ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА И ДЕТСКОЙ ГРУППЫ




Принципы изучения

Знаем ли мы тех, кого воспитываем? Не объясняются ли мно­гие промахи и ошибки в воспитании именно тем, что воспитатель нередко "не ведает, что творит"? Л поскольку он по своему долгу и призванию должен творить личность, эти ошибки связаны часто с неведением внутреннего мира ребенка. Конечно, можно возра­зить, что, мол, талантливая воспитательница Петрова Мария Ива­новна и без глубокого знания методов психологической диагнос­тики способна читать в душах детей и успешно формировать их психологический облик. Но так ли много талантов? Педагогический талант - это такая же редкость, как художник божьей ми­лостью. И счастлив тот ребенок, которому судьба подарила тако­го педагога. Но счастливыми должны быть все. А это значит, что мы не должны надеяться только на талант или вдохновение. Нуж­но думать, прежде всего о знаниях и мастерстве педагога.

Любому мастеру нужны инструменты. Будем рассматривать те методы психологического исследования, о которых дальше пой­дет речь, как инструменты, которые в руках умелого мастера по­могают понять душу ребенка.

Психологические методы и есть те средства, способы, с помощью которых добываются научные факты о внутреннем мире человека.

Великий естествоиспытатель И. П. Павлов писал в своем письме к молодежи: "Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории - пустые потуги".

Что же такое психологический факт? Прежде всего, это опреде­ленный акт поведения ребенка, в котором проявляются особеннос­ти его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем детскую группу, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности детей, проявле­ния (хорошего настроения; акты общения между детьми.

Общая цель всех методов психологического исследования за­ключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психоло­гических факторов, и накоплении эмпирических, опытных данных для последующего анализа и практического использования. Сле­довательно, факты интересуют и психолога и педагога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологичес­ких закономерностей. Наблюдательные родители и опытные пе­дагоги располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни людей, но это не делает их научными работниками в обла­сти детской психологии. Даже более или менее систематизирован­ные повседневные записи, которые составляют содержание опуб­ликованных дневников матерей, воспитателей и учителей, не мо­гут рассматриваться в качестве научных произведений по детской психологии, а служат лишь материалом (порой исключительно ценным!) для дальнейшего научного анализа. "Факт сам по себе ничто, - отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, -он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает".

Какими же общими принципами, идеями следует руководство­ваться, применяя методы психологической диагностики? Прежде всего - это принцип генетического (исторического) подхода к изу­чению психики ребенка. Для детской психологии этот принцип на­столько важен, что сама эта наука иначе именуется генетической психологией. Согласно этому принципу при изучении явлений дет­ской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со свер­стниками. Этот принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на разви­тие психики детей, на становление их личности.

Диалектический подход к изучению развития психики ребенка (на который мы опираемся) предполагает и осуществление прин­ципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего по­рядка.

Мы хотели бы сказать и о целостности психики ребенка, его душевного склада. Следует иметь в виду, что личность - сложная целостная система, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Важно учитывать это, поскольку отдельные диагностические ме­тодики (опрос, тесты и др.) по необходимости как бы "выхватыва­ют" из целого какую-то маленькую частичку. Но данная частичка имеет смысл только внутри целостного явления. Мы всегда должны помнить: любая черта психики "вписана" в сложную кар­тину и имеет смысл только внутри этой картины. Поэтому одни и те же количественные показатели, которые мы получаем в ходе исследования, приобретают смысл только тогда, когда рассмат­риваются на фоне личности ребенка.

Каждый полученный отдельный факт необходимо рассматри­вать на качественном уровне, т.е. с учетом его включенности во всю внутреннюю картину мира ребенка и его поведения. Отсюда следует необходимость изучать личность ребенка во всех много­образных связях его с окружающими людьми.

Абсолютно ничего нельзя понять в личности ребенка и его поведении без анализа общения его с окружающими людьми (прин­цип единства изучения личности и общения). Особенно важно изучить, как своеобразные условия личностной микросреды (от­ношения с родителями, близкими членами семьи, со сверстника­ми) и в значительной степени с воспитателем - внешние условия -"переплавляются" во внутренние психологические качества чело­веческой личности.

Такой же процесс перехода внешнего поведения ребенка (об­щение, деятельность) в его внутренние психические черты характе­рен для всей динамики формирования психики маленького чело­века. Однако нужно учитывать и обратный процесс: уже сформи­ровавшиеся черты личности проявляются в общении и деятель­ности ребенка, мотивируя и своеобразно окрашивая их. Недаром в психологии говорят о единстве сознания и деятельности. Со­знание, личность не только формируются, но и проявляются в деятельности. Именно благодаря этим внешним проявлениям мы можем относительно объективно судить о человеке. Правда, точ­ность и объективность выводов в психологическом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрос­лые нередко высказывают различные суждения. Вот почему так важно учитывать и мнения обоих воспитателей, музыкального руководителя, родителей и всех других взрослых, которые часто общаются с ребенком (принцип стереоскопичности).

Древние говорили, что нельзя дважды пойти в одну и ту же реку. Точно так же относительны наши сиюминутные, сегодняш­ние знания о ребенке. Изучая детскую личность, следует учиты­вать ее беспрерывное изменение и развитие. Недаром рекоменду­ется одно и то же проявление личности изучать непрерывно, ина­че говоря, на фоне повседневных наблюдений повторять тесты и другие испытания, для того чтобы понять сегодняшний уровень развития ребенка и его перспективы.

Иногда считают, что тесты и другие психологические методы только фиксируют определенные состояния и уровень развития. Но ведь даже в медицинской диагностике (как мы уже отмечали) различного рода анализы (в том числе рентген и даже обыкновенный термометр) не только измеряют то или иное физиологическое, физическое состояние, но и определен­ным образом влияют на психологическое самочувствие боль­ного. Это обстоятельство в еще большей степени необходимо учитывать при психологическом исследовании. Почти всякий тест или опросник в той или иной мере не только измеряет определенное психическое явление, но и влияет на личность ребенка. И здесь самое главное - учитывать древнее правило, сформулированное еще Гиппократом: "Не навреди!". Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации изучения ребенка (группы), при которой ни его процесс, ни результаты не наносили бы испытуемым какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т. д.).

Кроме того, необходимо стремиться применять такие методы, которые помогают развитию ребенка. Поэтому очень важно осу­ществлять единство диагностики и коррекции развития психики. В этом основная цель. Ведь воспитатель не только из научной лю­бознательности изучает ребенка. Диагностика, осуществляемая педагогом-исследователем, должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Прислушаемся к сове­ту известного детского психолога Д. Б. Эльконина: контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным для того, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.

Опора на принцип коррекционности при подборе диагностичес­ких средств и непосредственном осуществлении диагностики, ос­нованном на признании изменчивости психики, является обяза­тельным условием в работе практического психолога, педагога-исследователя.

Не менее важен принцип беспристрастности при изучении ребенка, "детского общества". Он предполагает недопущение предвзятого отношения как к отдельному испытуемому, так и к детской группе. Его реализация в значительной степени зависит от адекватности примененных методов целям исследования, со­ответствия их возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т. д., от выполнения правил научности исследования, взвешен­ности сведений психологического характера и др.

Диагностическая психокоррекционная работа в детском саду предполагает тесное сотрудничество психолога (воспитателя) не только с ребенком (группой), но и с родителями, педагогами-кол­легами. Успешному претворению принципа сотрудничества, других названных принципов способствуют такие качества педа­гога-исследователя, как контактность, инициативность в обще­нии, эмпатия, наблюдательность в отношении проявлении психи­ки, способность поддерживать у окружающих чувство доверия и симпатии. Он должен быть хорошим организатором ситуаций об­щения, их автором и актером.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: