Реализуемые в социально значимой деятельности.




Этим определяется развитие человека как личности» [5]

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи (т. е. являются врожденными), тогда как личностные качества - психические и социальные - формируются развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:

объектом и предметом педагогической теории и педагогической деятельности могут и должны быть:

¨ личность человека во всем многообразии её природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

¨ процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

¨ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ

Проблема соотношения биологического и социального – одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах развития человека между сторонниками основных философско-психолого-педагогических концепций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций?

 

Таблица 6

Биологическая концепция Социологическая концепция Биосоциальная концепция
Человек – сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение.. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды. Человек - существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

 

Биологическое и социальное

не два параллельных и независимых друг от друга фактора:

они воздействуют на человека одновременно и комплексно,

причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными

и зависит это от многих обстоятельств.

А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?..

Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара[6] – она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов развития человека – наследственности, среды и воспитания.

Рисунок 8. С1 С С2

ЛЮБАЯ

СХЕМА

УСЛОВНА! С3

 

А В

 

Условные обозначения:

наследственность (врожденные и унаследованные предрасположения)

среда (объективное влияние окружающей среды)

 
 


воспитание (целенаправленный процесс)

Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник АВС), либо дисгармоничным:

1) при преимущественном воздействии одного из внешних факторов (треугольники АВС1 и АВС2);

2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).

Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С может быть бесконечное множество – это отражает множественность индивидуальных вариантов развития человека.

¨ Представленная схемакак и вообще любая схемаусловна.

Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие

наследственности, среды и воспитания

может обеспечить гармоничное развитие человека.

Но и никто, пожалуй,

не может доказать несостоятельность такого утверждения...

Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,

Предлагают версии...

Удачи вам, люди!

¨ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИЛ,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: