Понятие «образовательная система»




Обращение к феномену «образовательная система» позволяет понять наиболее значимые, по мнению авторов, его основания.

Так, к примеру, Новиков Д.А. под образовательной системой предлагает понимать «совокупность образовательных учреждений (ОУ), реализующих преемственные образовательные программы (ОП) различного уровня и направленности.

В более широком понимании ОС включает не только ОУ и ОП, но и инфраструктуру (учебно-методические кабинеты, ресурсные центры и т.д.), а также ОУО соответствующего уровня,... «минимальной» образовательной системой является отдельное образовательное учреждение» [8, с. 63].

Образовательные системы, с позиции Новикова Д.А., могут рассматриваться в комплексе составляющих [8, с. 69]:

- педагогическая система, в которой реализуется процесс обучения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки, как педагогика и психология;

- экономическая си стема – исследованием соответствующих проблем занимается экономика;

- социальная система, в которой участники – люди, их группы и коллективы – вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются социология и социальная психология и др.;

- организационная система – исследованием соответствующих проблем занимаются теория управления и менеджмент.

Также, по мнению Новикова Д.А., образовательные системы представляют собой системы междисциплинарной природы (с точки зрения рассмотрения образовательного процесса как «производство», причем как духовное производство – производство услуг, производство информации и знаний, «производство» квалификаций, компетенций и т.д.) [8, с. 70].

Лебедев О.Е. представляет образовательную систему совокупностью «элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, которая обеспечивает возможность осуществления образовательного процесса (организационно-педагогическая, педагогическая, дидактическая система)» [7, с. 6].

Состав элементов образовательной системы, согласно Лебедеву О.Е.:

- образовательные институты (образовательные организации), другие социальные структуры, выполняющие образовательные функцию), обладающие определенными ресурсами (организационные, дидактические, методические, информационные, интеллектуальные, материальные, финансовые, человеческие) для реализации образовательных программ путем организации совместной деятельности участников образовательного процесса;

- управленческие структуры, обладающие определенными ресурсами, в том числе административными;

- служба сопровождения (методическая, аналитическая, экспертная), обладающая определенными ресурсами и обеспечивающая образовательную деятельность.

Закирова Э.И. считает, что «образовательные системы представляют собой социальные институты, целью которых является образование человека.

Как и любые системы, они имеют свою структуру, т.е. состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой» [4, С. 373].

Янкевич К.А. в качестве образовательной системы обозначает внутреннюю социально-педагогическую систему, которая есть синтез «педагогической системы в совокупности с внутренними системами методологической и социальной» [12, С. 132].

Исследователь Бунеев Р.Н. в ходе рассмотрения образовательной системы как составной часть системы образования обнаруживает, что «образовательная система – это совокупность преемственных, непрерывных образовательных программ всех ступеней обучения, созданных в единстве философско-методологических, психологических, воспитательных и содержательных подходов; программ, базирующихся на собственных психолого-педагогических принципах, технологиях, системе оценивания и диагностики образовательных достижений» [3, С. 5].

Авторы учебного пособия Боровкова Т.И. и Морев И.А. указали на важную роль образовательной системы «в поле социально- экономических процессов» [2, с. 68].

Обобщение рассмотренных подходов к определению феномена «образовательная система» позволяет сделать некоторые заключения:

- во-первых, образовательная система имеет своей целью обучение, воспитание и всестороннее развитие личности;

- во-вторых, образовательная система в своем составе имеет ряд подсистем (элементов), которые взаимосвязаны между собой;

- в-третьих, основанием образовательной системы, по мнению некоторых авторов, является педагогическая система;

- в-четвертых, образовательная система выполняет важную роль − является рычагом управления динамикой развития социума в целом;

- в-пятых, образовательная система, как и любая другая система, должна быть управляемой;

- в-шестых, деятельность образовательной системы строится на соблюдении определенных психолого-педагогических принципов, использовании технологий, системы оценивания и диагностики образовательных достижений;

- в-седьмых, образовательная система является составной частью системы образования в целом.

Нельзя не согласиться с мнением Т.Б. Алишева и А.Х. Гильмутдинова, что «образовательная система каждой страны уникальна, поскольку в разных странах системы образования преследуют в той или иной степени разные цели, а также имеют собственную историю становления и пути развития, в зависимости от которых и приобретают неповторимые черты (path dependence)» [1, С. 227].

Авторы специальной литературы по вопросам управления образовательных систем (Новиков А.М., Новиков Д.А., Батышев С.Я.) отмечают специфические свойства, присущие именно образовательным системам:

- образовательная система есть институт системной трансляции культуры (т.е. ее «продукт» – образованный человек);

- образование является «слепком» общества, т.е. отражает воззрения, установки, условия жизни в каждой стране и в каждый исторический период;

- образование охватывает всю жизнь человека от пренатального (дородового) периода до смерти;

- образование складывается из многих источников – родителей, учителей, СМИ, улицы и т.д. (по принципу восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель»);

- образовательная система является искусственной системой, т.е. созданная человеком;

- образовательная система – это открытая система, т.е. взаимодействующая с другими системами;

- для образовательной системы характерны: определенная инерционность, консерватизм, характерные времена системы (например, плановая продолжительность обучения), как правило, превышают характерные времена изменения внешней среды (например, время изменения требований к содержанию образования или компетенциям выпускников);

- для образовательной системы имеет место первичность социальных целей (доминирование экономической эффективности может привести к снижению качества или доступности образования);

- образовательная система, как правило, является профессиональной, иерархической, целенаправленной, динамичной, адаптивной, развивающейся и т.д.

Теоретическая модель образовательной системы:

- сеть образовательных организаций;

- виды и уровни образовательных организаций;

- функции образовательной системы;

- государственные образовательные стандарты;

- образовательные программы разных уровней;

- образовательный процесс;

- связи и отношения внутри образовательных систем;

- ресурсы;

- организация управления образованием;

- результативность образовательной системы;

- уровни образовательных систем;

- пространство образовательных систем;

- образовательных систем может выступать как педагогическая система, экономическая система, система социальная, организационная система.

5. Система образования государства как наиболее общая образовательная система.

Система образования включает в себя:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: