Языковые и неязыковые знаки, интенциональные и неинтенциональные. Естественные и искусственные языки.




Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Что же такое языковой знак и чем он отличается от неязыкового знака?

Как и всякий другой знак, языковой знак представляет собою воспринимаемый организмом (или кибернетическим устройством) предмет, имеющий ценность не сам по себе, а лишь как средство отослать организм (или кибернетическое устройство) к другому предмету, указать на него. Отличительным признаком языкового знака является то, что он производится животным или человеком и служит средством общения отдельных индивидуумов друг с другом. Наоборот, неязыковой знак не производится самими организмами, хотя он и имеет для них значение знака. Например, багровый закат, предвещающий солнечную, но ветреную по году, является неязыковым знаком, потому что это событие не зависит от действий человека и не служит средством общения. Человек не производит его в качестве средства общения, а лишь истолковывает определенным способом, поскольку он знает из своего опыта, что существует связь между характером заката и завтрашней погодой.

Очень часто неязыковые знаки называют признаками. Багровый закат есть признак солнечной, но ветреной погоды, насморк – признак (симптом) простудного заболевания, для животного резкий запах человека на лесной тропинке – признак его близкого присутствия и т. д.

Язык является не единственным средством общения. Чувства можно передавать улыбкой, гримасой или жестом; информация автомобилистам может быть передана с помощью знаков-картинок; машинист подает сигнал об отправлении поезда свистком. Чтобы увидеть отличительные черты языкового общения, мы должны сопоставить слова и предложения с неязыковыми сущностями, которые могут служить целям общения. Рассмотрим следующие примеры неязыкового обозначения:

1) глиняные черепки как знак того, что в данном месте обитали люди;

2) шум как указание на плохой контакт в проводной связи;

3) схема двигателя внутреннего сгорания;

4) фотография тетушки Сьюзи;

5) слон как символ республиканской партии США;

6) свисток, сигнал изирующий об отправлении поезда.

Сравните теперь эти примеры с двумя предложениями, приведенными в качестве примеров языкового обозначения:

7) «Преферанс» – это название карточной игры;

8) «Девиантный» означает «отклоняющийся от нормы».

В первых двух случаях обозначение осуществляется посредством причинной связи. Глиняные черепки являются признаком обитания человека просто потому, что гончарные изделия изготавливаются людьми; аналогичным образом, шум возникает из-за плохого контакта и поэтому сигнализирует о последнем. В примерах 3 и 4 представление некоторого содержания осуществляется в силу сходства. Схема подобна двигателю, по крайней мере в том, что касается расположения частей, и именно это делает ее полезной. Фотография тетушки Сьюзи обладает сходством с оригиналом в еще более буквальном смысле.

Языковые единицы резко отличаются от единиц этих двух типов. Слово «преферанс» никоим образом не напоминает игру, равно как между игрой и словом «преферанс» нет никакой причинной связи. Слово «преферанс» обязано своим значением некоторой социальной договоренности, конвенции, в соответствии с которой оно используется для обозначения определенного типа игры. Термины «договоренность» и «конвенция» могут ввести в заблуждение, может создаться впечатление, что слова получают значения в силу некоего явного договора. Однако за исключением технических терминов этого практически никогда не бывает. Процесс приобретения словами их значений по большей части остается неизвестным, но ясно, что ни о каких соглашениях или законодательных актах речь идти не может. Точнее было бы говорить о сложившейся в обществе практике использовать слово «преферанс» для обозначения соответствующей игры или же о существовании некоего правила неизвестного происхождения, суть которого в том, что слово должно так использоваться. Понимаемая именно таким образом социальная конвенция, поддерживаемая практикой употребления, а не какими-либо природными свойствами или ограничениями, и придает слову его значение.

Для трех разновидностей обозначения, которые мы выделили, американский философ Чарльз Сандерс Пирс и использовал термины «индекс», или «индексный знак», применительно к случаям 1 и 2, «икона», или «иконический знак», применительно к случаям 3 и 4 и «символ», или «символьный знак», применительно к случаям 7 и 8. Однако одного лишь указания на то, что слова являются по большей части символьными, а не иконическими или индексными знаками, еще недостаточно для выявления отличительных свойств языка. (Типологию Пирса рассмотрим чуть позже). Примеры 5 и 6 показывают, что существуют и нелингвистические символы: слон был выбран в качестве символа республиканской партии США, а свисток локомотива – в качестве сигнала отправления поезда. Как и в случае с языковыми значениями, эти репрезентации зависят от общественной практики, и они могут быть заменены другими, если будет изменена конвенция. Что делает слово «преферанс», в отличие от свистка локомотива, языковым символом? Да только то, что слово «преферанс» является частью языка, т.е. системы, обладающей определенным типом организации.

Языковые знаки можно подразделить на интенциональные языковые знаки и неинтенциональные языковые знаки. Интенциональный языковой знак не просто производится как средство общения – человек производит его намеренно, с сознательной целью сообщить нечто другому человеку о действительности (например, “Вчера было холодно”), получить от другого человека какую-то информацию (“Кто пришел?”), побудить его к совершению определенного действия (“Сходи за хлебом”) и т. д. Неинтенциональный языковой знак тоже производится организмом и служит средством общения, но делается это ненамеренно, без осознания взаимоотношений, существующих между организмами, без понимания коммуникативного эффекта, производимого знаками. Образцом неинтенциональных языковых знаков являются, например, знаки, образующие язык муравьев и язык пчел.

Когда пчела возвращается в улей со взятком, она отрыгивает из зобика собранный ею мед, который тотчас же всасывается ее подругами приемщицами, и начинает круговой танец: она бежит быстрыми шагами, стремительно поворачивается то вправо, то влево и в то же время описывает один или два круга. Затем все повторяется сначала. Круговой танец, совершаемый пчелой, несет коммуникативную нагрузку: он сообщает, что где-то около улья имеется богатый взяток. Следовательно, танец пчелы является языковым знаком, причем неинтенциональным знаком, в основе которого лежит не разумная, а чисто инстинктивная деятельность.

Таков же характер языковых знаков, используемых муравьями, у которых наибольшее развитие получил язык жестов и прикосновений. Так, при нападении на муравейник муравьи, первыми узнавшие об опасности, подбегают поочередно к другим муравьям, трясут при этом головой и наносят ею удар по голове встретившегося им муравья. Последний возбуждается и тоже начинает трясти головой. Производимый в этом случае языковой знак означает тревогу. Еще один пример. Муравьи, наевшиеся до отвала, приносят остатки еды в зобе для раздачи ее другим муравьям. Голодный муравей, приблизившись к насытившемуся, просит у него еды следующим образом: он поворачивает голову на 90 градусов, раскрывает челюсти и, подставив их под челюсти сытого муравья, начинает поглаживать его усиками. Когда сытый все же отказывается дать еду, проситель слегка изгибается и поворачивает голову уже на 180 градусов. Если смысл первой просьбы, пользуясь человеческими словами, можно передать как “Дай поесть!”, то вторая просьба имеет усиленный характер: “Очень прошу: дай поесть!”. Разумеется, во всех случаях языковые знаки, столь искусно используемые муравьями, не интенциональны.

Подавляющее большинство языковых знаков, к которым прибегает человек при общении с другими людьми, применяется интенционально, т. е. с пониманием того, что эти знаки произведут определенное действие: или информируют слушателя о положении дел в действительности, или побудят его поступить определенным образом, или приведут к тому, что он сообщит нам желаемую информацию. В зависимости от конкретных обстоятельств (от обстановки, от цели, какую ставит перед собою говорящий) последний обращается к слушателю или с информацией (повествовательное предложение), или с просьбой (побудительное предложение), или с вопросом (вопросительное предложение) и т.д. Говорящий сознательно избирает ту форму предложения, какая позволяет достичь намеченного коммуникативного эффекта, воздействовать на слушателя в нужном направлении.

Однако у человек а встречаются и неинтенциональные языковые знаки. Так бывает, когда некоторый знак, объективно служащий средством общения, производится человеком неумышленно, непроизвольно. Например, при обработке зуба врачом пациент может непроизвольно издать стон от сильной боли. Хотя в этом случае стон и является языковым знаком, сообщающим врачу определенную информацию о состоянии больного, но это будет знак неинтенциональный. Случается, что больной, по предварительной договоренности с врачом, издает тот же стон намеренно – с целью сообщить, что начинается боль. Тогда мы имеем дело с интенциональным языковым знаком. Возможно даже, что некоторые вещи выполняют роль орудия общения (например, сообщают некоторую информацию) вопреки желанию того, кто их производит. Таковы, к примеру, следы, оставляемые преступником на месте преступления. Они о многом говорят сведущему лицу, хотя сам преступник, разумеется, не ставил перед собою цели сообщить нечто следователю, а, наоборот, всячески стремился не оставить после себя никаких следов – знаков своей преступной деятельности.

Даже в нашем повседневном языке, который обычно служит средством достижения сознательно поставленных целей, встречаются элементы, используемые при известных условиях неинтенционально. К ним относятся прежде всего междометия (ай!, ой! и т. п.). Междометие, изданное непроизвольно, под влиянием сильной радости, страха или какой нибудь другой эмоции, не является интенциональным языковым знаком. Оно становится им, когда сознательно используется в качестве средства выражения наших чувств, нашего отношения к окружающим вещам, к собеседнику и т. д.

Среди неязыковых знаков принято выделять знаки-копии, знаки-признаки или знаки-показатели, знаки сигналы, знаки-символы.

Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки следов и проявлений жизни древних животных и людей).

Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами, как действия со своими причинами. К числу таких знаков обычно относят то, что называют симптомами, приметами, показателями (дым – признак огня, жар или озноб у человека – признак болезни).

Знаки-сигналы – это знаки специального назначения, предупреждающие о наступлении вслед за ними определенного действия (или отказа от него), например: звонок будильника, аплодисменты как знак одобрения и т. д.

Своеобразным видом знаков являются знаки – символы, которые, в силу заключенного в них наглядного образа, используются для выражения значительного, но иногда отвлеченного содержания. Знаки – символы играют большую роль в культурном, в том числе и в художественном развитии человечества. Например, изображение голубя, летящего над земным шаром, – символ мира. Некоторые неязыковые знаки имеют мировоззренческую нагрузку, к примеру государственная символика. Это знаки, которые для человечества представляют абсолютную ценность, при помощи них человек определяет свое место в мире, свою ответственность перед обществом.

Знаки, входящие в состав языков как средств общения между людьми, называются знаками общения. Характерной чертой языковых знаков является то, что они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему взаимосвязанных знаков, соединяемых по определенным правилам (составляющим грамматику языка), а также то, что предметное значение языкового знака более или менее одно и то же для всех людей, владеющих данным языком.

Одна из классификаций знаков такова.

Натуральные (естественные) – знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния), следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т. д.

Образные знаки, в отличие от естественных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается. Так, например, нарисованные на вывеске расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. К образным знакам относятся живопись, танцы, музыка, мимика, жесты.

Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация, цветовые коды, нотная запись.

Знаки общения делятся на знаки естественных языков и искусственных знаковых систем – искусственных языков.

Естественные языки выполняют роль общения людей друг с другом. Знаки естественных языков (прежде всего слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения и т. д.) состоят как из з вуковых знаков, так и из соответствующих этим знакам рукописных, типографических и иных знаков. Языковые знаки могут существовать на основанных материальных явлениях, таких, как язык глухонемых, в котором отдельные знаки строятся в виде комбинаций и последовательности комбинаций, положений пальцев или письменного языка слепых (знаки которого образуются посредством наколок на бумаге).

Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники, они применяются в профессиональной деятельности специалистов. К искусственным языкам относятся системы математических, химических символов. Они служат средством не столько общения, сколько выведения нового знания.

Среди искусственных знаковых систем можно выделить кодовые системы, предназначенные для кодирования обычной речи. К ним относятся азбука Морзе, морская флажковая сигнализация, различные шифры. В качестве языковых знаков могут использоваться удары барабана, сигналы флажков, кратких и долгих звуков (телеграфный код).

Особую группу составляют искусственные языки, предназначенные для управления работой компьютерных систем, — языки программирования. Они имеют строгое системное устройство и формализованные правила соотнесения кодовых знаков и смысла, предусматривающие выполнение компьютерной системой именно тех операций, которые требуются.

 

3. Семиология Ф. Сосюра и классификация знаков Ч.С. Пирса.

Семиотика как наука о знаковых системах и знаковой коммуникации. Претендует на создание метаязыка (язык описания какого-либо языка). Стоящий у истоков семиотики английский ученый Чарльз Уильям Моррис (1834-1896) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики или клетки для биологии, поэтому можно изучать любые явления культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

Существуют два основных течения в семиотике, которые по-разному рассматривают статус знака и текста и их отношение к реальности.

Основатель Парижской школы семиотики, швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913) считал семиологию частью социальной психологии и выступал за научное изучение культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

В семиотике, идущей от Фердинанда Соссюра, язык (код) является точкой отсчета, он рассматривается без привязки к объектам внешнего мира. Знак у него всегда произволен, то есть значение знака задается конвенцией соглашением. Все что угодно может быть обозначено как угодно, главное, чтобы эти правила были введены. Соссюр исходил из того, что семиология должна изучать роль знаков внутри общества и подчеркивал необходимость изучения языковых знаков и их социальную обусловленность.

В рамках этого подхода знак состоит из двух частей. Означающее (материальная сторона знака) например красный свет светофора, цифры на денежной купюре. Звездочки на погонах.

Другая сторона знака означаемоесмысловая, в наших примерах это необходимость остановиться у светофора, покупательная способность денежной купюры и воинское звание военного.

Семиотика Ф. Соссюра позволила ввести особый методологический аппарат для анализа мира знаков, и выделила постоянные и переменные синтагмы и парадигмы в различных текстах. Одной из таких линий постоянных и переменных (например в сказках) является отношение: повторяющихся сюжетных линий - синтагмы и вариативных героев – парадигмы. В других нарративах (повествованиях), вплоть до рекламных роликов этот прием анализа и выделение одних и тех же сюжетных ходов также присутствует.

Одним из основоположников семиотики можно назвать американского философа Чарльза Сандерса Пирса (1837 – 1914). Он ввел в научное знание представления о динамике процесса создания знаков (семиозисе) и показал, что данный процесс включает в себя не только производство знаков, но также их интерпретацию. От него идет другая семиотическая линия, которая ориентируется не на язык, а на знак и на использование знака в коммуникации, а следовательно на отношение знака и реальности. Если у Соссюра знак всегда произволен, конвенционален и его значение задается просто введенными правилами, то у Пирса знак определенным образом привязан к реальности, и поэтому можно выделить различные виды знаков. Если Соссюр выделяет у знака только две стороны, то Пирс добавляет третью сторону, образуя своеобразный треугольник. Если упростить термины используемые Пирсом то, можно сказать что одна сторона знака это его форма (материальная сторона), другая - денотат отсылает к реальности, к тому, что обозначается, к тому, что соответствует этому знаку, и третья - это интерпретант. Она отсылает к другим знакам, потому что каждый раз когда воспринимающий интерпретирует знак, он интерпретирует его, опираясь на другие знаки, объясняя одни знаки через другие и этот процесс постоянен.

Наряду с Ч. Пирсом и Ф. де Соссюром честь основателя семиотики принадлежит и американскому философу Ч. Моррису. Его вклад состоит в том, что он понимал семиотику как «междисциплинарную сферу», «…как общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях, как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе».

Пирс выделил три вида знаков в зависимости от специфики связи знаковой формы с обозначаемой реальностью: индексы, иконы и символы.
Индекс – знак, у которого знаковая форма связана с денотатом напрямую. Она указывает на него как на свою причину или свою часть, классическим примером знака-индекса является дым, указывающий на огонь, как свою причину. Стон может быть индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья. К индексам относятся и указательный жест, и флюгер, и стрелка-указатель, и дорожные знаки. В рекламном плакате типичным знаком индексом будет изображение представителей целевой аудитории, на которую рассчитан рекламный текст.

«Чистыми» индексами можно считать ситуативные знаки, т. е. знаки, становящиеся таковыми только в данном случае, в данной ситуации (а в других случаях знаками не являющиеся), иногда без целенаправленного желания отправителя. Например, невольные, непреднамеренные знаки своего присутствия оставляют преступники на месте преступления, так называемые улики – оброненный окурок, пуговица, волос, слюна и т. д. Однако чаще ситуативные индексальные знаки являются абсолютно преднамеренными, целенаправленными. Например, горшок с цветком в определенном контексте может превращаться из бытового предмета в индексальный знак: вспомним профессора Плейшнера из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», который не заметил горшок с цветком в окне явочной квартиры (знак провала), и эта невнимательность к знаку стоила Плейшнеру жизни. Такие ситуативные знаки можно назвать «одноразовыми», поскольку имеется разовая договоренность между отправителем и получателем знака использовать именно этот объект как знак. «Я буду с газетой в руке», «Вы меня узнаете по желтой куртке», «У меня длинные светлые волосы» – по таким и подобным признакам незнакомые люди могут узнать друг друга, наделяя знаковыми свойствами различные предметы и детали внешности. Но далее газета остается только газетой, куртка – курткой, а знаком может стать любой другой объект, пригодный для разового индексально-знакового употребления.

Иконический знак строится на принципе подобия означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам лев). Знак похож на то, что обозначает, например, портрет или звукоподражание, изображение в рекламе рекламируемого продукта.

Символ – это знак, не имеющий предметного значения, через который открывается глубокий смысл самого объекта.

Специфика символа как знака состоит в способности вызывать реакцию не на сам символизируемый объект, а на те значения, которые связываются с этим объектом.

Символ не имеет прямой связи знаковой формы с референтом (денотатом), она конвенциональна, условна и при расшифровке значения получается высказывание. Символы в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с обозначаемым объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д. Примером символа являются воинские знаки, смайлики и математические знаки. В рекламе символом всегда является логотип, даже если он выполнен в форме иконического изображения, но как логотип он всегда символ.

Известный отечественный литературовед, семиолог и культуролог Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) понимал символ не только как способ передачи смысла в искусственных языках науки (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного, сокровенного или сакрального смысла в культуре. Показательно, что элементарные по своему выражению символы обладают большей культурно-смысловой емкостью, чем сложные. Крест, круг, пентаграмма (звезда) обладают значительно большими смысловыми потенциями, чем "Аполлон, сдирающий кожу с Марсия". Именно "простые" символы образуют символическое ядро культуры. Символы такого рода как (круг, крест и пр. как правило, они восходят к дописьменной эпохе и представляют собой архаические тексты, ставшие основой для всякой культуры. Таким образом, символ - это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и невыразимую адекватно через вербальные (словесные) средства. Происхождение многих символов коренится в глубине тысячелетий - в архаических культурах и древних цивилизациях, органичным элементом которых и были эти символы. Символы можно рассматривать как особое средство в языке культуры, которым выражаются размышления о мире и бытии человека в нем, и которое дошло до нас от времени, когда еще не были выработаны рационально постигаемые категории, привычные для нас.

Создавая свою типологию знаков, Пирс полагал, что иконический знак является самым простым, поскольку передавая информацию, он в принципе, принадлежит прошлому опыту. Индекс способен передавать информацию. Но и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека, только символы способны вызвать ту или иную реакцию партнера в процессе коммуникации и способны воздействовать на поведение партнера. Знак, в данном случае, выполняет прагматическую функцию, важнейшую функцию социальной коммуникации. А поэтому знак имеет важное значение для осуществления целей коммуникации. Если человек не знает социально обусловленного значения принятого в данном обществе и культуре символического значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к тому, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затруднена.

Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некоторых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде. Голубой цвет, по политическим мотивам, не любят арабы.

Знания о социальной обусловленности знака очень важны, ибо это способствует успешному и результативному общению, коммуникации. Знак выступает посредником между субъектами определенной, конкретной общественной системы и способствует взаимопониманию между ними только на основе символики, принятой в данном сообществе.

Знак интерсубъективен (общий для определенной группы, общности). Социальная интерпретация знака в различных обществах может не совпадать. Это, как правило, обусловлено рядом обстоятельств, таких, как социально-экономические отношения, культурные традиции и даже новации и т. д. Если мы возьмем в качестве примера такой символ, как «ДОМ», то его понимание в российском и английском обществах будет неодинаковым.

В роли социальных символов могут выступать жесты или позы, которые передают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. В сфере многоплановой деятельности человека в обществе в роли символов выступают определяющие ценности общества, такие, символы добра, истины, свободы, ответственности, справедливости. Социальными символами могут быть представлены и антиподы этих ценностей – символы зла, рабства, безответственности, лжи, ненависти.

Символ как знак, богатый смыслами, связан с понятием ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Изображение чайки на занавесе МХАТ а – символ этого театрального коллектива, река Волга может восприниматься не просто как одна из рек, но и как символ России, понимаемой во всем богатстве и разнообразии ее исторической судьбы; государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира.

У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы (великая матерь богов в мифологии, мать Зевса), Митры (бог или богиня).

Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси), символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы). За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры».

В сходном с указанным выше смыслом используется символ и в наши дни. Кроме того, в математике, логике и других науках символ означает тоже, что и условный знак. Многозначное употребление слова «символ» затрудняет дать ему общее определение, установить, чем же он отличается от других знаков. Ближе всего к пониманию специфики символа стоит трактовка художественных символов.

Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение. Прямое назначение изображения чайки, о котором мы говорили, на занавесе во МХАТе – быть эмблемой, то есть передать информацию о том, что данный театр именно МХАТ и ничего другого. Когда же воспринимающий осмысливает это изображение и переживает его как знак славной истории этого театра, оно для него выступает в качестве символа.

Ценностное значение символа – это нерасторжимый сплав интеллектуального, идейного начала и эмоциональной оценки. Идея и чувство в символе носят обобщенный характер. Раскрыть содержание Волги как символа России или мхатовской чайки невозможно ни каким-либо одним понятием или суждением, ни отдельным образом. Требуется разнообразное и неопределенное множество таких понятий, высказываний и образов, но не случайное и хаотическое, а определяемое идейно-эмоциональным стержнем символа. Неисчерпаемость содержания символа определяет его смысловую глубину и перспективу. При истолковании символа всегда остается «иррациональный» остаток, то есть не допускающий определенного и законченного словесного выражения. В этом отношении символ напоминает загадку, задачу, не имеющих ответа. Этот ответ не дан, а задан.

Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали представления о происхождении и устройстве Вселенной. Например, Мировое Древо - символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия (есть и другие мифологические воплощения столпа Вселенной, например, Космическая Гора и др.). Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку, по поверхности Океана; круг стал обозначать Космос; треугольник - Плодородие. И если наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то, к примеру, для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного - к богам. Таким образом, повседневность человека в культуре наполняется символами и знаками, которые регулируют его поведение, позволяют ему отождествлять себя с определенными силами бытия, наполняют его жизнь созидательным смыслом.

Символ может быть выражен в синкретической словесно-зрительной форме. В памятнике III Интернационала (1919-1920) В. Татлина структурно воссоздан образ Вавилонской башни с картины Питера Брейгеля-старшего. Связь эта не случайна: интерпретация революции как восстания против бога была устойчивой и распространенной ассоциацией в литературе и культуре первых лет революции. И если в богоборческой традиции романтизма героем бунта делался Демон, которому романтики придавали черты преувеличенного индивидуализма, то в авангардной литературе послереволюционных лет подчеркивалась массовость и анонимность бунта. Уже в формуле Маркса, бывшей в эти годы весьма популярной, - "пролетарии штурмуют небо" - содержалась ссылка на миф о вавилонской башне, подвергнутый двойной инверсии (переворачивание, перестановка): во-первых, переставлялись местами оценки неба и атакующей его земли и, во-вторых, миф о разделении народов заменялся представлением об их соединении, т. е. интернационале.

Таким образом, устанавливается цепочка: библейский текст ("И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле" (Быт. 11, 4-8) - картины Брейгеля - высказывание Маркса - памятник III Интернационала Татлина. Символ выступает как отчетливый механизм коллективной памяти (Ю.М. Лотман).

Символ имеет двуслойное строение. Его внешний, “первичный” слой – наглядный образ некоего объекта, а “вторичный”, собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далёкая от него). Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.

Символом является, например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря – морской и речной. Это знаки-образы. Если смысл их этим исчерпывался, то герб был бы просто рисунком двух якорей. Но мы знаем, что перед нами не просто рисунок, а герб Санкт-Петербурга, и это значит, что мы видим в нем добавочный смысл. Рисунок воспринимается не только как наглядный образ якорей, но и как символический образ города. Но это лишь первый слой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой уровень: скрещенные якоря символизируют роль Санкт-Петербурга как центра морского и речного судоходства (в гербе есть еще скипетр – символ города как центра государственной власти). Если же принять во внимание, что река, на которой стоит Санкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию с зарубежным миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба: он символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами “здесь нам суждено в Европу прорубить окно ”, - идею, которая определяет лицо Санкт-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: