Спрос и потребление товара




Компетентностно-ориентированное задание

 

Составьте конъюнктурный обзор в соответствии с изученным алгоритмом.

 

Конъюнктурный обзор служит средством изучения методики комплексного исследования зарубежного рынка, приобретения опыта написания отчета по результатам исследования вторичных источников информации. Обучающийся имеет право выбрать товар для исследования мировой торговли из предложенного в конце списка товаров и услуг.

 

Конъюнктурный обзор выполняется на основании изучения статей в экономических журналах и газетах - источниках конъюнктурной информации о рынке определенного товара, а также с использованием статистических справочников и бюллетеней, ресурсов Интернет. При этом следует анализировать периодическую литературу последних лет издания. Количество источников должно быть не менее 5. Текст работы пишется самостоятельно в соответствии с логикой изложения результатов комплексного рыночного исследования и с оформлением ссылок на источники, из которых взяты таблицы, графики, диаграммы и цифровые данные. Необходимо избегать повторений и противоречий между разделами работы. Необходимо включить в текст конъюнктурного обзора рисунки и диаграммы для представления статистических данных о тенденциях в производстве, потреблении товара, динамике мировых товарных цен. Список литературы следует оформить правильно в соответствии с требованиями библиографии.

 

Конъюнктурный обзор набирается на компьютере в объеме не менее 10 страниц. Информация о мировых рынках товаров и услуг, ценах и внешней торговле РФ содержится в «Бюллетене иностранной коммерческой информации» или сокращенно «БИКИ», издаваемом Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом (основной отечественный источник информации о ситуации на мировых рынках товаров и услуг), журналах: «Мировая экономика и международные отношения», «Внешняя торговля», «Проблемы теории и управления», «Эксперт», «Маркетинг в России и за рубежом», «Конъюнктура товарных рынков», «Металлы Евразии», «Промышленность России», «Менеджмент в России и за рубежом», «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», отраслевые реферативные издания и др.

Рекомендуется использовать статистические публикации международных организаций (ВТО, МВФ, ООН, ЮНКТАД, МБРР, ОЭСР и др.).

При написании конъюнктурного обзора полезны веб-сайты данных организаций, а также международных отраслевых организаций и ассоциаций:

https://www.ereport.ru;

https://www.metalresearch.ru;

https://agroobzor.ru;

https://www.autostat.ru;

https://burneft.ru;

https://www.fao.org;

https://www.oilexp.ru;

https://www.prognos.com;

https://www.vniki.ruи др.

 

Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара обычно состоит из следующих разделов:

 

Введение

 

Дается сжатая комплексная характеристика конъюнктуры рынка за соответствующий период (обычно за 1-3 года), отмечаются наиболее характерные особенности ее развития. Приводятся основные сферы применения товара.

 

Производство

 

Приводятся результаты анализа динамики производства в целом и в распределении по основным странам-производителям, показываются главные причины изменения объема выпуска (ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации производства, активизация или снижение спроса и т. Д.). Специально рассматривается воздействие на отрасль и на рынок научно-технического прогресса. Приводятся данные о появлении в производстве новых товаров и совершенствовании существующих. Дается анализ динамики загрузки производственных мощностей, наличия их резерва; показывается движение портфеля заказов, поступление новых (от внутренних и иностранных покупателей). Раскрывается процесс роста концентрации производства. Рассматривается динамика издержек производства. Анализируются численность занятых в отрасли и безработных, воздействие забастовок на объем выпуска продукции и конъюнктуру. Рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства (увеличение производственных мощностей, совершенствование технологии и т. п.), слияния или продажи компаний отрасли.

 

Спрос и потребление товара

 

Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления и спроса в целом, в распределении по основным странам-потребителям и главным отраслям (категориям покупателей), как традиционным, так и новым. Отражаются фирменная структура потребления, изменения в конкурентоспособности товара по качеству, техническим показателям и другим характеристикам. Особое внимание уделяется появлению новых товаров, интенсивности их внедрения на рынке. Анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения в формах и методах сбыта.

 

Особо рассматриваются планы и программы компаний и правительственных организаций относительно изменения потребления данного товара, требований к характеристикам товара, связанных с научно-техническим прогрессом в потребляющих отраслях. Изучается движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети.

 

Международная торговля

 

В этом разделе проводится краткий анализ развития мировой торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта в целом и по основным странам-поставщикам. Показываются изменения их положения как экспортеров, устанавливаются причины сдвигов. Дается значение новых форм и методов торговли, экспорта капитала, международного обмена лицензиями, «ноу-хау». Проводится анализ политики ведущих компаний, государств в области экспорта: изучается таможенная, валютная, кредитная политика соответствующих стран. Исследуется воздействие различных международных соглашений компаний на экспорт данного товара, на характер конкуренции. Отдельно рассматривается мировой импорт данного товара в целом и в распределении по основным странам-импортерам, а также изменение удельного веса ведущих стран-импортеров. Анализируется влияние главных факторов на динамику ввоза в основные страны. Освещаются программы ТНК и государств по развитию импорта.

 

Динамика мировых цен

 

Рассматривается динамика оптовых и экспортных цен (на основе их индексов) ведущих стран— производителей, потребителей и экспортеров данного вида товара. Изучаются основные причины изменения цен, связанные с появлением новой технологии производства, ростом (снижением) цен на сырье и полуфабрикаты, повышением производительности труда, условиями потребления товара, воздействием инфляции, изменением курсов валют, форм и методов торговли и т.п. Особенно отмечается соотношение спроса и предложения товара. Освещается политика компаний в области цен, политика государства по их регулированию.

Для современной мировой экономики характерны изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Понижение курса валюты страны дает возможность ее экспортерам получать дополнительную, так называемую валютную прибыль. Снижение курса валюты ведет к росту импортных цен в стране, стимулирует инфляцию и впоследствии повышает издержки производства. Ревальвация (удорожание) валюты вызывает обратные явления. Экспортные цены страны, выраженные в валютах других государств, возрастают, а импортные цены, выраженные в национальной валюте, снижаются. Повышение курса национальной валюты способствует удешевлению импорта, а также тормозит развитие инфляционных процессов. В развитых странах органы государственной статистики публикуют индексы внутренних и внешнеторговых цен на отдельные товары и товарные группы. Индексы цен всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается равным 100. Индексы цен — важный показатель, позволяющий выявить основные тенденции в движении цен; они широко используются при анализе и прогнозе конъюнктуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: