Европейская философия Х1Х-ХХ вв.




Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей куль­турной ценности.

Иррационализм – идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе по­знания, считает основой миропонимания нечто недоступное ра­зуму. Например, религия всегда иррациональна, так как божест­во недоступно человеческому пониманию.

Позитивизм – это мировоззрение, широко распространив­шееся в западных странах в XIX-XX вв. Основателем является Огюст Конт. Главный принцип - признание интеллектуальной эволюции человечества, или закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной, то есть разумной. На первой ста­дии разум пытается ответить на традиционные мировоззренче­ские вопросы с помощью религии. Однако религиозные пред­ставления не позволили понять глубинную природу реального мира и разрешить эти вопросы. Поэтому на второй стадии разум обратился от религии к науке и попытался понять мир с помо­щью философии (по терминологии О. Копта - с помощью мета­физики). Однако только на третьей стадии человеческий разум выработал действительно научный, рациональный подход к ми­ру. Позитивистский стиль мышления состоит в сознательном отказе от постановки и решения мировоззренческих проблем, в попытке ограничить философию и другие науки решением ча­стных, сиюминутных задач, возникающих в познании и практи­ческой деятельности общества. Наука должна основываться на наблюдениях и выполнять описательную, а не объяснительную функцию.

В современном мире люди во многом придерживаются именно такого подхода, считая, что глобальные проблемы не имеют отношения к их повседневной деятельности. На самом деле любые действия и решения человека осознанно или не­осознанно опираются на философско-мировоззренческие идеи. Так, можно верить или не верить в Бога, но невозможно никак не относиться к религии. У каждого человека вырабатывается своё отношение к идее Бога, религиозным учениям, к верующим и неверующим людям.

Социальная философия О. Конта рассматривает общество как четыре класса. Подчинение одних классов другим считается вполне естественным, так как закономерно вытекает из разделе­ния труда.

Классы:

1. Представители науки, философского и эстетического ви­дов деятельности.

2. Предприниматели, банкиры и торговцы.

3. Земледельцы.

4. Рабочие.

Позитивизм прошел три стадии:

* классический позитивизм;

* махизм, или эмпириокритицизм;

* неопозитивизм и постпозитивизм.

К классическому позитивизму относятся английские ученые Джон Милль и Герберт Спенсер,

Ко второму направлению (махизму) принадлежат австрий­ский физик Эрнст Мах и французский математик Жюль Пуан­каре (эмпирио - опыт, критицизм - критика).

В основу подхода Маха был положен принцип «экономии мышления» (в развитой науке всякие объяснения излишни).

Анри Пуанкаре придерживался принципа конвенционализма (от лат. соглашение). Ученые могут по-разному описывать зако­ны природы, по-разному формулировать проявляющиеся в том или ином событии законы. Научное сообщество должно прийти к соглашению о том, как формулировать тот или иной закон. В. И. Ленин, выступая с критикой махистов в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм», говорил, что реальные природные явления никак не зависят от нашего способа их описания.

Неопозитивизм (логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм) и постпозитивизм возникли во второй половине XX века. По мнению представителей данных направлений, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке. Для анализа на­учного знания помимо конвенционализма они использовали два методологических принципа - верификации и фальсификации.

Верификация – проверка истинности знания на опыте (Мо-риц Шлик и Рудольф Карнап). Этот метод состоит в попытке свести все знания к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название протокольных пред­ложений. («Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое».) Однако индивидуальный чувственный опыт субъективен. К тому же наиболее сложные и абстрактные разделы научного знания оказалось невозможным свести к протокольным предложениям.

Фальсификация как метод проверки истинности знания был введен английским философом Карлом Поппером. Своё учение он называл критическим рационализмом. Он противоположен принципу верификации и означает своеобразную проверку зна­ний на ложность. Знания, которые до настоящего момента не опровергнуты, по Попперу, следует признавать истинными. Од­нако всегда следует помнить, что их истинность является недо­казанной, гипотетической. В любой момент может появиться фальсифицирующий пример, который побудит признать знание ложным. Например, можно утверждать, что все лебеди белы, лишь до того момента, пока не встретится черный лебедь. Также из-за ограниченности технических возможностей мы не можем фальсифицировать, то есть опровергнуть утверждение о темпе­ратуре вещества в центре Луны, но в будущем это должно стать технически возможным. Поэтому утверждение «Температура в центре Луны равна 10 градусам Цельсия» принципиально фальсифицируемо и является научно осмысленным.

Постпозитивизм (Томас Кун, работа «Структура научных революций») - еще одно направление современной философии. Центральное место в нем занимает понятие парадигмы. Парадигма (образец) - совокупность убеждений, ценностей и техни­ческих средств, принятых научным сообществом и обеспечи­вающих сохранение научной традиции. Самостоятельными па­радигмами являются геоцентрическая система Птолемея, меха­ника Ньютона, теория относительности Эйнштейна. Т. Кун полагал, что прогрессивного развития в науке не происходит, поскольку нельзя определить, какая из парадигм правильная.

Прагматизм (от слов «дело», «действие»). Авторы - амери­канские философы Чарльз Пирс и Уильям Джеймс. Задача праг­матизма - создание философской системы, основанной на по­нимании практического действия (а не теоретических рассужде­ний) как главной формы жизнедеятельности человека. Прагма­тизм не исследует, как устроен мир, а старается определить, как человеку наилучшим образом устроиться в нем. По мнению прагматиков, философия должна объяснять человеческие дейст­вия и разрабатывать общие методы для решения практических задач, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях.

Марксизм (Карл Маркс и Фридрих Энгельс) - еще одно на­правление общественной мысли XIX-XX вв. В марксизме выде­ляют три части: философию, политэкономию и научный комму­низм. По определению В. И. Ленина, «марксистская философия есть материализм». В основе этой философской системы зало­жены следующие идеи:

- философия – царица наук, объединяющая в целостную сис­тему всё теоретическое знание;

* концепция диалектического материализма (Ф.Энгельс: «Анти-Дюринг», «Диалектика природы»);

* концепция исторического материализма, или материали­стического понимания истории. «В историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. На ход истори­ческой борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму её различные моменты надстрой­ки» (Ф. Энгельс);

* учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи;

- материалистическая концепция сознания и человека, свя­занная с трудовой теорией антропосоциогенеза.

Иррационализм (Артур Шопенгауэр) - обращает внимание не на устройство мира, а на проблему человека и человеческого познания. «Чувствуя себя центром мира, человек становится крайне эгоистичным. Сбалансировать частные воли, эгоизм от­дельных людей пытается государство. Но настоящее преодоле­ние человеческого эгоизма происходит только в сфере искусства и морали». Исходным видом познания Шопенгауэр считал ин­туицию.

Фридрих Ницше уделил в своих трудах внимание не психо­логическим чертам человеческой личности, а надиндивидуальным процессам в социальном организме, прежде всего в сфере культуры. По Ницше жизнь - это первичная реальность, целост­ный органический процесс, предшествующий разделению мате­рии и духа, бытия и сознания. Сущность жизни - это «воля к власти», жизнь - борьба за власть, за господство.

Экзистенционализм (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Аль­берт Камю, Жан Поль Сартр, Николай Бердяев) - направление, рассматривающее проблему смысла жизни человека. Человек – микрокосм (малая Вселенная). Важнейшие ценности человече­ской жизни — свобода и творчество. Бытие человека как он есть – это его экзистенция. Человек переживает своё бытие в мире как набор неких психологических состояний, к которым относятся страх, забота, решимость, совесть, вина, тоска, скука. Человек пытается найти смысл своего существования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: