ВВЕДЕНИЕ В ДИАГНОСТИКУ И КОРРЕКЦИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Важным условием успешной днагностико-коррекцнонной деятельности психолога, педагога является учет закономерностей общего психического развития ребенка. Это позволяет в полученном при изучении отдельного ребенка либо детской группы материале увидеть не набор случайных фактов, а целостную систему развития, общее направление в становлении психики, детерминанты имеющихся отклонений в нем (опережение, запаздывание, отставание в развитии). Такое целостное видение картины психического развития не только углубит интерпретацию диагностической информации о ребенке (группе), но и поможет своевременно определить верные, наиболее оптимальные пути и средства коррекционной работы для каждого конкретного случая.
Развитие психики осуществляется по определенным законам.
Напомним основные из них.
Возрастная периодизация и движущие силы развития
Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов: новорожденности, младенчества, преддошкольного детства (ранний возраст), дошкольного детства, младшего школьного возраста, подросткового, юности, зрелого возраста, старческого возраста, долгожития.
От чего зависит переход человека от одного возрастного периода к другому? Что является показателем вступления его на каждую новую ступень возрастной лестницы? Число прожитых дней, месяцев, лет или что-то другое? Календарный возраст, по мнению многих известных психологов (Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др.), еще не основной показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени. Он может и не совпадать с психологическим. Где же тогда главный критерий членения жизненного пути на возрастные периоды? За счет каких сил происходит психическое развитие? Не обратиться ли к философии в поисках ответа на этот вопрос?
Согласно диалектике (а на нее мы и будем опираться) в основе развития, движения лежат такие чаконы, как переход количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей. Последнему специалисты отводят особо значимую роль в периодизации психического развития.
Внутренние противоречия присущи каждому процессу. Разнообразны противоречия, которые могут явиться источником психического развития. Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися формами; противоречия между требованиями, предъявляемыми общественной средой, взрослыми, и ранее приобретенными качествами ребенка; между самими возможностями ребенка - духовными и физическими и т. п. Большое значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальной по содержанию и по происхождению потребности в общении и в новых впечатлениях. На определенных этапах эти противоречия обостряются, нередко возникает состояние конфликта, возрастной кризис.
Ребенок, который был спокойным и покладистым, вдруг начинает бунтовать. Чего же он хочет? В разные периоды детства - разного. Но разница эта относительная, и все возрастные кризисы кое в чем похожи друг на друга. Впервые дети, по выражению взрослых, начинают "показывать характер" при переходе от младенчества к раннему детству (в ответ на запрет проявляют упрямство, пытаются повторить шалости и т. п.).
На третьем году жизни ребенка вновь обостряются противоречия, приводящие к сильным переживаниям, а нередко и к нарушению взаимопонимания. Настойчивое "Я сам!" ребенка вступает в конфликт с не менее требовательным "Нельзя!" взрослого. На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение противоречий приводит к определенным скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии. Именно они, новые качества психики, и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу. Отсюда и развитие ребенка есть не что иное, по мнению Л. С. Выготского, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением и построением личности ребенка.
Каждый возрастной период ребенка характеризуется вполне определенными качествами, общими для детей одного возраста. Но не только это их роднит. Своеобразным на каждом возрастном этапе является и их сочетание. При переходе же от одного возраста к другому качественно изменяются не только отдельные психические функции, но и их соотношения, структура (Л. С. Выготский, Л. И. Божович). Акцентируя особое внимание на своеобразии целостной структуры личности ребенка и наличии специфических для конкретного возрастного периода тенденции развития, Л. И. Божович высказывала предположение о том, что искусственное ускорение развития какой-либо одной функции может нарушить гармоническую структуру возрастного развития ребенка. "... Можно, конечно, научить младшего школьника относительно сложным формам мышления, которыми он будет даже спонтанно пользоваться, - писала она. - Но ведь конкретность детского мышления не случайна: она связана с его общей направленностью на окружающий мир, с его потребностью как можно шире и полнее ознакомиться с явлениями действительности, приобрести достаточное количество фактических знаний и навыков. Лишив ребенка всего этого, мы создаем условия, при которых абстрактное мышление приобретет у него бессодержательный и схоластический характер"'.
Это положение нашло своеобразное экспериментальное подтверждение в исследовании, проведенном под научным руководством Д. Б. Эльконина. В 80-х годах, изучая шестилетних первоклассников, ученые пришли к выводу, что для успешного их обучения наибольшее значение имеет сформированность образного, а не логического мышления. Именно образное мышление позволяет ребенку наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации, задачи. Если же эта функция передается логическому мышлению, то учет множества частных особенностей ситуации оказывается для ребенка затруднен. Предельная обобщенность логического мышления, по мнению ученых, оборачивается слабостью для шестилетнего ученика, порождая широко известное явление - "формализм мышления"
Каждая стадия развития имеет свою непреходящую ценность. И каждая из них должна получить свое полное развитие, иначе она не внесет должного вклада в становление личности.
Осознание этого дает возможность расширить и вместе с тем конкретизировать положение гуманистической психологии о самоценности каждой личности. Самостоятельной ценностью обладает возрастная характеристика каждого периода в жизни человека. Поэтому и воспитательный процесс педагогу следует строить не вопреки возрастным особенностям детей, а с учетом их.
Важной характеристикой каждого возрастного этапа является и специфическая для конкретного возраста социальная ситуация развития. Это значимое для возрастной периодизации понятие ввел Л. С. Выготский, обозначив данным термином то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условии, которое типично для каждого возраста и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
В числе существенных характеристик каждого возрастного этапа и ведущая деятельность.
Ведущая деятельность. Развитие ребенка, возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми. Родившийся маленький человек - не пассивное существо. Возникновение новообразований в его психике возможно лишь в результате активной деятельности его самого.
Разнообразны виды деятельности, которыми занимается ребенок: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, читает стихи, считает, поет, ухаживает за растениями и животными, мастерит, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет... Каждый вид деятельности вносит свой "вклад" в развитие ребенка. Особенно важное значение имеет при этом ведущая деятельность. Какую деятельность можно назвать таковой? Главный критерий здесь не время, посвященное ребенком той или иной деятельности, а то, каков вклад ее в формирование важнейших новообразовании в психике, в подготовку к следующему возрастному периоду.
В ведущей деятельности впервые возникают и внутри нее дифференцируются другие виды деятельности; в ней формируются или перестраиваются частные процессы; от нее теснейшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности (А. Н. Леонтьев и др.).
В каждом возрасте своя ведущая деятельность. Задача взрослых - разумно организовать деятельность ребенка. Так, в младенческом возрасте, когда ведущей деятельностью является непосредственное эмоционально-личностное общение со взрослым, особенно важно удовлетворить потребность ребенка в ласке, внимании, доброжелательности. Проявляя в этот период заботу о малыше, не станем ограничиваться уходом за ребенком - "сыт, сух, молчит - что еще надо?". Ребенку нужно и наше общение с ним, наше любовное внимание.
В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Следует активно помогать малышу осваивать ее. Ведь в процессе общения с нами ребенку легче усвоить назначение различных предметов (юлы, машинки, мяча, ложки, карандаша и др.), научиться пользоваться ими. Наше внимание к этой деятельности будет способствовать возникновению и развитию мышления, других психических процессов, поможет сформировать у ребенка готовность к вступлению в деловой контакт с другими детьми, взрослыми, что также имеет немаловажное значение для развития его психики.
В дошкольном возрасте особое внимание следует уделять творческой, ролевой игре, принимающей в этот период статус ведущей деятельности.
Руководство взрослых игрой не может ограничиваться лишь приобретением игрушек для ребенка. Важно понаблюдать, во что и как играют дети. В игре ребенок отражает окружающую жизнь. Наша забота - в доступной форме познакомить детей с окружающей действительностью. Развитию игры в педагогически ценном направлении будут способствовать прогулки, экскурсии, путешествия, чтение книг, беседы о виденном и прочитанном, а также советы в ходе самой игры, непосредственное включение взрослого в нее как партнера по совместной деятельности...
Следует широко использовать игру, игровые приемы и в диагностико-коррекционной работе.
Нельзя упускать из поля зрения и другие виды деятельности дошкольника - изобразительную, музыкальную, художественно-речевую, конструктивную, трудовую, учебную. Ведь именно в разнообразных видах деятельности формируется психика ребенка.