Поправки к Конституции США




Конституцией предусматривается возможность ее дополнения и изменения путем внесения в нее поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью конституции. Процедура принятия поправок весьма громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат конгресса или общенациональным конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. К формальным изменениям конституции государство прибегало нечасто: за всю историю США было внесено около 5 тыс. проектов поправок, но только 26 прошли все необходимые стадии. К 1988г. Действует 25 поправок, т.к. поправка XVIII отменена принятием XXI поправки.

Первые 10 поправок к конституции - Билль о правах - были приняты единовременно. Проект Билля о правах был внесен в конгресс в 1789г., ратифицирован необходимым числом штатов к 15 декабря 1791г.

Поправка I декларирует политические свободы - слова, печати и собраний - в форме предписания, запрещающего конгрессу принимать какой-либо закон, который мог бы ограничить «свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями». Поправка исключает возможность установления государственной религии и фактически закрепляет так же свободу совести; ею устанавливается недопустимость законодательного запрета на «свободное исповедание» религии.

Первая поправка была предложена конгрессом в 1789г.25 сентября и ратифицирована в 1791г. 15 декабря.

Поправка II к Конституции США гарантирует право народа на хранение и ношение оружия, поскольку существование хорошо организованной милиции (ополчения) признаётся необходимым условием для безопасности государства. Формулировка поправки оставляет возможности для различного её толкования (в частности, распространяется ли она на любое огнестрельное оружие или только на оружие, которое необходимо участникам ополчения штата).

Вторая поправка входит в Билль о правах была предложена конгрессом в 1789г.25 сентября и ратифицирована в 1791г. 15 декабря.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Ни один солдат не должен в мирное, ровно, как и в военное, время размещаться на постой в доме без согласия владельца; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан. Для производства ареста или обыска необходим ордер, выдаваемый при наличии достаточных оснований под присягой.

Поправка V устанавливает, что привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление (исключая дела военнослужащих) должно осуществляется Большим жюри - расширенной коллегией присяжных; поправка содержит запреты на повторное уголовное преследование за одно и тоже преступление, на принуждение человека к даче показаний против самого себя, на применение санкций против человека без «надлежащей правовой процедуры», на безвозмездное отчуждений частной собственности для общественного пользования.

Поправка VI закрепляет процессуальные права обвиняемого при уголовном преследовании: право на «скорый и публичный суд беспристрастных присяжных», право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты.

Поправка VII устанавливает, что при производстве по гражданским делам в федеральных судах стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных.

Поправка VIII запрещает при уголовном преследовании лица требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, назначать» жестокие и необычные наказания».

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X сохраняет за штатами все прямо не указанные в конституции полномочия, которые не отнесены к компетенции Союза.

Поправка XI (1795г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом - гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.

Поправка XII (1804г.) ввела новую, ныне действующую процедуру избрания президента и вице-президента - выборщики избирают их отдельно, тайным голосованием (при прежнем порядке вице-президентом становился второй по числу голосов кандидат в президенты). Поправка установила также, что кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Поправка XIII (1865г.) Отменило рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).

Поправка XIV (1868г.) принятая с целью закрепить результаты Гражданской войны, состоит из 5 разделов:

1-й раздел содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без «надлежащей правовой процедуры», отказывать гражданам в «равной защите законов».

2-й раздел направлен на предупреждение дискриминации освобожденных рабов на выборах.

3-й раздел ограничивает право участников антиправительственных выступлений занимать должности в государственном аппарате и быть выборщиками президента.

4-й раздел урегулировал вопрос о выплате займов периода Гражданской войны.

5-й раздел наделил конгресс правом исполнять предписания поправки путем принятия необходимых законов.

Поправка XV (1870г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.

Поправка XVI (1913г.) закрепляет за конгрессом право устанавливать и взимать налоги с любых доходов.

Поправка XVII (1913г.) отменила первоначальный порядок избрания сенаторов США (законодательными собраниями штатов) и предписала прямые выборы в сенат.

Поправка XVIII (1919г.) ввела в стране «сухой закон»

Поправка XIX (1920г.) запрещает ограничивать право по признаку пола.

Поправка XX (1933г.) зафиксировала новые сроки вступления в должность президента и вице-президента (20 января следующего после выборов года) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности в случае, если кандидаты на посты президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям.

Поправка XXI (1933г.) отменила «сухой закон», введенный поправкой XVIII.

Поправка XXII (1951г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя четырехлетними сроками.

Поправка XXIII (1961г.) наделила жителей федерального округа Колумбия (места пребывания правительства США) правом участия в выборах президента.

Поправка XXIV (1964г.) отменила налог на участие в федеральных выборах.

Поправка XXV (1967г.) установила порядок преемственности поста президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки, а также временной неспособности президента исполнять свои обязанности президентом становится вице-президент. Если пост вице0президента оказывается вакантным, президент назначает вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат конгресса.

Поправка XXVI (1971г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Американская конституция, оставаясь юридически стабильным документом, тем не менее постоянно изменяется фактически; ее реальное содержание определяется судебными толкованиями, законами конгресса, административными актами, политической практикой, исходя из определенных исторических условий и потребностей правящего капиталистического класса. Политическая система США реально складывалась, и ее составные части институционализировались помимо текста конституции. Из текста нельзя уяснить, например, структуру правительства США, какие министерства и ведомства его образуют. Исполнительное управление президента, кабинет министров постоянные комитеты палат конгресса и другие государственные институты появились и функционируют не в силу прямых предписаний конституции, а в результате сложившейся практики. В конституции ни чего не говорится о политических партиях, хотя они служат важнейшим инструментом формирования органов власти. В государственной практике правящие круги США часто действуют вопреки и в нарушение конституции.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

ФЕДЕРАЛИЗМ

Американский ФЕДЕРАЛИЗМ

Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным делом Конституции.

Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции.

Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения.
Исторически сложилось так, что дворяне - эмигранты поселялись на юг от реки
Потомак, а крестьяне и ремесленники - на север от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем.

Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года.

США – ассиметричное территориальное устройство государства, состоящие из штатов субъектов федерации, федерального округа Колумбия – столицы государства – и зависимых свободно присоединившихся островных территорий.
Эта асимметрия территориального устройства нередко обусловлена признанием особого статуса за столицей, что в государстве проживают те или иные национальные группы, которым предоставлена автономия.

США – договорная федерация (добровольное соглашение нескольких независимых государств об объединении в одно).Чисто территориальный принцип построения.

Опираясь на принцип “дуалистического федерализма”, Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того,
Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос “Штаты и союзное правительство” [1.1.Ст.4]

Из практики применения Конституции США можно выделить: а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.; б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогом экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение; в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о правах; г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.

Таким образом, были разграничены сферы деятельности федеральных и местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органов имели приоритет над решениями магистратур.

Согласно статьи Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации, Конституция определила Верховный суд.

Конституция США согласно [1.1.Ст.4, разд.IV] "США гарантирует каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления". В США Конституция запрещает Штатам "вступать в договоры, союзы или конфедерации" [1.1.Ст.1, глава 10 ], субъекты не имеют государственный суверенитет, их законодательство должно соответствовать конституции и законам федерации.

Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США.

38. Особенности правового статуса человека и гражданина и институтов непосредственной демократии в США.

Концепция прав человека, лежащая в основе Конституции США, исходит из идеи об естественных и неотчужденных правах. Важнейшими конституционными являются также поправки к конституции. Они не включаются в текст конституции, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок.

В тексте конституции нет статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первые десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения многих социальных, экономических и культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас.

Вопросы конституционного права граждан регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного Суда США.

В конституции США не включены социально – экономические и культурные права. Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков – защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд, Эти пробелы конституции заполняются отдельными законами. Например, законы о гражданских правах, принятые в 50-60 годы, о судебных прецедентах, законы штатов.

Билль о правах также исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободу. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний, права народа носить и хранить оружие, права обращаться к правительству с петициями. Согласно Билля о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, права отказываться от дачи показаний против самого себя.

Важнейшим конституционным документом является также Декларация независимости 1776 год. Она провозглашает право народа на восстановление против угнетения, право человека на жизнь, свободу и стремление к счастью.

В Декларации независимости, Конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам – Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, Международным пактом о правах человека, вступившим в силу с 1976 году. Эти недостатки восполняются Конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

 

1. Американцы выбирают не только законодательную, но и исполнительную и судебную ветви власти.
2. Референдумы являются неотъемлемой частью выборов в США, и имеют не меньшее значение, чем выборы.

В США выбирают только один раз в году. Это определенный вторник в ноябре (вторник, следующий за первым понедельником месяца). Причем в этот день проводятся не только все выборы, но и все референдумы. При этом и кандидаты на выборы и вопросы референдума печатаются на одном бюллетене.

В результате на бюллетене, размещаются не один, а несколько пунктов для голосования. Первыми идут пункты голосования по кандидатурам (таких набирается от одного до двух десятков), затем идут вопросы референдумов (таких набирается тоже от одного до нескольких десятков.
В результате на бюллетене для голосования в США вопросы референдума занимают обычно две трети площади бюллетеня.

Система выборщиков

В США практически все выборы прямые, то есть победитель или референдум определяются по большинству поданных голосов. Но выборы президента США являются опосредованными через институт выборщиков. Это значит, что независимо от того, сколько граждан проголосовало в определенном штате, для подведения итогов выборов президента штат даст только определенное количество голосов выборщиков. И именно они проголосуют за того, или иного кандидата (на практике голоса всех выборщиков от штата отдаются тому кандидату в президенты, который победил в данном штате).

Такая система выборов часто применялась и в России до революции 1917г.

Число выборщиков от штата США в значительной степени пропорционально числу жителей штата и с интервалом в несколько лет (по результатам переписит) регулярно пересматривается.

Число штатных выборщиков президента
считается по формуле:
количество сенаторов от штата + число членов Палаты представителей.

Поскольку численный состав штатной делегации в Палате представителей Соединенных Штатов может меняться в связи с ростом численности населения штата, уровень представительства данного штата в коллегии выборщиков также подлежит уточнению.

Калифорнии на прошлых выборах за её людность причиталось
54 выборщика, а на грядущих станет одним больше.
Вот как сейчас распределяются 538 голосов выборщиков по штатам 19
"весовых категорий" и D.C.

Такая система приводит к тому, что победитель на выборах Президента США определяется не большинством голосов граждан США, а голосами выборщиков, которые дают штаты, в которых победил определенных канидат.

Такая система иногда может приводить к парадоксальным результатам. Так, например, в 2000-ом году большинство голосов граждан США было подано за Альберта Гора. Однако, на выборах в США больше голосов выборщиков досталось Джорджу Бушу, и по существующей в США системе подсчета голосов именно он стал президентом США.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: