Философия в Средние века




Античная философия

Необоснованные претензии на божественное всеведение, с одной стороны, и скептический отказ от познания истины – с другой, привели философию этого периода в тупик.

Из этого состояния философии вывели Сократ и его ученики: Платон и Аристотель. Их учение об «идеях» - это новый период, который большинством ученых признается вершиной античной философии, ее классикой. Смысл учения в следующем: философия должна исследовать не природу и не собственно человеческий мир, а идеальные прообразы того и другого мира, которые суть истинное бытие, познаваемое при помощи особого метода, названного Платоном «диалектическим». После Платона и Аристотеля наступил многовековой и сложный эллинистический период развития античной философии, но магистральные пути уже были найдены, и следующая духовная революция Средиземноморья была связана не с философией, а с рождением новой религии.

Древнегреческих мыслителей волновал вопрос о связи сознания и материи применительно к обществу и человеческой деятельности. Что зависит от воли человека, а что – от внешних для него сил? Предопределена ли человеческая деятельность жесткими природными законами? Существует ли судьба, рок, кармическая предопределенность? Регулируется ли земной мир внешней духовной силой – миром идей, формой форм и т.п.? Таким образом, все вопросы можно выразить обобщенно: каково отношение материи и сознания, материального и духовного? Что первично – материя или сознание? Познаваем ли мир?

Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Первым материалистом стал Демокрит (мир состоит из атомов).

Идеализм считает первичным началом бытия сознание (дух. мышление), а материю, природу – вторичным, производным от сознания. Объективный идеализм состоит в признании пер­вичности сверхчеловеческого сознания. В объективном идеа­лизме «объективное» - это особое, «ничейное» сознание, существующее само по себе независимо от сознания человека. Создателем объективного идеализма был Платон (первичен мир идей), его последователями - Гегель (абсолютная идея), Шопенгауэр (мировая воля), Ницше (воля к власти).

Креационизм - учение о сотворении мира Богом (сначала существовало божественное сознание, потом оно создало материальный мир).

Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека. Его представители - деятели Нового времени Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иоганн Фихте, И. Кант. Субъективный идеализм считает, что всё, что человек знает о мире, он узнает с помощью ощущений. В разуме нет ничего такого, что не содержалось бы первоначально в показаниях органов чувств. Утверждение, все знания приобретаются в конечном счете через органы чувств, является основой сенсуализма.

 

Материалисты утверждают, что источником ощущений являются реально существующие вещи.

Познаваем ли мир?

Сократ утверждал, что природа вообще непостижима для человеческого познания.

Агностицизм отрицает познание мира (Дэвид Юм и Иммануил Кант).

Развивается ли мир или остается постоянным и неиз­менным?

Известно учение Гераклита о всеобщей изменчивости при­роды — диалектика. В XIX в. Георг Гегель создал учение о диа­лектике и идеализме. К. Маркс и Ф. Энгельс основывают своё учение на материализме. Ч. Дарвин в своем учении раскрыл ме­ханизм развития живой природы.

Диалектике противоположна метафизика - упрощенное, примитивное учение о движении и развитии. Парменид и Зенон Элейский утверждали, что движение вообще невозможно, так как оно противоречиво.

Создатель диалектики - Гераклит из Эфеса («О природе»: мир изменчив, первооснова — огонь, учение о единстве и борьбе противоположностей). Известны афоризмы Гераклита: «Всё течёт, всё изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Метафизика (элейская школа, Зенон) - представление о не­изменности всего существующего; противоположна диалектике. В ее понимании движение - это цепь состояний покоя.

Атомисты (Демокрит, Эпикур) - мир состоит из мельчай­ших невидимых и неделимых частиц - атомов. Демокриту при­надлежит концепция всеобщего детерминизма (причинной обу­словленности), то есть природные и общественные явления зако­номерны, случайностей не существует. В своей поэме «О природе вещей» Тит Лукреций Кар наиболее полно изложил основные идеи античного атомизма. Древнегреческие атомисты вошли в историю как создатели материализма.

 

Философия в Средние века

Патристика - учение «отцов церкви», христианских рели­гиозных мыслителей II-VIII вв. Одним из первых представите­лей был Тертуллиан («Верую, потому что абсурдно»). Другими представителями являются Климент Александрийский, Григо­рий Богослов, Иоанн Дамаскин, Августин Аврелий (Августин Блаженный): «О граде Божием», ввел учение о креационизме - Бог сотворил мир из ничего.

Схоластика - постижение Бога с помощью разума посредством логических доказательств (Фома Аквинский),

Реализм - самостоятельно существуют только общие понятия (универсалии), а вещи производим от них (например, в современной экономике, в менеджменте, маркетинге успех во многом висит от правильного видения общих законов данной сферы деятельности и их специфики в применении к конкретной отрасли, фирме, отдельной ситуации).

Номиналисты - не допускали реального существования универсалий: общее, по их мнению, существует только после единичных вещей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: