Методы изучения психики ребенка




Педагогу, ежедневно общающемуся с детьми, может пока­заться, что уже в силу этого он знает своих воспитанников. Но думать так - значит глубоко заблуждаться. Опыт педагогов-мас­теров, передовых педагогических коллективов, проводимая на кафедре общей и детской психологии БГПУ работа по внедрению психологии в педагогическую практику свидетельствуют: для глу­бокого, всестороннего познания воспитанником необходимо вклю­читься в специальную деятельность по их изучению. Помочь в этом могут различные средства - наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов детского творчества, социально-психо­логический метод, тестирование... Чаще всего в конкретных ис­следованиях применяется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга.

При этом, исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов - методики изучения тех или иных сторон развития пси­хики ребенка. Успех здесь во многом зависит от методической изо­бретательности педагога-исследователя, от его умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставлен­ным задачам.

Наблюдение. Наблюдение - это планомерное, целенаправлен­ное восприятие явлений, результаты которого в той или иной фор­ме фиксируются наблюдателем. Возможность использования этого могучего метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности - дейст­виях, словах, жестах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.

Главной особенностью наблюдения как метода психологичес­кого исследования является то, что исследователь не вмешива­ется в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, "как в жизни". Эта позиция "невмешательства" име­ет не только положительные, но и отрицательные последствия.

Не всякое, даже специально зафиксированное, восприятие по­ведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего, необходимо четко сфор­мулировать цель наблюдения (что и ради чего будет наблюдаться), которая вытекает из задач исследования.

Далее, наблюдение должно быть систематическим и планомер­ным. До проведения основных сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу, из которой должно быть ясно, какие дети или группы детей будут наблюдаться, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут фиксироваться.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительно­го изучения объекта и предмета исследования. В схеме важно пре­дусмотреть основные акты поведения, возможные действия ис­пытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т. д. Целостное поведение детей как бы "раскладывается" на отдельные относительно самостоятельные кадры. Чем более дроб­ной будет схема, тем более точными окажутся результаты наблю­дения. Результаты заносятся в протокол, а затем обрабатываются.

На основе схемы-таблицы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостат­ки, присущие наблюдению по методу научного исследования (субъ­ективизм исследователя и трудность осуществления количествен­ной статистической обработки полученных данных). Опасность субъ­ективизма возрастает в том случае, если наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько высказы­вает свое мнение о происходящем. Такой тип записи психолог М. Я. Басов называл "истолковательным". В результате тщательного ис­следования различных видов записи результатов наблюдения он при­шел к выводу о необходимости "фотографической" записи, при ко­торой исследователь "стремится каждый элемент поведения зафик­сировать соответственным словесным символом, так что в резуль­тате фиксируется вся ткань процесса"'.

В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: кинокамера, магнитофон, фотоаппарат. Для уточнения результатов наблюде­ния используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т. д.,

Результаты наблюдения можно фиксировать как в специаль­ном дневнике, так и в карточке табеля развития. Последний вариант представляется особенно удобным для воспитателя. Цель такой карточки - создать портрет ребенка, который можно будет сравнить с его же более поздним портретом (при условии, естест­венно, продолжения наблюдения за ним). Структурные рубрики таких карточек развития могут отличаться. Детский психолог Д. Лешли (Англия), широко использующая их в своей работе с дошкольниками, считает целесообразным, например, фиксировать в них, кроме физического развития ребенка:

- общение и развитие речи - выразительная речь и понимание.

Сюда включается освоение таких понятий, как "размер", "цвет", "число";

- социальное развитие, игру - отношение со взрослыми и деть­ми, то, как ребенок играет, его интересы и др.;

- самостоятельность и независимость - наличие умений обхо­диться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания, поль­зования туалетом, а также умений помогать взрослым, участвовать и выполнять текущие поручения;

- поведение - иногда включают в пункт социального развития или самостоятельности, можно завести специальный раздел, в котором отмечаются любые проблемы и трудности ребенка.

Особое внимание следует обратить на структуру таких карто­чек развития, перечень "пунктов" по каждому направлению разви­тия. Эти "пункты" обычно располагают примерно в том порядке, в котором у ребенка должны появляться соотвествующие новообразования.

Если качество, навык, умение сформированы, в карточке ставят "галочку" (V), если данные неопределенные - вопросительный знак (?), что делает процедуру заполнения ее довольно простой и быстрой.

Приведем в качестве примера фрагмент карточки развития, фиксирующий поведение ребенка третьего года жизни (табл. 1).

Полученную в процессе наблюдения информацию педагог срав­нивает с предыдущей, полученной по этим же параметрам разви­тия у данного ребенка. При этом можно определить, есть ли успе­хи в развитии ребенка, насколько они велики. Наблюдения за кон­кретным воспитанником следует соотнести и с результатами, дос­тижениями других детей группы, со средними показателями (нор­мативными). Это поможет определить, нет ли отставания (опере­жения) в развитии ребенка, своевременно и грамотно отыскать пути и средства коррекционной работы с ним, а может быть, и ста­нет толчком к профессиональному самосовершенствованию.

 

Таблицае!

Социальное развитие в игре
Дата 5.02.86. 25.05.86. 30.08.86
Boзpacт 2,6 2,9  
Реакции на трудности: Быстро сдается Пытается преодолеть какое-то время Пытается преодолеть постоянно V V  
Реакции на тихие занятия, требующие обдумывания: Непоседлив с самого начала Концентрируется на 1—2 минуты Концентрируется на 5 минут и более V V V
В играх с другими детьми: Обычно включается в игру Обычно играет в одиночку, но во те других детей Держится в стороне от других детей V V V

 

Экспериментальные методы. Эксперимент - главный метод современной детской психологии. Это исследование, в процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для про­явления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребенка.

Рассмотрим основные признаки эксперимента.

1. Отличительной особенностью эксперимента является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать инте­ресующее явления столько раз, сколько это необходимо для дока­зательства или опровержения выдвинутой гипотезы.

2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явле­ниями и различными психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.

Например, нам необходимо изучить какое-то определенное явление А, которое может протекать в условиях Б, В, Г. Предпо­ложим, мы хотим выяснить, как влияет на интересующее нас явле­ние фактор Б. Чтобы установить это, мы многократно вызываем явление А, но при этом варьируем, фактор Б, а остальные условия оставляем без изменения. Фактор, который изменяется экспери­ментатором, называется независимой переменной. Тот фактор или явление, которое изменяется под влиянием изменения независи­мой переменной, называется зависимой переменной. В нашем при­мере это явление А.

В качестве независимых переменных при изучении психичес­ких явлений могут выступать различные условия окружающей ребенка среды: освещение, время дня, размещение испытуемых, личность экспериментатора и т. д. Для достижения успеха иссле­дования необходимо добиться как можно более полного равенства всех условий, факторов, при которых протекает то или иное явле­ние. Изменяться должна только независимая переменная.

Особо следует обратить внимание на то, чтобы все испытуе­мые одинаково относились к опыту и экспериментатору, так как необходимо обеспечить равенство мотивов участия.

Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и дос­таточное количество испытуемых позволяют посредством приме­нения статистических методов обработки данных проверять гипо­тезы о закономерных связях между явлениями.

Результаты каждого опыта заносятся в протокол, где даются общие сведения об испытуемых. Фиксируется характер экспери­ментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента (количественные и качественные особен­ности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т. д.).

Основные особенности эксперимента, о которых мы говорили, сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, фор­мирующем и др. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специ­ально оборудованном помещении с помощью приборов и приспо­соблений. На экранах демонстрируются фигуры, загораются и гаснут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле ребенка. При этом ему нередко приходится нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять другие ответные действия. В лабораторных экспериментах иссле­дуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и т. д. Данные изме­ряются и регистрируются с большой объективностью и точностью. Однако то, что психолог выигрывает здесь в точности, он проигры­вает в естественности ситуации и возможности переносить резуль­таты на другие ситуации. В необычных условиях лаборатории ребе­нок может показать не такие результаты, как в естественных усло­виях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер.

Для того, чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов -игровое моделирование экспериментальных и жизненных си­туации. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других операции, для регистрации которых необходимо закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывают как игру в космонавтов: специальные очки и другие предметы вхо­дят в "космическое снаряжение" - скафандр, средства свя­зи и др.

Наиболее продуктивным и распространенным в детской пси­хологии является естественный эксперимент. "Существенным условием естественного эксперимента, - отмечал его создатель, психолог А. Ф. Лазурский, - отличающим его от эксперимента искусственного, является то, что сам ребенок не должен подозре­вать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпада­ют смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности при проведении искусст­венного эксперимента"'. '

Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольника. В форме естественных экспериментов проводятся и опыты по изу­чению межличностных отношений и общения между детьми. Иг­ровое моделирование ситуации позволяет исследователям при со­хранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.

Нередко в таких экспериментах используются специально скон­струированные куклы, поведение которых можно точно запро­граммировать и регулировать. Так, в одном из исследований при изучении способности детей к сочувствию и сопереживанию была использована большая кукла, в которую вмонтировали динамик, а в кармане фартука положили конфету. Ребенок, играя с кук­лой, обнаруживал конфету, доставал, разворачивал к собирался полакомиться. Но в этот момент экспериментатор включал маг­нитофон с записью детского плача, которым кукла "реагировала" на действия ребенка. Поведение детей в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей было различным: одни дети, не обращая внимания на плач, спокойно съедали конфету, другие -бросали конфету и убегали, третьи - пытались засунуть конфету в рот обиженной кукле и таким путем ее успокоить и т. д. (Иссле­дование Е. И. Кульчицкой).

В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в про­цессе активного воздействия, которое приводит к возникновению у ребенка новых психических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специ­альных условий применения таких методов обучения и воспита­ния, которые должны привести, согласно предположению иссле­дователя, к определенному развитию психики ребенка. Если за­планированные новообразования действительно возникают, это оз­начает, что можно управлять определенной стороной психическо­го развития.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на который ис­следователь собирается воздействовать. Иными словами, осуще­ствляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития.

На основе полученных данных исследователь, исходя из тео­ретических представлений о характере и движущих силах разви­тия этой стороны психики, разрабатывает план активного психо­лого-педагогического воздействия, т.е. прогнозирует путь раз­вития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изу­чаемого свойства в процессе специально организованного экспери­ментального обучения и воспитания. От обычного воспитательно-образовательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах пе­дагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследо­вании может проверяться какое-то вполне определенное воздей­ствие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования про­водятся диагностические эксперименты, в результате которых кон­тролируется ход происходящих изменений и измеряются резуль­таты.

Для того, чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, зависят именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы, в отличие от исследу­емых, экспериментальных групп, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объ­ему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, не­обходимо соблюдать все правила психологического эксперимен­тирования, и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример формирующего эксперимента. При изучении причин, по которым старшие дошкольники в группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информированность ребенка, иными словами, дети выбирают для общения тех свер­стников, которые обладают какими-то интересными знаниями и умеют ими поделиться.

Для проверки этой гипотезы было проведено специальное ис­следование. На первом этапе изучались межличностные предпо­чтения в дошкольных группах (в том числе и описанным ниже социометрическим методом "Поздравь товарища") и устанавли­вался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное поло­жение, "наделяли" новой интересной информацией (рассказыва­ли им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи сверстникам. После того как, по на­шим наблюдениям, дети стали применять полученные знания в повседневном общении с другими детьми, был проведен контроль­ный социометрический эксперимент, результаты которого свиде­тельствовали о правильности гипотезы: положение дошкольни­ков, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значи­тельно улучшилось. (Исследование Я. Л. Коломинского.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: