреда. В административном процессе принято выделять четыре стадии:

1. Возбуждение дела об административном правонару- шении.

2. рассмотрение дела об административном правонару- шении.

3. Пересмотр постановлений и решений по делам об адми- нистративных правонарушениях.

4. исполнение постановления по делу об административ- ном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонаруше- нии. КоаП рф в ст. 28.1 определяет следующие поводы к воз- буждению дела об административном правонарушении:


1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административ- ных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного само- управления, от общественных объединений материалы, со- держащие данные, указывающие на наличие события адми- нистративного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содер- жащие данные, указывающие на наличие события админи- стративного правонарушения

4) фиксация административного правонарушения в обла- сти дорожного движения или в области благоустройства тер- ритории, предусмотренного законом субъекта российской фе- дерации, совершенного с использованием транспортного сред- ства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими сред- ствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозапи- си, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявле- нии собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 28.1 КоаП рф, транспортное средство находилось во владении или в пользо- вании другого лица.

Рассмотрение дела об административном правонару- шении. Статья 29.1 КоаП рф определила в обязанность су- дьи, органа, должностного лица при подготовке к рассмотре- нию дела об административном правонарушении выяснить следующий перечень вопросов:


1) относится ли к их компетенции рассмотрение данно- го дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административ- ном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материа- лы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производ- ство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Обстоятельствами, исключающими возможность рассмо- трения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, КоаП рф называет наличие родственных связей с кем либо из участни- ков рассматриваемого дела, а также личную, прямую или кос- венную заинтересованность в разрешении дела.

По общему правилу дело об административном правона- рушении рассматривается по месту его совершения. В случае заявления ходатайства лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, по кото- рому было проведено административное расследование, рас- сматривается по месту нахождения органа, проводившего ад- министративное расследование.

КоаП рф в ст. 29.6 определяет, что дело об администра- тивном правонарушении рассматривается в пятнадцатиднев- ный срок со дня получения органом, должностным лицом,


правомочными рассматривать дело, протокола об администра- тивном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении рассматривается в двух- месячный срок со дня получения судьей, правомочным рас- сматривать дело, протокола об административном правонару- шении и других материалов дела.

Порядок рассмотрения дела об административном право- нарушении четко регламентирован ст. 29.7 КоаП рф.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление или определение. таким образом, стадия рассмотрения дела об административном правонарушении включает в себя не толь- ко сам процесс рассмотрения, но и принятие решения по рас- сматриваемому делу.

Пересмотр постановлений и решений по делам об ад- министративных правонарушениях. Право обжалования постановления по делу об административном правонаруше- нии есть реализация конституционно гарантированных прав и свобод. анализируемое право является одним из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжалованию подлежит любое постановление или определе- ние по делу об административном правонарушении незави- симо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены. Следует отметить, что данная стадия не всегда применяется в административном процессе.

Жалоба на постановление по делу об административ- ном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и кото- рые обязаны в течение трех суток со дня поступления жало- бы направить ее со всеми материалами дела в соответствую- щий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление по делу об административном


правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Исполнение постановления по делу об административ- ном правонарушении. С момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правона- рушении оно подлежит исполнению. При этом закон опреде- ляет возможность добровольного и принудительного испол- нения постановления по делу.


 

 

ВОПРОСЫДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ КУРСА

1. Понятие, предмет и метод административного права.

2. Принципы административного права.

3. Соотношение административного права с другими от- раслями права рф.

4. Наука административного права и ее роль в совершен- ствовании административного права.

5. Система административного права.

6. источники административного права: понятие, класси- фикация.

7. Понятие, признаки и виды управления.

8. Общее понятие государственного управления.

9. Управление, самоуправление, социальное управление.

10. Понятие, виды и основные черты государственного управления, его задачи и функции.

11. Соотношение государственного управления, исполни- тельной власти и местного самоуправления.

12. Понятие и виды субъектов административного права.

13. Приоритет прав и свобод граждан как социальной цен- ности.

14. административно-правовой статус граждан как субъ- ектов административного права.

15. административно-правовой статус иностранцев как субъектов административного права.

16. административно-правовой статус юридических лиц.


17. Понятие, содержание и основные черты администра- тивной правоспособности, дееспособности, право субъектно- сти и деликтоспособности граждан.

18. Паспортный режим в российской федерации.

19. Право граждан на обращения в государственные орга- ны и органы местного самоуправления.

20. Право гражданина на административную жалобу.

21. Право граждан на судебное обжалование незаконных решений (действий) органов публичного управления и их должностных лиц.

22. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц пуб- личного управления.

23. Понятие, структура, виды и особенности администра- тивно-правовых норм.

24. формы и способы реализации норм административно- го права.

25. Понятие и виды административно-правовых отношений.

26. Основания возникновения административно-правовых отношений.

27. Нормы административного права и их принципы.

28. Действие административно-правовых норм во време- ни, пространстве.

29. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти

30. Правительство российской федерации.

31. федеральные органы исполнительной власти и орга- ны исполнительной власти субъектов российской федерации.

32. Основы взаимоотношений исполнительной власти с другими ветвями власти.

33. Понятие, признаки, формы и методы осуществления исполнительной власти.


34. требования, предъявляемые к актам органов исполни- тельной власти

35. Понятие и основные принципы государственной службы.

36. административно-правовой статус государственных служащих, его особенности

37. административно-правовое регулирование прохожде- ния государственной службы

38. история развития и становления государственной службы.

39. Управление государственной службой.

40. Муниципальная служба и муниципальная должность.

41. Поощрения и ответственность государственных служа- щих.

42. Прохождение государственной службы.

43. формы государственного управления и их классификация

44. Понятие и виды административно-правовых методов управления.

45. Порядок вступления в силу и прекращение правовых актов управления.

46. Сочетание правовых и неправовых форм управления.

47. Понятие, признаки и публично-правовая природа адми- нистративного договора.

48. Понятие и особенности метода осуществления управ- ленческих действий.

49. Виды методов осуществления управленческих дей- ствий (убеждение, принуждение, административные и эконо- мические методы).

50. разрешительное производство: понятие и особенности разрешительной системы.

51. Способы обеспечения законности в управлении.

52. Дисциплина: понятие, сущность, содержание и целе- сообразность.


53. Надзор: понятие, принцип, содержание, виды.

54. Принцип законности и его значение.

55. Контроль в сфере управления: понятие, принцип, со- держание, виды.

56. Прокурорский надзор, судебный надзор.

57. Общественный контроль.

58. роль предложений, заявлений граждан в обеспечении законности в государственном управлении.

59. Понятие, юридический состав административного пра- вонарушения.

60. Состав административного правонарушения, его эле- менты (объектно-субъектная сторона).

61. Классификация административных правонарушений.

62. Понятие административной ответственности, основные черты.

63. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

64. Крайняя необходимость, невменяемость.

65. Виды административных правонаруш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: